Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:46, курсовая работа
Управленческие решения руководителя. 31
1. Проблемное осмысление информации
В теории менеджмента управленческие решения руководителя определяются как его главный интеллектуальный продукт. Руково¬дитель фирмы и его менеджеры постоянно находятся в очень разно¬родном информационном пространстве, которое необходимо ежеднев¬но упорядочивать. Информационная циркуляция, с одной стороны, порождает многочисленные замыслы руководителя, а с другой — ме¬шает их реализации. В сознании руководителя
«это не страшно» — ожидание изменений к лучшему, несмотря на реальные признаки ухудшения результатов;
«туда-сюда» - импульсивные колебания поведения в зависимости от случайного изменения ситуации;
«как наметили» - следование первоначально избранной схеме поведения, без корректировки ее на основе новой информации;
«перестройка на ходу» - быстрый отказ от первоначальных намерений в связи с изменением условий и быстрое изменение поведения.
«Запуская» управленческое решение, руководитель мысленно отыгрывает, какие «деловые связки» работников могут нарушиться в «сбойных» ситуациях, а какие — преодолеют эти сбои. Поэтому в управленческое решение закладываются и соответствующие методы контроля, которые минимизируют управленческие риски. Руководитель, «запуская» управленческое решение, каждый раз взвешивает, насколько оно выполнимо. А это значит, что он заранее предусматривает, какие опасности его подстерегают, где они притаились и когда «выпрыгнут» наружу. Поэтому-то ему так важно учитывать еще и индивидуально-типологические особенности работников.
Работник с «квадратными» психогеометрическими предпочтениями ориентирован на установку «должен!». Он воспринимает задания, детально вникая в их суть. Лучше, если он будет руководствоваться инструкцией. Он любит планировать свое рабочее время, а поэтому задание и инструктирование лучше организовать заранее. Он аккуратен, практичен, рационален, осторожен, трудолюбив, а значит, способен выполнить задание с минимальными отклонениями от ожиданий руководителя.
Работник с «треугольными» психогеометрическими предпочтениями ориентирован на лидерство. Его честолюбивые устремления, установка на достижение успеха, на победу в соперничестве заставляют сосредоточивать все усилия на задании, которое выделит его среди остальных. Он быстро схватывает суть проблемы, действует уверенно, решительно, смело, в чем-то рискуя, но энергично и напористо идя к цели. Ему можно поручать задания с большим диапазоном маневренности: отсекая второстепенное, он выйдет на главное.
Работник с сильной «прямоугольной» психогеометрической ориентацией переживает неопределенность своего положения, иногда сам не зная, чего хочет. Его поведение непоследовательно, переменчиво; он не уверен в себе, нервозен, импульсивен, может совершать неоправданные поступки; доверчив, рассеян, непунктуален, так как сильно сосредоточен на своих переживаниях, ища сочувствия. Если у работника обнаружились эти признаки, то ему трудно сосредоточиться на задании: оно его может увлечь только на время и только в том случае, если пока-
171
жется ему интересным. Но он стремится познать свои. возможности, хочет накапливать новый опыт, чтобы «сбросить» с себя «прямоугольные» качества.
Работник с психогеометрической ориентацией на «круг» приятен в общении, любит контакты с людьми, хорошо понимает других, естественен в своих поступках и знает мнение своих коллег едва ли не по всем вопросам, может хорошо справляться с работой, которая зависит от его умения вступать в контакт, опираясь на хорошие отношения со всеми.
Работник с «зигзагообразными» психогеометрическими предпочтениями склонен к изменениям, к новому повороту событий, к необычным решениям проблемы. Он непрактичен, недисциплинирован, непостоянен, конфликтен, живет чувствами и интуицией больше, чем разумом. Он будет выполнять только то, что его «захватит», но в процессе исполнения заданий он придет к своему собственному оригинальному решению.
Эти «фигурные» расшифровки, так или иначе совмещаясь в каждом работнике, являются константами делового поведения. Именно эти константы (сущности) и создают конфликтную среду, особенно там, где руководитель с «квадратной» психогеометрической ориентацией сталкивается с «зигзагообразным» работником. И наоборот: психологическая несовместимость констант задает разное видение ситуаций в постадийном управленческом цикле, определяя и разные способы их «решения». Это и создает «бумеранговый эффект» управления.
Этот эффект может быть негативным, если руководитель поручает исполнить решение работникам, не объясняя мотивы своего выбора. Тем самым он ставит их в положение «слепых» исполнителей своей воли («И почему принято такое решение? Оно же просто дурацкое!»). Может быть и такой вариант: руководитель, единолично принимающий управленческое решение, мотивирует его совсем не так, как ожидали работники, которым он поручает его исполнить. В подобной ситуации они зачастую критически обсуждают его решение. Это бывает даже в том случае, когда решение принято удачно. Если же руководитель действительно ошибся, то ошибка воспринимается как подтверждение правоты подчиненных. Д некоторые из них даже ждут ошибок руководителя, демонстрируя свою правоту и восполняя тем самым свои неудовлетворенные желания повлиять на принятие решений, особенно таких, которые затрагивают их лично. Скептическое отношение к ошибкам руководителя переносится и на свою собственную работу, посредством которой это решение и выполняется. Тем самым у работников не формируется ответственности за то, что они могли бы сделать, но не захотели.
Еще хуже, когда руководитель не считается с мнением подчиненных ему работников, которые по собственной инициативе предупреждают его о возможных отрицательных последствиях уже принятого решения. Если их ожидания подтверждаются, то они начинают
172 *
настороженно относиться и к другим его решениям, боясь попасть впросак, чтобы не оказаться в ситуации «без вины виноватые».
Иные варианты поведения возникают тогда, когда руководитель принимает решения совместно с подчиненными ему работниками, но при доминировании своего мнения. Если он выслушивает их мнения только для того, чтобы их опровергнуть и доказать свое, то это поведение руководителя малоэффективно для их вовлеченности в работу. В этом случае их реакция может быть такова: «Все равно его не переубедишь. В конце концов, он отвечает за свои решения, а не мы. Мы-то можем сделать, как требуют, а что получится — это уж пусть он сам потом разбирается».
Если же руководитель, принимая решение, корректирует свое мнение на основе высказанных предложений работников, то социально-психологический эффект такого поведения очевиден. Работники остаются в целом удовлетворены процедурой принятия решения, поскольку руководитель с уважением отнесся к каждому предложению. Если руководитель — авторитетный, то работники удовлетворены уже тем, что оказали ему необходимую помощь. В этом случае поведение руководителя и поведение работников согласованы, поскольку руководитель, беря на себя ответственность за принятое решение на основе взвешивания их мнений, дал им прочувствовать и их моральную ответственность за дело. В этом случае ему гораздо легче поручать его выполнение.
Может быть и такой вариант поведения руководителя, когда он принимает решение совместно с работниками, но при доминировании их мнения. Тогда он интегрирует все точки зрения, соглашаясь с общей позицией. Социально-психологический эффект такого поведения руководителя особенно велик, если он пользуется авторитетом. Работники удовлетворены, что их мнение ложится в основу принятия решения, и польщены тем, что оказали помощь руководителю в ситуации, требующей именно их интеллектуальных усилий. При такой расстановке сил поведение руководителя и поведение подчиненных хорошо совмещаются. Ответственность руководителя за принятое решение подкрепляется вовлеченностью работников и его «запуск»: они с большим желанием будут реализовывать решение, принятое па основе их мнения.
Все эти ситуации демонстрируют, что в практике «запуска» управленческих решений необходима организация «коммуникативного пространства» уже на стадии их принятия. Оно может деформироваться, искажаться, разрушаться, наполняясь отрицательными зарядами. Но оно может стать средой, где управленческие решения реализуются наилучшим образом.
Каждый руководитель организует эту среду в соответствии со своими предпочтениями.
173
Руководитель с «квадратной» психогеометрической ориентацией Подчиняет «запуск» решения строгому алгоритму Константа: «Я должен» Долженствующий тип коммуникативного поведения
Руководитель с «треугольной» психогеометрической ориентацией «Запуск» решения превращается в волевой акт Константа: «Мне надо!» Подчиняющий тип коммуникативного поведения
уководитель с «прямоугольной» психогеометрической ориентацией «Запуск» решения зависит от стечения обстоятельств Константа: «Я хотел бы» Скептический тип коммуникативного поведения
В передаче управленческого решения ориентирован на исполнение. Любит детально инструктировать, разъяснять, выстраивать схему развертывания будущих событий с вариантами на случаи сбоев. Предпочитает письменные распоряжения. Ясно, обстоятельно, логично излагает то, что необходимо сделать
«Вы должны вписаться в работу»; «Я должен к вам приглядеться»; «Я все рассчитал и не должен ошибиться»; «Вы должны изучить инструкцию»; «Вы, как и все, должны подчиняться распорядку»; «Вы должны детально проанализировать всю информацию»; «Вы должны найти время, чтобы всю работу выполнить в срок»; «Вы должны подробно проинформировать меня обо всем»
В передаче управленческого решения ориентирован на подчинение. Отдает короткие приказы, распоряжения, предпочитая устные формы общения. Не любит возражений. Как правило, все его задания надо выполнять быстро, энергично, потому что «не терпят сроки». И любыми средствами
«Мне надо, чтобы это задание было выполнено поскорее!»; «Беру ответственность на себя!»; «Это не может долго ждать!»; «Уже прошли все сроки!»; «Надо успеть!»; «Надо достать!»; «Надо найти!»; :Надо не отставать!»; «Не надо медлить!»; Надо решать»
В передаче управленческого решения ориентирован на настроение. Плохо чувствует своих работников, так как сконцентрирован на себе. Может давать противоречивые задания. Ошибается в сроках. Зависит от исполнителей, которые могут выправлять его ошибки, а могут и не делать этого
Почему так происходит? Я хочу знать»; :Можно и проанализировать»; «Вы же должны понимать...»; «Вам все это следует обдумать»; «Объясните мне, что происходит?»; «Ну, если я в чем-то не прав...»; «Давайте не будем спешить»; «Посмотрим, какие альтернативы?»; «А что вы думаете?»; «Нам нужно изучить наши возможности»; «Это уже не моя вина»; «В том, что произошло, виноваты вы сами. Я тут ни при чем»; «Вы меня хотите подвести?»
Руководитель с психогеометрической 1риентацией на «круг» «Запуск» решения сопровождается обсуждением Константы: «Мы можем»; «Нам надо»; «Мы должны» Компромиссный тип коммуникативного поведения
Руководитель с «зигзагообразной» психогеометрической ориентацией «Запуск» решения как спонтанный акт
Константа: «Я сам знаю» Конфликтный тип коммуникативного поведения
В передаче управленческого решения ориентирован на работников. Любит обговаривать исполнение решений с сотрудниками. Избегает команд, приказов, распоряжений. Решения передает в форме делового совета, просьбы, рекомендации и, как правило, в устной форме. Зная мнение сотрудников, легко может скорректировать управленческое решение в их интересах
«Главное - это люди»; «Все вместе мы -сила»; «Ошибиться может каждый»; «Я отвечаю за людей»; «Это целиком моя вина»; «Давайте это перепроверим»; «Давайте это обсудим»;«Давайте перекурим, там и поговорим»; «Что там у нас случилось?»; «Будем держать это в секрете»; «Строго между нами, вы как раз тот, кто мне нужен»; «Обстановка должна быть непринужденной»
В передаче управленческого решения ориентирован на новое видение ситуации. Призывает к энтузиазму. Предоставляет работникам полную свободу действий, признавая их право на ошибку. Как правило, поручает им доводку идей. Изначально может внести в управленческое решение то, что потом вносит хаотичность в исполнение работ, или объяснить его недостаточно подробно
.Смысл понятен? Ну и делайте!»; «Все по-новому»; «Это - вчерашний день»; «Это не работает. Надо вот так»; «Все бросить - начать заново!»; «Прекрасная мысль!»; "Великолепная находка!»; «Что? Разве это непонятно?»; «Тут и понимать нечего»; «Смотрите, как это делается!»; «Головой думать надо, головой»; «Мне ваши подробности не нужны»; «Бумажная работа - это тихий ужас!»; «Ладно, потом разберемся»; «Сами догадывайтесь, сами!
Каждый руководитель так или иначе совмещает в себе все эти константы, имея предпочтительные. Поэтому его коммуникативное пространство может наполняться различными типами коммуникаций. Опытный руководитель, обращаясь к работникам при передаче решений на исполнение, стремится вызвать у них благожелательное отношение к своим требованиям, мотивируя их готовность выполнить задание наилучшим образом. Он передает им необходимую 175
174
информацию так, чтобы она была воспринята. Обращаясь к работнику в процессе передачи решений на исполнение, опытный руководитель хочет, чтобы она была лучше воспринята (чтобы не возникло эмоционального психологического барьера), понята (чтобы не возникло смыслового психологического барьера), усвоена работником (стала мотивом его поведения). Чем больше авторитет руководителя у работников, тем гибче формы его обращения к ним, тем богаче их набор. Это и пожелание («Я бы хотел...»), и совет («Я бы посоветовал вам...»), и просьба («Я вас очень прошу...»), и рекомендация («Я вам рекомендую...»), и уведомление («Я бы хотел подчеркнуть, что вы должны... сделать задание к следующему понедельнику»), и разъяснение («Ситуация сложилась трудная...»), и объяснение заданий («Во-первых... во-вторых...»), и указание («Вам срочно необходимо выполнить эту работу...»),