Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:46, курсовая работа
Управленческие решения руководителя. 31
1. Проблемное осмысление информации
В теории менеджмента управленческие решения руководителя определяются как его главный интеллектуальный продукт. Руково¬дитель фирмы и его менеджеры постоянно находятся в очень разно¬родном информационном пространстве, которое необходимо ежеднев¬но упорядочивать. Информационная циркуляция, с одной стороны, порождает многочисленные замыслы руководителя, а с другой — ме¬шает их реализации. В сознании руководителя
Управленческие решения руководителя. 31
1. Проблемное осмысление информации
В теории менеджмента управленческие решения руководителя определяются как его главный интеллектуальный продукт. Руководитель фирмы и его менеджеры постоянно находятся в очень разнородном информационном пространстве, которое необходимо ежедневно упорядочивать. Информационная циркуляция, с одной стороны, порождает многочисленные замыслы руководителя, а с другой — мешает их реализации. В сознании руководителя возникает противоречие между тем, что он хотел бы сделать, и тем, что он не может сделать из-за информационной «разбросанности». А для того чтобы собрать и упорядочить информацию под свой замысел, нужно определенное время. От того, как будет организован этот процесс, зависит качество управленческих решений.
Информационное пространство фирмы организуется так, чтобы руководитель мог удовлетворять свои потребности в постоянной деловой информации о положении фирмы на рынке и о ее внутреннем состоянии. Каждодневный компьютерный мониторинг, обрабатывающий внешнюю информацию, увязывается с внутренней информацией по отслеживанию рабочих процессов. Однако в информационном пространстве существуют вертикальные потоки информации «сверху вниз» и «снизу вверх», а также диагональные и горизонтальные циркуляции. Как правило, именно вся эта информация отслеживается и упорядочивается хуже всего в нестабильной фирме.
В этом информационном пространстве время от времени спонтанно группируются специфические сведения, возникающие из столкновения различных источников и потоков информации. Там, где это происходит, и появляется проблема, отражающая пучок противоречивых интересов. Она-то и требует решения. А поскольку проблемное знание всегда «чувственное», интуитивное, оно нуждается в подкрепляющей информации. Возникновение проблем и есть сигнализация знания о незнании. Для того чтобы их решать, необходим убедительный информационный противовес, восполняющий незнание. Обработка информации начинается с осмысления сведений и вычленения проблем. Информационное пространство фирмы представлено на рис. 55.
Потребность в информации для принятия решения
Уровень деловой осведомленности
2 345 678 910111213141516 17^Р^^"(Л"")
Рис. 55. Потребности руководителя в информации:
1;;г 1 - информационное поле; ~^^_ - необходимость принятия решения; Цс - возникновение проблем; <^\ - информационные пустоты
Из графика, представленного на этом рисунке, следует, что потребность руководителя в информационном обеспечении управленческих решений особенно велика в первой и второй позициях, информация недостаточпа в третьей, пятой и шестой позициях, а также в последних. В то же время достаточность информации фиксируется в седьмой и четырнадцатой позициях. В восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой и тринадцатой позициях он испытывает информационные перегрузки (особенно в девятой). Его уровень деловой осведомленности позволяет принимать управленческие решения только в девятой позиции, отсекая информационные перегрузки и некоторый «пробел», который, впрочем, он может попытаться восполнить или домыслить. Однако уровень деловой осведомленности, фиксирующий поступающие от руководителя самые необходимые сведения, недостаточен для принятия управленческих решений с «длинным запуском» управленческого цикла. Можно предположить, что именно такие решения, требующие качественной переработки информации, и ждут своего часа в первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой позициях. В то же время проблемы, возникшие в информационном пространстве, необходимо решать по мере интенсивности их проявления. Некоторые из них могут подождать (вторая и двенадцатая), но другие уже требуют незамедлительного решения (третья, четвертая, пятая, шестая и седьмая). Есть и такие, которые необходимо решать на опережение (первая и одиннадцатая). Все зависит от скорости их «созревания» и «продвижения» вверх. Могут быть проблемы, которые еще «не дозрели», а бывают такие, которые уже «перезрели» (шестнадцатая и семнадцатая). Рано или поздно они потянут за собой клубок других проблем,
152
В информационном пространстве фирмы могут возникнуть «блуждающие» проблемы, но есть и такие, которые воспроизводятся постоянно: их можно назвать «узловыми». Но эти «узловые» проблемы вращаются вокруг базовой. Как поддерживать оптимальное соотношение перспективных и «текущих» управленческих задач? «Узловые» проблемы воспроизводятся в зависимости от предпочтительных ориентаций руководителя фирмы на формализованные или пер-сонизованные управленческие отношения. В формализованной зоне возникают три «узловые» проблемы. При авторитарной ориентации: «властные полномочия — делегированные полномочия». При технократической ориентации: «стабилизация производства — модернизация производства». При бюрократической ориентации: «централизация — диверсификация». Если все три типа ориентации сильно выражены, то в решении этих проблем руководители будут воспринимать поступающую к ним информацию с точки зрения угрозы своему статусу. Они будут отбирать ту информацию, которая обеспечит им приемлемое соотношение этих противоположных позиций (рис. 56).
Власть
Стабилизация
Централизация
Делегирование
Модернизация
Диверсификация
Рис. 56. Решение трех «узловых» проблем в формализованной зоне управления
В персонизованной зоне также возникают три «узловые» проблемы. При демократизаторской ориентации: «открытие коммуникации — закрытие коммуникации». При гуманизаторской ориентации: «личность — работник». При инновационной ориентации: «инициативность — исполнительность». Если все три типа ориентации ярко выражены, то поступающая информация при решении этих проблем будет восприниматься руководителем с точки зрения развития персонизованной зоны управления, в которой важно иметь чувство меры, совмещая противоположные позиции (рис. 57).
153
Инициативность
Закрытые коммуникации
Работник
Исполнительность
Рис. 57. Решения трех «узловых» проблем в персонизованной зоне управления
В зависимости от того, как совмещаются обе зоны — формализованная и персонизованная, — оценивается и отбирается поступающая информация. Руководители «примеряют» эту информацию к своему собственному «я», соотнося ее со своими личными интересами, взвешивают, насколько она может способствовать принятию приемлемого для них управленческого решения, планируют свое деловое поведение.
В то же время переработка информации руководителями в фирмах зависит и от того, какая маркетинговая стратегия выбирается и как решение текущих задач работает на нее. Если выбирается наступательная маркетинговая стратегия, которая обеспечивается успешными объемами продаж нового товара, то тогда под нее решаются и все узловые проблемы. В этом случае усиливается «вес» персонизованной зоны управленческих отношений. Руководители оказываются сильно ориентированы на поиск собственных возможностей в оптимальном раскрытии человеческих ресурсов фирмы. Общая схема решения «узловых» проблем под наступательную маркетинговую стратегию представлена на рис. 58. Из схемы, представленной на этом рисунке, следует, что «моторными» факторами переработки информации являются модернизация производства с целью создания ноу-хау, делегирование полномочий, инициативность сотрудников, уважение личностного «я», открытость коммуникаций и диверсификационная структура управления. Вся информация подбирается, оценивается и перерабатывается под такое решение этих проблем, которое основывается на ресурсной концепции управления поведением.
Если же выбирается оборонительная маркетинговая стратегия, то все «узловые» проблемы могут решаться в обратном соотношении. Успешность этой стратегии будет определяться тем, хватит ли наличных ресурсов фирмы для того, чтобы выжить. В этом случае поступающая информация будет непроизвольно искажаться в сознании руководителей. Возможны четыре варианта такого искажения.
154
Рис. 58. Общая схема информационной проработки «узловых» проблем под наступательную маркетинговую стратегию фирмы
Во-первых, информация может полностью «раствориться» и никак не повлиять на принятие управленческого решения: она будет просто проигнорирована в случае неуспеха, а в случае успеха принята к сведению, но не востребована. Во-вторых, информация может быть «очищена» таким образом, когда воспринимается только то, что служит выживанию, а все остальное уходит на периферию сознания. В-третьих, информация может быть одобрена руководством, но не принята в качестве инструмента подготовки управленческих решений. Она кажется взрывоопасной самим руководителям, которые видят в ней скрытый намек на собственную несостоятельность. В-четвертых, информация просто отбрасывается, так как противоречит сложившемуся групповому мнению руководителей фирмы.
Все четыре варианта «блокировки» информации являются типичными случаями из практики консультирования. Руководителей некоторых фирм, особенно АООТ, устраивает та информация, которой они привыкли пользоватьсяя поскольку она позволяет скрывать ошибки, просчеты, неудачи их управленческой политики.
155
Особенно трудно организовывать сбор, оценку и переработку информации в условиях кризисного управления. Научно-практический подход к этому процессу наталкивается на некоторые стереотипы в сознании высших руководителей фирмы: а) они думают, что все знают и что поэтому исследование ничего нового им не дает (ошибка самоуверенности); б) они не думают, что все знают, но уверены, что изучение мнений работников им мало что даст (ошибка предвзятости); в) они считают, что никакие исследования проблем управления ничем не помогут (ошибка фатальности); г) они боятся, что выявленные недостатки заставят разрушить их собственные убеждения (ошибка «зажатости»).
В условиях кризисного управления, особенно акционерными обществами открытого типа — бывшими государственными предприятиями, — возникла парадоксальная ситуация искажения информационного пространства, когда сами же руководители, пригласив консультанта оптимизировать управление, мешают процессу сбора, оценки и переработки информации. Но он попадает в трудную ситуацию, которую можно охарактеризовать следующими параметрами:
локализация консультаций, ограничение поля исследований мелкими проблемами;
сокрытие нужной информации под предлогом коммерческой тайны;
блокировка допуска к анализу воспроизводящихся проблем управления;
отсутствие времени у руководителей на то, чтобы глубоко вникнуть в сам процесс получения информации;
нежелание вкладывать необходимые финансовые средства в упорядочивание информации для решения возникающих проблем;
стремление получить результат «с ходу», не учитывая необходимый временной масштаб сбора и оценки информации;
привычка принимать решения в спешке на основе поступления «сырой» информации;
непроизвольное «закладывание» ошибок в сам процесс сбора и оценки информации под давлением стресса и фрустраций;
недооценка социально-психологических методов овладения необходимой информацией в специальных тренингах, ролевых и деловых играх;
сильное предпочтение внешней информации, сопровождающееся «сдвигом» внутренней информации на «потом»;
переакцентировка с психологических управленческих аспектов информации на организационно-экономические;
примитивизация управленческой деятельности из-за потери контроля над процессом сбора, оценки и переработки необходимой информации стратегического значения;
физическая невозможность уследить за всеми разнообразными источниками информации, которые нарастают в связи с увеличением объема работ;
156
возникновение типичных «конфликтных» зон, которые затрудняют циркуляцию информации, создавая дополнительные трудности; ориентация на сокрытие информации от «низов»; стремление монополизировать информацию на верхних этажах управления, чтобы прочнее «держать власть»;
недооценка информации «снизу», так как мало учитывается мнение нижестоящих руководителей;
низкая культура профессионального общения, которая искажает коммуникации и деформирует циркуляцию информации;
возникновение слухов, восполняющих дефицит информации и негативно действующих на принятие управленческих решений.
В этой ситуации у консультанта оказываются связаны руки. Руководители «топчут поле», на котором можно вырастить хороший урожай. Информация — это семенной фонд управленческих решений. От того, насколько она качественна, зависит и уровень их проработки. Ее качество определяется тем, кто готовит информацию, сколько времени отпущено на ее подготовку, из каких источников ее пополнять, по каким критериям оценивать, какие методики использовать, какие закономерности проверять, по каким каналам передавать. Бывают ситуации, когда руководителю срочно требуется «сырая» информация, т.е. сведения, которые он сам хочет проанализировать. Но возникают и такие ситуации, когда необходима работа аналитиков по ее подготовке. Такие аналитики, как правило, являются специалистами в своей, конкретной области работ (маркетологи, финансисты, юристы, экономисты, работники службы связей с общественностью и др.). Встречаются и ситуации, когда на базе одних и тех же данных можно сделать разные выводы. Это бывает и тогда, когда применяются разные методики в сборе и оценке информации, и тогда, когда она интерпретируется в зависимости от субъективных предпочтений аналитиков. При этом нарушается основное правило научно-практического подхода к подготовке информации: она должна быть беспристрастной, особенно если ее готовит приглашенный консультант.
А для того чтобы она была таковой, необходима определенная методическая процедура, которая предполагает следующие этапы работ: проблематизация (выяснение характера проблем в информационном пространстве); диагностика (изучение их приоритетности, степени зрелости и информационной обеспеченности); прогнозирование (построение гипотез и сценарных вариантов разрешимости и неразрешимости проблем); проектирование (построение модели их разрешения); апробирование (проверка модельных наработок в практике предварительного обсуждения); отыгрывание (проверка «плюсов» и «минусов» модели в игропрактике); доводка (изложение рекомендаций по скорректированной рабочей модели).
Эти этапы предполагают полный цикл сбора, оценки, переработки, проверки и выдачи рекомендаций для принятия управленческих решений. Информация подготавливается не только по их содержанию, но и
157
по механизму реализации, а также по последствиям. Эти этапы повышают качество информации, которая сама по себе чрезвычайно коварна. Идеально она должна быть полной, своевременной, достоверной, взвешенной и опережающей. На самом деле она может быть: а) недостаточной или перегруженной (короткие справки — толстые отчеты); б) поспешной или запоздалой; в) искаженной или плохо проверенной; г) несущей одни «плюсы» или одни «минусы»; д) отстающей от сегодняшнего дня или уводящей в «отрыв». Консультант, готовящий информацию для высшего руководства фирмы, должен обязательно работать по предложенной в предыдущем абзаце схеме. Однако далеко не всегда это удается, несмотря на очевидные позитивные стороны такого подхода.
...В один акционированный производственный комбинат был приглашен консультант, чтобы помочь решить проблему перестройки структуры управления ремонтными службами. У руководства возникла идея централизовать ремонтные работы, которые проводились по объектам неэффективно: каждый директор производства имел в штате рабочих-ремонтников. Централизованная модель управления предполагала высвобождение половины работающих и создание одной мобильной бригады, оперативно реагирующей на неполадки. При этом оплата их труда должна была увеличиться вдвое. Согласно замыслу руководства бригада должна была подчиняться непосредственно главному инженеру, а ее работы должны были оплачиваться директорами производств по договорам. Внедрение этой системы управления ремонтными службами предполагалось осуществить в приказном порядке за од-ну-две недели.
Консультант начал с изучения мнения главного инженера, который был категорически против. Он изучил мнения главного энергетика и главного механика, а также точку зрения директоров производств. Все были против подобной реорганизации и приводили веские контраргументы. Однако выяснилось и то, что этот замысел можно осуществить, если лучше подготовиться. На стол руководству комбината легла короткая справка. «Предварительные ознакомительные беседы с начальниками служб и подразделений показали, что формирование централизованной ремонтной бригады требует перестройки всей системы управления комбинатом. Для этого необходимо ввести регулярную учебу руководителей 3 раза в неделю по 2 часа (не менее 24 часов), а также подготовить проект реорганизации комбината на основе отработки маркетинговой стратегии управления. Степень риска на стадии внедрения такого проекта 60—70%, если не будет проведена подготовительная работа с управленческим персоналом среднего и низшего звена. Предлагаю конкретные шаги: а) семинар с директорами на тему: «Организация управления на комбинате» (16 часов); б) второй семинар с директорами на тему: «Как управлять персоналом?» (16 часов); в) семинар с директорами и руководителями вспомогательных подразделений на тему: «Как управлять ремонтными