Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:46, курсовая работа
Управленческие решения руководителя. 31
1. Проблемное осмысление информации
В теории менеджмента управленческие решения руководителя определяются как его главный интеллектуальный продукт. Руково¬дитель фирмы и его менеджеры постоянно находятся в очень разно¬родном информационном пространстве, которое необходимо ежеднев¬но упорядочивать. Информационная циркуляция, с одной стороны, порождает многочисленные замыслы руководителя, а с другой — ме¬шает их реализации. В сознании руководителя
Многое зависит и от того, кто и как психологически предрасположен принимать управленческие решения. По этому критерию можно выделить пять психологических типов.
Рассудочный тип. Преобладают детализация решения, их согласование, проработка всех этапов и выбор варианта на основе глубокой интеллектуальной вовлеченности («квадрат»).
Прагматический тип. Преобладают волевые решения на основе здравого смысла и интуиции; происходит быстрое и точное «попадание в цель» благодаря отбрасыванию деталей («треугольник»).
Комплексивный тип. Преобладает «колебательный настрой» в принятии решении, которые могут и затягиваться, и приниматься, и отме-к«
няться в зависимости от переживания собственных проблем («прямоугольник»).
Посреднический тип. Преобладают «мягкие» управленческие решения, впитывающие мнения работников, в которых учитываются те последствия, которые могут позитивно или негативно отразиться на их интересах («круг»).
Эвристический тип. Преобладают управленческие решения, которые могут быть сгенерированы по-новому; сильная вера в новую идею затрудняет прогноз в оценке их последствий («зигзаг»).
В практике управления и сами руководители, и их команда редко представляют эти психологические типы в «чистом виде». Все они так или иначе совмещаются. А поэтому совмещаются и способы принятия управленческих решений. На рис. 59,60 с помощью психогеометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзиг) изображены результаты тестирования двух руководителей с разными типологическими характеристиками, дополняющими друг друга.
Рис. 59. Руководитель отдела С
Рис. 60. Руководитель фирмы 11
Почти оптимальными оказываются управленческие решения руководителя отдела, который проявляет себя и как аналитик, и как практик, и как коммуникатор. Он хорошо дополняет руководителя фирмы — женщину, которая сильно ориетирована на новые идеи, но которой не хватает некоторой определенности. Работая вместе, они принимают такие управленческие решения, которые продвигают фирму в поисках и новой концепции, и новых клиентов, и новых сотрудников.
Процесс принятия управленческих решений зависит и от того, какие точки приложения усилий руководитель хочет выбрать после ознакомления с информацией. Эти усилия могут быть направлены на разработку общей модели решения, на определение детальной процедуры ее разработки, на поиск идеи решения, на отработку схемы
164
принятия решения по этапам (оценка проблемы — анализ проблемы — варианты ее решения — прогноз последствий — поиск предпочтительного варианта — оформление решения). Руководитель определяет для себя и свое поведение в организации этого процесса: что делать? Ограничиться ли только постановкой задачи с некоторым количеством неизвестных? Предложить ли процедуру работы? Высказать ли только идею? Организовать ли выработку решения в деталях? Тем самым он решает организационную проблему: как лучше провести презентацию проекта управленческого решения, какие раздаточные материалы подготовить, чтобы участники имели возможность заранее ознакомиться с информационными данными, которые лучше представлять в динамике. Он должен также продумать, какое «коммуникативное пространство» следует организовать, чтобы управленческое решение было принято с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Конечно, есть немало решений, которые могут приниматься и принимаются единолично. Это особенно характерно для руководителей с ярко выраженной предпринимательской ориентацией, возглавляющих работу коммерческих отделов и вынужденных часто принимать решения в зависимости от ситуаций. Есть решения, которые принимаются коллегиально (советом директоров). Есть решения, требующие согласования с партнерами и дочерними фирмами, и есть решения, принимаемые руководителем с учетом мнения работников фирмы. Поэтому то или иное «коммуникативное пространство» организуется в зависимости от того, каков характер управленческого решения.
В процесс принятия управленческих решений важно включить: во-первых, тех, кто готовил информацию (штабных аналитиков, экспертов, консультантов); во-вторых, тех, чьи интересы затрагиваются прямо или косвенно; в-третьих, тех, кто может стать непосредственным исполнителем, особенно на нижних уровнях или в контактных точках (продажа товара).
Организация «коммуникативного пространства» на совещаниях у руководителя может быть линейной (длинный стол), овальной (столы составлены в полукруг), круглой (столы расположены по кругу) и смешанной (столы для четырех—шести человек, расставленные в полукруг). Самым неэффективным является линейный тип коммуникаций, провоцирующий авторитарность мышления в «тоннельном коридоре» и воспроизводящий образ иерархической организации. Самым эффективным оказывается смешанный тип коммуникаций (столы в полукруг), где стимулируется многомерный контакт и воспроизводится образ автономной, децентрализованной организации. Линейный тип коммуникаций подавляет генерирование идей и снижает значимость прогностической роли в принятии управленческих решений, а смешанный тип задает дополнительные импульсы в усилении этих ролей.
Особенно важно заложить в управленческое решение организационный механизм его исполнения, а не откладывать «на потом». Вот почему желательно, чтобы управленческое решение апробировали его непосредственные исполнители. Именно они лучше всего помогут скорректировать механизм его реализации. Но именно этот механизм чаще всего и оказывается недоработанным. Руководители высшего звена привыкают работать в своем «клановом» кругу, постоянно теряя «обратные связи» как раз там, где они особенно необходимы.
Для того чтобы этого не случилось, можно применять два прямо противоположных организационных способа выработки и принятия управленческих решений.
Выбиратель решения
Ответственный выбор
Генератор идей
Оценщик информации
Информация
Предсказатель результатов
Оценщик последствий
Последствия
Вариант «Б»
Приглашения с мест
Ознакомление с информацией «извне»
Принятие решения нижестоящим менеджером за вышестоящего («Чья проблема, тот и решает»)
Вариант «А»
Выезд на место Рекогносцировка
Принятие решения в «горячей точке» («Где проблема, там и решаем»)
Оба варианта дают возможность преодолеть дефицит информации «снизу вверх», но эти варианты в практике фирм могут применяться только там, где развита организационная культура управления. Оба варианта весьма эффективны, особенно вариант «Б», который «опрокидывает» устоявшиеся представления о том, кто за кого принимает управленческие решения. В первом случае вышестоящий руководитель оказывается в роли нижестоящего, но принимает решения «внизу», чувствуя «высоту своего полета». Во втором случае принимающий решение нижестоящий руководитель оказывается в роли вышестоящего, чувствуя «земное притяжение». Оба варианта парадоксальны, но именно организационные парадоксы со знаком «плюс» и определяют эффективность управленческой деятельности руководителя.
Организуя принятие решения в таких зонах «коммуникативного пространства», руководитель тем самым минимизирует риски возможных негативных последствий. Управленческое решение как таковое психологически фиксируется в конечной точке переработки информации, где и осуществляется выбор предпочтительного варианта развертывания событий. С этого момента руководитель берет на себя всю ответственность за тот сценарий, который будет разворачиваться в управленческом цикле. В самом акте выбора управленческого решения его роль генератора идей соотносится с ролью предсказателя тех результатов, которые «запускаются» в сценарный исход управленческого решения (рис. 61).
166
Рис. 61. Ролевая структура принятия управленческого решения
Выбор того или иного управленческого решения есть одновременно и определение поведенческих стратегий руководителя, которые зависят и от того, как он собирается «запускать» решение, взвешивая «плюсы» его реализации и «минусы» в определенном временном масштабе (табл. 16).
Таблица 16 Классификация моделей поведения руководителей
Поведенческая стратегия | Реакция на информацию | Мотивационный настрой руководителя |
1. Идеальная | Адекватная в условиях полноты информации. Риск ненадежности прогноза минимальный (до 10%) | «Я уверен в своем выборе, потому что знаю, чего ожидать и когда» |
2. Реалистическая | Метод здравого смысла в условиях противоречивости информации. Риск ненадежности прогноза нормальный (до 20%) | «Я не уверен, что результат будет такой, какой мы ожидаем, но мы можем его получить, если все ситуации повернем в свою пользу» |
3. Адаптивная | Метод избежания неудач в условиях дефицита информации. Риск ненадежности прогноза повышенный (до 30%) | «Не будем забегать далеко вперед. Только действуя по ситуации, мы можем получить результат. Так мы избежим многих ошибок» |
4. Компенсаторная | Метод перекрытия неудач успехами в условиях меняющейся информации. Риск ненадежности прогноза высокий (до 40%) | «Я не могу точно сказать, что нас ожидает. В любом деле бывают срывы. Чем и как мы их будем компенсировать?» |
5. Авантюрная | Метод «проб и ошибок» в условиях информационной неопределенности. Риск ненадежности прогноза очень высокий (до 50%) | «Я не знаю, что мы получим, но дело стоящее. Сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим» |
6. Конфликтная | Метод открытого вызова в условиях негативного давления информации: «Наперекор течению». Риск ненадежности прогноза недопустимый (свыше 50%) | «У нас только 10 шансов из 100. Но мы должны добиться успеха. Любыми путями» |
Во всех управленческих решениях взвешиваются факторы, увеличивающие риск, и факторы, уменьшающие его. Руководитель оценивает конкретные виды риска по обеим группам (факторов. Он устанавливает для себя допустимый уровень риска и мысленно «проигрывает» возможные меры по его снижению (рис. 62).
Уровень риска lo
Недопустимая зона риска
Работники
Дело Работники
^г Дело ^
Уверенность
Цо Уверенность
1 23456789 lO^a"^
Рис. 62. Условные зоны риска:
1 - риск минимальный (1: 9); 2- риск пониженный (2 : 8); 3- риск нормальный (3 : 7); 4- риск повышенный (4 : 6); 5- риск завышенный (5 : 5); 6 - риск высокий (6 : 4)
Руководитель принимает более рискованные управленческие решения тогда, когда сам берется контролировать ситуации управленческого цикла. Менее рискованные управленческие решения могут быть приняты в групповых обсуждениях, где возникает социально-психологический феномен «сдвига риска» в сторону его снижения или выравнивания. Если руководитель находится еще и в роли предпринимателя, то он, предпочитая принимать управленческие решения единолично, рискует, как правило, больше и чаще. Если же он находится в роли наемного менеджера, то он предпочитает больше прислушиваться к мнению сотрудников и коллег, смягчая тем самым риск своих управленческих решений. Этот риск может быть двояким: опасения, что возникающие ситуации не дадут быстро продвигать дело (направление работы) и что сотрудники недостаточно энергично будут выполнять его задания. В результате фирма может понести убытки. Поведение руководителя может быть направлено на то, чтобы преодолеть факторы организационного и социально-психологического риска: если возникнет конфликт, то все сорвется. Он может добиться успеха только тогда, когда будет уверен, что работники его не подведут, а дело, за которое он взялся, прибыльное (рис. 63, а, б).
168
Рис. 63. Зависимость риска руководителя от степени уверенности в организации дела и работниках: менеджерская роль (а); предпринимательская роль (6)
При позитивной ориентации в зоне риска вероятность успеха его замысла повышается. При негативной ориентации в зоне риска, смягчаемой собственной верой в успех дела, вероятность осуществления его замысла снижается, но он может войти в процесс реализации управленческих решений, взвалив всю тяжесть работы на себя. Она будет регулироваться прежде всего его личными мотивами достижения успеха. Но одновременно, если управленческий цикл не короткий, он должен гасить риски некачественного выполнения заданий работниками и риски организационных срывов дела. Риски могут быть высокими, если он станет запаздывать с принятием контрмер, особенно тогда, когда ситуации будут возникать внезапно. Из графика, представленного на рис. 63, а, также следует, что при позитивной ориентации в зоне риска у руководителя доминирует менеджерская роль, а при негативной ориентации преобладает роль предпринимателя (рис. 63, 6). В первом случае руководитель предпочитает принимать управленческие решения вместе с работниками, а во втором — будет стремиться принимать их сам.
От того, как совмещаются или расходятся эти роли, зависит «запуск» управленческого решения. Этот акт может быть успешным, если работники принимают участие в его выработке, но он может давать сбои, если управленческое решение работникам навязано.
3. «Запуск» управленческого решения
В практике управления постоянно возникает еще одна «критическая точка», которую должен преодолевать руководитель: ответственный настрой исполнителей на творческое выполнение заданий. В этой точке и происходит «запуск» управленческих решений. Она оказывается критической потому, что решение может быть хорошо или плохо воспринято работниками. Если оно воспринимается с удовлетворени-169
ем, то есть надежда, что «процесс пойдет». Если оно воспринимается без энтузиазма, есть опасение, что «процесс» может быть сильно нарушен. «Запуск» управленческого решения — то же самое, что бросок бумеранга: если не поразишь цель, то бумеранг поразит тебя самого.
Успех реализации управленческих решений определяется тем, как подобраны исполнители: менеджеры и специалисты. Они могут быть подобраны как под руководителя, так и под решение задач. Они могут выступать как сплоченная команда профессионалов, но и могут быть разобщены между собой по принципу преданности руководителю .
При высокой кадровой культуре руководитель передает решения на исполнение сплоченной команде профессионалов, а при низкой — тем, кому доверяет лично, вне зависимости от профессиональной компетенции. Эти два подхода имеют свои положительные и отрицательные стороны: команда профессионалов исполнит его задание хорошо, но может не сохранить при себе коммерческую информацию, если конкуренты заплатят больше, а преданные ему лица сохранят коммерческую информацию в тайне, но не всегда хорошо могут выполнить его задание, если у них недостаточно профессионализма. Это противоречие решает каждый руководитель небольшой фирмы, но когда фирма разрастается, команда профессионалов становится нужнее.
«Запуск» управленческих решений осуществляется и в индивидуальном, и в групповом режиме. Есть решения, требующие усилий одного специалиста, которому просто поручается задание. А есть решения, которые требуют групповых усилий работников через организацию их «деловых связок». Поэтому руководитель, обращаясь к работникам, всегда взвешивает, кто с кем будет сотрудничать и что из этого может получиться. Психологические эксперименты выявили пять различных способов поведения работников в их «деловых связках».
170
Эти способы зафиксированы при введении «сбойных» ситуаций: «проторенная дорожка» - недостаточная гибкость мышления и поведения, привязанность работников к тем ситуациям, в которых они привыкли работать;