Управленческие решения руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Управленческие решения руководителя. 31
1. Проблемное осмысление информации
В теории менеджмента управленческие решения руководителя определяются как его главный интеллектуальный продукт. Руково¬дитель фирмы и его менеджеры постоянно находятся в очень разно¬родном информационном пространстве, которое необходимо ежеднев¬но упорядочивать. Информационная циркуляция, с одной стороны, порождает многочисленные замыслы руководителя, а с другой — ме¬шает их реализации. В сознании руководителя

Работа содержит 1 файл

управленческие решения.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

158

работами?» (8 часов); г) семинар с руководителями высшего, средне­го и низшего звеньев управления на тему: «Стратегия развития ком­бината» (16 часов). Для того чтобы успешно отработать решение этих проблем, необходима информация, собрать которую важно в течение недели. Перечень вопросов прилагается».

Реакция председателя совета директоров и генерального директо­ра была такова: «Нет времени»; «Людей нельзя отвлекать от работы»; «Пусть плохо управляем, зато сами»; «Да и стоить это будет нам доро­го». Оставшись наедине со своими проблемами, руководство решило осуществить свой замысел в приказном порядке. Однако консультанту поступила неофициальная информация о том, что если этот замысел будет осуществлен, работать будет невозможно, а потому последние ква­лифицированные специалисты уволятся.

В этой ситуации оказались нарушены этапы сбора, оценки и пере­работки информации. Но полученная информация послужила импуль­сом принятия волевого решения. Возник парадокс: информация была получена для того, чтобы ее проигнорировать. Оказывается, информа­ция может стать сигналом поступать так, как это целесообразно, несмот­ря на ее предупредительный характер. Ее восприятие зависит и от при­влекательности замысла руководителя («Важный проект!»), и от вре­мени («Скорее внедрить!»), и от того, как относятся вышестоящие ру­ководители к наемным нижестоящим («Что с ними разговаривать? Пусть хорошо делают свое дело»).

Но восприятие информации и ее выборочное использование зави­сят еще от индивидуальных психофизиологических характеристик. Врожденные особенности мозга по-своему отражают информацию. Она воспринимается быстрее или медленнее, детально или в целом, рацио­нально или эмоционально. У каждого есть свой «информационный код», своя «фигура» и свой «фон» восприятия информации: оптими­стический, реалистический, пессимистический. В то же время сущест­вуют и типовые коды восприятия информации, характерные только для мужчин и только для женщин, У женщин, например, большая скорость восприятия информации, чем у мужчин, так как полушария женского головного мозга лучше соотносятся между собой: у женщин сгусток нейронов, который связывает оба полушария, на 23% больше. Поэтому информация, воспринимаемая женщинами, более емкая по содержанию и более насыщенная по конфигурации. Доказано также и то, что жен­ский мозг наполняется отрицательной информацией в восемь раз бы­стрее, чем мужской, сигнализируя об опасности. Этим можно объяс­нить то, что женщины-руководители менее склонны к риску, более на­стороженно относятся к переменам, интуитивно ищут защиту в муж­ской поддержке. Подготовка информации для принятия управленче­ских решений женщинами оказывается своеобразным противовесом «мужскому» видению проблемы. Поэтому в разработке управленческих решений важно иметь смешанную команду, в которой были бы пред­ставлены и мужчины и женщины.

159

В психологической науке экспериментально доказано, что существу­ет и социальная типология делового поведения личности. Наиболее при­емлемой в сфере науки и практики управления представляется типовая методика С.Деллингера ( США, 1989). В отечественной практике она бы­ла адаптирована А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой, которые подготовили книгу «Психогеометрия для менеджеров» (Ленинград, 1991). Согласно этой концепции каждого, кто согласен тестироваться, можно «разга­дать» по тому, какую из пяти фигур он выберет в своей ранжировке: квадрат Q , треугольник /\ , прямоугольник [] , круг (^) , зигзаг ^^. Каждая фигура отражает определенные характеристики поведения, кото­рые и задают его типологию. Эффективность этой диагностической мето­дики оценивается высоко: 85% опрашиваемых, выбирая предпочтитель­ные фигуры, точно определяют свой поведенческий тип или их совмещен­ный вариант. Я даю свой адаптированный вариант.

Первый тип — «аналитик», который ориентирован на детальное восприятие и изучение информации. Если он — руководитель, то пред­почитает запрашивать подробную информацию, доверяя официаль­ным источникам и документам. Информация, предоставляемая ему, должна быть логичной, доказательной, убедительной, насыщенной рас­четами, графиками, выводами. Для него характерна рациональная пе­реработка информации.

Второй тип — «деловик», который быстро схватывает суть информа­ции и, не желая вникать в детали, домысливает ее в своем видении того, как можно решить проблему оптимальным путем. Он хорошо «отжима­ет» информацию, концентрируясь на главном и требуя, чтобы она была «без воды». Для него характерна смысловая переработка информации.

Третий тип — «эгоцентрист», который воспринимает информацию, значимую лично для него. Он может менять отношение к информации в зависимости от того, какую угрозу она ему несет и какие преимуще­ства она предоставляет для укрепления его положения. Он меняет тре­бования к поступающей информации. Для него характерна импульсив­ная ее переработка.

Четвертый тип — «коммуникатор», предпочитающий «живые» ис­точники информации в общении с теми людьми, которым доверяет. Ему важна прежде всего такая информация, которая ориентирована на то, чтобы избежать или смягчить неблагоприятные для работников послед­ствия управленческих решений. Он отбирает информацию по крите­рию оценки общественного и группового мнения. Для него характерна эмоциональная пер.еработка информации.

Пятый тип — «инноватор», который ориентирован на информацию под новые идеи. Он больше доверяет своей интуиции, чем компьютер­ной обработке информации. Хорошо генерирует ту информацию, ко­торая «работает» на внедрение нового, но критикует и может отбро­сить ту, которая противоречит его замыслам. Для него характерна ин­туитивная переработка информации.

Все типы делового поведения так или иначе могут совмещаться, а поэтому переработка информации может быть разнокодовой.

160

2. Принятие управленческих решений

Управленческое решение есть «снятие» противоречий назревшей проблемы; оно принимается руководителем за подчиненных ему ра­ботников. Необходимость в его принятии возникает тогда, когда не­возможна стереотипная, привычная реакция на полученную инфор­мацию. Самые трудные управленческие решения — те, которые при­нимаются, с одной стороны, в условиях дефицита времени, а с дру­гой — в условиях информационной неопределенности и противоре­чивости. Эти решения служат главным критерием оценки руководи­теля. Смягчить трудность их принятия можно только в том случае, если они будут готовиться заранее, что в практике управления не всегда возможно. Главное требование к руководителям в этой связи таково: «Ищи способы, чтобы принимать решения своевременно». Это значит, что они не должны приниматься слишком поздно или слишком рано. В первом случае нужно решать «перезревшую» про­блему, а поэтому делать работу с надрывом. Во втором случае нужно решать «недозревшую» проблему, а поэтому делать то, что потом может быть сильно скорректировано или отменено. Но бывают та­кие парадоксальные ситуации, когда накопившиеся проблемы надо разрешать в серии управленческих решений, И тогда оказывается, что какие-то из них руководитель спешит принять, но в то же время медлит с принятием других.

В подготовке управленческого решения руководителю важно по­нять, почему возникла и надвинулась та или иная проблема. Ведь мо­жет быть, что эта проблема искусственная, и тогда получится, что он примет псевдорешение. Поэтому лучше самому проверить всю инфор­мацию, поступившую к нему по той или иной проблеме, чтобы избе­жать тех ошибок, которые могут возникнуть при преподнесении ин­формации его ближайшим окружением (слухи, домыслы, предубежден­ность, дискриминация кого-то). Перепроверка информации необходи­ма для того, чтобы убедиться лично, что проблема есть. Тогда руково­дитель формулирует се.

Но зачастую возникают ситуации, когда проблем накапливается много. Сформулировать их можно, но важно выбрать приоритетную, т.е. такую, от разрешения которой зависели бы разрешения других про­блем. Здесь можно применять метод двойной альтернативы во взвеши­вании тех последствий, которые обнаружат себя, если проблема разре- . шнтся и если проблема не разрешится. Обычно в практике консульти­рования, когда конструируется проблемное поле, задаются следующие вопросы: «Что произойдет с вашим предприятием через полгода, если эта проблема не будет разрешена?» и «Что произойдет с вашим пред­приятием, если эта проблема будет разрешена?». Эта информация мо­жет быть получена либо в экспертном опросе руководителей, либо в

6 Ю.Д. Красовский                        161

деловой игре открытого типа, когда играют команды, которые и оцени­вают эти последствия, взвешивая «плюсы» и «минусы» в ответах на каждый вопрос.

Тогда, когда это становится ясно, важно понять, какое решение нуж­но принимать, на каком уровне оно должно быть принято, кого пригла­сить для его окончательной выработки, какие ресурсы необходимо бу­дет задействовать и хватит ли их, какая дополнительная информация понадобится, как скоро она может быть получена и от кого. Если же дополнительную информацию получить трудно, то возможны вариан­ты принятия управленческого решения с некоторыми допущениями, т.е. проведение своеобразного мысленного эксперимента: «Если допу­стить, что возможен и такой вариант...» Эти допущения также оцени­ваются по их позитивным и негативным последствиям, а в деловой иг­ре — просто отыгрываются. В конечном счете отбирается только один из вариантов по взвешенности последствий, как правило, в краткосроч­ной перспективе, но с учетом возможных отсроченных «плюсов» и «ми­нусов» в экономической, финансовой, правовой, социально-психоло­гической, персональной и организаторской сферах.

Обмен мнениями позволяет подойти к окончательному выбору предпочтительного варианта, хотя он может быть совсем не самым луч­шим: зачастую приходится выбирать по принципу «что навредит мень­ше всего». Но это, как правило, случается тогда, когда проблема «пере­зрела». Выбор этого варианта является кульминацией принятия реше­ния, так как именно сейчас в сознании каждого руководителя наиболее ярко высвечиваются риски: «Чем я рискую и как?» При доминирова­нии предпринимательских ориентаций он просчитывает прежде всего выгоду: «Если ошибусь, то сколько потеряю?» При доминировании ме­неджерских ориентаций он взвешивает прежде всего свои возможно­сти («Во что обойдется мне это решение?»; «Где я найду ресурсы?»); свое время («Хватит ли у меня времени?»; «Какие дела я должен сей­час отложить?»); своих сотрудников («С кем мне придется тащить это направление?»; «Кому перепоручить выполнение других заданий?»); свою ответственность («Не взваливаю ли на себя слишком много? По­тяну ли?»). Поэтому управленческие решения всегда принимаются с учетом многочисленных рисков, так как руководителю приходится пе­реструктурировать свою деятельность, включая в нее «запуск» новой. Принятие многих решений тормозится оттого, что руководители кор­ректируют выбор предпочтительного варианта в зависимости от своих переживаний. Многие замыслы гибнут именно потому, что руководи­тель физически перегружен, а потому может быть ориентирован не столько на достижение успехов, сколько на избежание неудач. Он стре­мится сохранить резервы, так как его ресурс кажется ему исчерпанным. В то же время он хочет застраховать себя от тех неудач, которые высве­чиваются ему в поле его личного риска. Эти неудачи возможны пото­му, что, взявшись за исполнение нового решения, он может упустить другие управленческие циклы. Поэтому поле его рисков видоизменя-

162

ется каждый раз, как только принимается новое решение. Он успешно борется с этими рисками, если его мышление одинаково хорошо упо­рядочивает информацию, отбирает главное, срабатывает на опереже­ние, генерируя идеи.

Но принятие управленческого решения может сопровождаться ошибками руководителя, что усиливает напряженность в его «поле ри­ска». Эти ошибки могут быть и субъективными, и объективными, т.е. непроизвольными и вынужденными.

Субъективные

Объективные

1. Привычка принимать решения по вы­бранному шаблону («Мы всегда де­лали так»)

1. Перенасыщенность принимаемых ре­шений, которые поэтому не всегда выполняются

2. Переоценка возможного успеха («Мне обязательно повезет»)

2. Новые решения противоречат тем, которые уже приняты, так как надо выправлять ситуацию

3. Настрой на субъективно желаемое («Я этого очень хочу»)

3. Новые решения дублируют те, кото­рые были приняты ранее, но не «ра­ботают»

4. Апелляция к собственному опыту («Мой опыт поможет сделать пра­вильный выбор»)

4. В принятых решениях даны нереаль­ные сроки, все понимают это, но принимают их

5. Недооценка рисков («Со мной это не произойдет!»)

5. Принимаемые решения оказываются «половинчатыми» в силу обстоя­тельств

6. Установка на самый исполнимый ва­риант («Зато быстро сделаем»)

6. В новых решениях заложена опреде­ленная доза конфликтности

7. Стремление доказать свою правоту («В конечном счете я всегда оказы­вался прав»)

7. Новые решения принимаются боль­шинством, хотя верным может быть мнение меньшинства

8. Подгонка информации под свой за­мысел решения («Моя идея должна сработать»)

8. Решения принимаются с учетом того, что все ошибки исправятся потом

9. Абстрактная выработка решения («Смысл понятен, а там разберемся»)

9. Игнорируется поэтапная процедура принятия решений, так как нет времени

10. Давление неудач («Я уже не один раз обжигался»)

10. Некому готовить необходимую ин­формацию для принятия решения

Информация о работе Управленческие решения руководителя