Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:46, курсовая работа
Управленческие решения руководителя. 31
1. Проблемное осмысление информации
В теории менеджмента управленческие решения руководителя определяются как его главный интеллектуальный продукт. Руково¬дитель фирмы и его менеджеры постоянно находятся в очень разно¬родном информационном пространстве, которое необходимо ежеднев¬но упорядочивать. Информационная циркуляция, с одной стороны, порождает многочисленные замыслы руководителя, а с другой — ме¬шает их реализации. В сознании руководителя
158
работами?» (8 часов); г) семинар с руководителями высшего, среднего и низшего звеньев управления на тему: «Стратегия развития комбината» (16 часов). Для того чтобы успешно отработать решение этих проблем, необходима информация, собрать которую важно в течение недели. Перечень вопросов прилагается».
Реакция председателя совета директоров и генерального директора была такова: «Нет времени»; «Людей нельзя отвлекать от работы»; «Пусть плохо управляем, зато сами»; «Да и стоить это будет нам дорого». Оставшись наедине со своими проблемами, руководство решило осуществить свой замысел в приказном порядке. Однако консультанту поступила неофициальная информация о том, что если этот замысел будет осуществлен, работать будет невозможно, а потому последние квалифицированные специалисты уволятся.
В этой ситуации оказались нарушены этапы сбора, оценки и переработки информации. Но полученная информация послужила импульсом принятия волевого решения. Возник парадокс: информация была получена для того, чтобы ее проигнорировать. Оказывается, информация может стать сигналом поступать так, как это целесообразно, несмотря на ее предупредительный характер. Ее восприятие зависит и от привлекательности замысла руководителя («Важный проект!»), и от времени («Скорее внедрить!»), и от того, как относятся вышестоящие руководители к наемным нижестоящим («Что с ними разговаривать? Пусть хорошо делают свое дело»).
Но восприятие информации и ее выборочное использование зависят еще от индивидуальных психофизиологических характеристик. Врожденные особенности мозга по-своему отражают информацию. Она воспринимается быстрее или медленнее, детально или в целом, рационально или эмоционально. У каждого есть свой «информационный код», своя «фигура» и свой «фон» восприятия информации: оптимистический, реалистический, пессимистический. В то же время существуют и типовые коды восприятия информации, характерные только для мужчин и только для женщин, У женщин, например, большая скорость восприятия информации, чем у мужчин, так как полушария женского головного мозга лучше соотносятся между собой: у женщин сгусток нейронов, который связывает оба полушария, на 23% больше. Поэтому информация, воспринимаемая женщинами, более емкая по содержанию и более насыщенная по конфигурации. Доказано также и то, что женский мозг наполняется отрицательной информацией в восемь раз быстрее, чем мужской, сигнализируя об опасности. Этим можно объяснить то, что женщины-руководители менее склонны к риску, более настороженно относятся к переменам, интуитивно ищут защиту в мужской поддержке. Подготовка информации для принятия управленческих решений женщинами оказывается своеобразным противовесом «мужскому» видению проблемы. Поэтому в разработке управленческих решений важно иметь смешанную команду, в которой были бы представлены и мужчины и женщины.
159
В психологической науке экспериментально доказано, что существует и социальная типология делового поведения личности. Наиболее приемлемой в сфере науки и практики управления представляется типовая методика С.Деллингера ( США, 1989). В отечественной практике она была адаптирована А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой, которые подготовили книгу «Психогеометрия для менеджеров» (Ленинград, 1991). Согласно этой концепции каждого, кто согласен тестироваться, можно «разгадать» по тому, какую из пяти фигур он выберет в своей ранжировке: квадрат Q , треугольник /\ , прямоугольник [] , круг (^) , зигзаг ^^. Каждая фигура отражает определенные характеристики поведения, которые и задают его типологию. Эффективность этой диагностической методики оценивается высоко: 85% опрашиваемых, выбирая предпочтительные фигуры, точно определяют свой поведенческий тип или их совмещенный вариант. Я даю свой адаптированный вариант.
Первый тип — «аналитик», который ориентирован на детальное восприятие и изучение информации. Если он — руководитель, то предпочитает запрашивать подробную информацию, доверяя официальным источникам и документам. Информация, предоставляемая ему, должна быть логичной, доказательной, убедительной, насыщенной расчетами, графиками, выводами. Для него характерна рациональная переработка информации.
Второй тип — «деловик», который быстро схватывает суть информации и, не желая вникать в детали, домысливает ее в своем видении того, как можно решить проблему оптимальным путем. Он хорошо «отжимает» информацию, концентрируясь на главном и требуя, чтобы она была «без воды». Для него характерна смысловая переработка информации.
Третий тип — «эгоцентрист», который воспринимает информацию, значимую лично для него. Он может менять отношение к информации в зависимости от того, какую угрозу она ему несет и какие преимущества она предоставляет для укрепления его положения. Он меняет требования к поступающей информации. Для него характерна импульсивная ее переработка.
Четвертый тип — «коммуникатор», предпочитающий «живые» источники информации в общении с теми людьми, которым доверяет. Ему важна прежде всего такая информация, которая ориентирована на то, чтобы избежать или смягчить неблагоприятные для работников последствия управленческих решений. Он отбирает информацию по критерию оценки общественного и группового мнения. Для него характерна эмоциональная пер.еработка информации.
Пятый тип — «инноватор», который ориентирован на информацию под новые идеи. Он больше доверяет своей интуиции, чем компьютерной обработке информации. Хорошо генерирует ту информацию, которая «работает» на внедрение нового, но критикует и может отбросить ту, которая противоречит его замыслам. Для него характерна интуитивная переработка информации.
Все типы делового поведения так или иначе могут совмещаться, а поэтому переработка информации может быть разнокодовой.
160
2. Принятие управленческих решений
Управленческое решение есть «снятие» противоречий назревшей проблемы; оно принимается руководителем за подчиненных ему работников. Необходимость в его принятии возникает тогда, когда невозможна стереотипная, привычная реакция на полученную информацию. Самые трудные управленческие решения — те, которые принимаются, с одной стороны, в условиях дефицита времени, а с другой — в условиях информационной неопределенности и противоречивости. Эти решения служат главным критерием оценки руководителя. Смягчить трудность их принятия можно только в том случае, если они будут готовиться заранее, что в практике управления не всегда возможно. Главное требование к руководителям в этой связи таково: «Ищи способы, чтобы принимать решения своевременно». Это значит, что они не должны приниматься слишком поздно или слишком рано. В первом случае нужно решать «перезревшую» проблему, а поэтому делать работу с надрывом. Во втором случае нужно решать «недозревшую» проблему, а поэтому делать то, что потом может быть сильно скорректировано или отменено. Но бывают такие парадоксальные ситуации, когда накопившиеся проблемы надо разрешать в серии управленческих решений, И тогда оказывается, что какие-то из них руководитель спешит принять, но в то же время медлит с принятием других.
В подготовке управленческого решения руководителю важно понять, почему возникла и надвинулась та или иная проблема. Ведь может быть, что эта проблема искусственная, и тогда получится, что он примет псевдорешение. Поэтому лучше самому проверить всю информацию, поступившую к нему по той или иной проблеме, чтобы избежать тех ошибок, которые могут возникнуть при преподнесении информации его ближайшим окружением (слухи, домыслы, предубежденность, дискриминация кого-то). Перепроверка информации необходима для того, чтобы убедиться лично, что проблема есть. Тогда руководитель формулирует се.
Но зачастую возникают ситуации, когда проблем накапливается много. Сформулировать их можно, но важно выбрать приоритетную, т.е. такую, от разрешения которой зависели бы разрешения других проблем. Здесь можно применять метод двойной альтернативы во взвешивании тех последствий, которые обнаружат себя, если проблема разре- . шнтся и если проблема не разрешится. Обычно в практике консультирования, когда конструируется проблемное поле, задаются следующие вопросы: «Что произойдет с вашим предприятием через полгода, если эта проблема не будет разрешена?» и «Что произойдет с вашим предприятием, если эта проблема будет разрешена?». Эта информация может быть получена либо в экспертном опросе руководителей, либо в
6 Ю.Д. Красовский
деловой игре открытого типа, когда играют команды, которые и оценивают эти последствия, взвешивая «плюсы» и «минусы» в ответах на каждый вопрос.
Тогда, когда это становится ясно, важно понять, какое решение нужно принимать, на каком уровне оно должно быть принято, кого пригласить для его окончательной выработки, какие ресурсы необходимо будет задействовать и хватит ли их, какая дополнительная информация понадобится, как скоро она может быть получена и от кого. Если же дополнительную информацию получить трудно, то возможны варианты принятия управленческого решения с некоторыми допущениями, т.е. проведение своеобразного мысленного эксперимента: «Если допустить, что возможен и такой вариант...» Эти допущения также оцениваются по их позитивным и негативным последствиям, а в деловой игре — просто отыгрываются. В конечном счете отбирается только один из вариантов по взвешенности последствий, как правило, в краткосрочной перспективе, но с учетом возможных отсроченных «плюсов» и «минусов» в экономической, финансовой, правовой, социально-психологической, персональной и организаторской сферах.
Обмен мнениями позволяет подойти к окончательному выбору предпочтительного варианта, хотя он может быть совсем не самым лучшим: зачастую приходится выбирать по принципу «что навредит меньше всего». Но это, как правило, случается тогда, когда проблема «перезрела». Выбор этого варианта является кульминацией принятия решения, так как именно сейчас в сознании каждого руководителя наиболее ярко высвечиваются риски: «Чем я рискую и как?» При доминировании предпринимательских ориентаций он просчитывает прежде всего выгоду: «Если ошибусь, то сколько потеряю?» При доминировании менеджерских ориентаций он взвешивает прежде всего свои возможности («Во что обойдется мне это решение?»; «Где я найду ресурсы?»); свое время («Хватит ли у меня времени?»; «Какие дела я должен сейчас отложить?»); своих сотрудников («С кем мне придется тащить это направление?»; «Кому перепоручить выполнение других заданий?»); свою ответственность («Не взваливаю ли на себя слишком много? Потяну ли?»). Поэтому управленческие решения всегда принимаются с учетом многочисленных рисков, так как руководителю приходится переструктурировать свою деятельность, включая в нее «запуск» новой. Принятие многих решений тормозится оттого, что руководители корректируют выбор предпочтительного варианта в зависимости от своих переживаний. Многие замыслы гибнут именно потому, что руководитель физически перегружен, а потому может быть ориентирован не столько на достижение успехов, сколько на избежание неудач. Он стремится сохранить резервы, так как его ресурс кажется ему исчерпанным. В то же время он хочет застраховать себя от тех неудач, которые высвечиваются ему в поле его личного риска. Эти неудачи возможны потому, что, взявшись за исполнение нового решения, он может упустить другие управленческие циклы. Поэтому поле его рисков видоизменя-
162
ется каждый раз, как только принимается новое решение. Он успешно борется с этими рисками, если его мышление одинаково хорошо упорядочивает информацию, отбирает главное, срабатывает на опережение, генерируя идеи.
Но принятие управленческого решения может сопровождаться ошибками руководителя, что усиливает напряженность в его «поле риска». Эти ошибки могут быть и субъективными, и объективными, т.е. непроизвольными и вынужденными.
Субъективные | Объективные |
1. Привычка принимать решения по выбранному шаблону («Мы всегда делали так») | 1. Перенасыщенность принимаемых решений, которые поэтому не всегда выполняются |
2. Переоценка возможного успеха («Мне обязательно повезет») | 2. Новые решения противоречат тем, которые уже приняты, так как надо выправлять ситуацию |
3. Настрой на субъективно желаемое («Я этого очень хочу») | 3. Новые решения дублируют те, которые были приняты ранее, но не «работают» |
4. Апелляция к собственному опыту («Мой опыт поможет сделать правильный выбор») | 4. В принятых решениях даны нереальные сроки, все понимают это, но принимают их |
5. Недооценка рисков («Со мной это не произойдет!») | 5. Принимаемые решения оказываются «половинчатыми» в силу обстоятельств |
6. Установка на самый исполнимый вариант («Зато быстро сделаем») | 6. В новых решениях заложена определенная доза конфликтности |
7. Стремление доказать свою правоту («В конечном счете я всегда оказывался прав») | 7. Новые решения принимаются большинством, хотя верным может быть мнение меньшинства |
8. Подгонка информации под свой замысел решения («Моя идея должна сработать») | 8. Решения принимаются с учетом того, что все ошибки исправятся потом |
9. Абстрактная выработка решения («Смысл понятен, а там разберемся») | 9. Игнорируется поэтапная процедура принятия решений, так как нет времени |
10. Давление неудач («Я уже не один раз обжигался») | 10. Некому готовить необходимую информацию для принятия решения |