Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить управленческие технологии и их типы.
Задачами курсовой работы являются:
Изучить принципы организации подразделений и рабочих мест в офисе.
Рассмотреть понятие технологий управления и офисной технологии.
Дать определение автоматизации управления и рассмотреть виды автоматизации
Выработать предложения по повышению эффективности управления на примере туристской фирмы «Петроткр Сервис».
Введение. 3
Глава 1. Теоретическая часть 4
§1. Понятие технологий управления 4
§2. Информационная база как основа современной технологии менеджмента 7
§3. Понятие офисной технологии. Принципы организации подразделений и рабочих мест в офисе 9
§4. Автоматизация управления. Классификация автоматизированных административных систем 13
§5. Методы управления персоналом. Их классификация и характеристика 17
Выводы по главе 25
Глава 2. Практическая часть 27
§1. Общая характеристика предприятия. Структурно-функциональная схема туристской фирмы «Петротур Сервис» 27
§ 2.Предложения по повышению эффективности работы туристской фирмы 31
Заключение 34
Список использованной литературы 35
легкость внедрения и освоения работы с системой для любого пользователя.
Таким образом, автоматизация управления персоналом является действенным инструментом, облегчающим не только действия отдела кадров, но и обеспечивающим включенность каждого сотрудника в работу предприятия.
Существующие в настоящее время на рынке автоматизированные системы управления персоналом (не учитывая до сих пор эксплуатируемые на ряде предприятий локальные АРМ от многочисленных разработчиков) по их функциональной направленности можно разделить на следующие основные группы:
- многофункциональные экспертные системы, позволяющие проводить профориентацию, отбор, аттестацию сотрудников предприятия;
- экспертные системы для группового анализа персонала, выявления тенденций развития подразделений и организации в целом;
- программы расчета зарплаты;
- комплексные системы управления персоналом, позволяющие формировать и вести штатное расписание, хранить полную информацию о сотрудниках, отражать движение кадров внутри фирмы, рассчитывать зарплату.
В частности, с помощью экспертных систем сопоставляются личностные, профессиональные и психофизиологические качества претендента на занятие вакансии с аналогичными параметрами лучших специалистов предприятия. Такие программы позволяют достаточно эффективно (с формальной точки зрения) отбирать перспективных специалистов. Подобные системы достаточно дороги, их имеет смысл использовать только для крупных предприятий при наличии на них большого количества вакансий. Эти системы не позволяют автоматизировать рутинные повседневные операции персонала кадровых служб.
Комплексные системы управления персоналом
используются для автоматизации кадровой
работы на любом предприятии. В первую
очередь, такие системы необходимы руководству
для получения оперативной информации
по любому вопросу, связанному со структурой
предприятия, штатным расписанием, вакансиями
и информацией о сотрудниках. Оперативно
принять правильное решение сможет лишь
руководитель, способный быстро оценить
сложившуюся ситуацию на основе анализа
актуальной информации о состоянии дел
на предприятии. Поэтому немаловажным
фактором условий использования HR-систем
является также возможность интеграции
системы кадрового учета с системами бухгалтерского
учета и управления предприятием.
§5. Методы управления персоналом. Их классификация и характеристика
Методы управления -- это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
Различают:
экономические, административно-правовые
и социально-психологические методы управления,
которые отличаются способами и результативностью
воздействия на персонал.
1. Экономические методы.
Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять» (например с помощью системы премирования, устанавливаемой работодателем, введения дополнительной заработной платы, льгот и т.п.), так и «карать» (система дисциплинарных взысканий и т.п.)
Премия за основные результаты труда , так же как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов, однако выплачивается из прибыли. В современных условиях из-за недостатков в системе налогообложения коммерческие организации прибыль искусственно занижают, а выплату премий осуществляют иными способами.
Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитованияи т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.
Хозяйственный
расчет является методом, стимулирующим
персонал в целом на: соизмерение затрат
на производство продукции с результатами
хозяйственной деятельности (объем продаж,
выручка), полное возмещение расходов
на производство за счет полученных доходов,
экономное расходование ресурсов и материальную
заинтересованность
сотрудников в результатах труда. Основными
инструментами хозяйственного расчета
являются: самостоятельность подразделения,
самоокупаемость, самофинансирование,
экономические нормативы, фонды экономического
стимулирования (оплаты труда).
Материальное стимулирование осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. Заработная плата является частью валового внутреннего продукта, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложений на товарную продукцию. В рыночных отношениях заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов этого трехстороннего партнерства является одним из главных условий развития производства и составляет функцию управления трудом и заработной платой. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи. Заработная плата является важнейшей составляющей стоимости продукции.
2.Административно-правовые методы.
Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.
Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.
Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.
Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям.
Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников.
Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на научении подчиненных правилам выполнения трудовых операций.
Дисциплинарная ответственность и взыскания. Дисциплина -- это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, но дисциплинарная ответственность применяется только по факту совершения дисциплинарного проступка согласно перечню дисциплинарных взысканий.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
предупреждение -- мера административного наказания, выраженная в официальном письменном порицании физического или юридического лица;
административный штраф -- денежное взыскание, которое может выражаться величиной, кратной минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов и сборов, подлежащих уплате (размер административного штрафа, налагаемого на должностное лицо, недолжен, превышать пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридическое лицо -- одну тысячу минимальных размеров оплаты труда);
возмездное
изъятие орудия совершения административного
правонарушения;
конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
лишение специального права (например,
управления транспортным средством);
административный арест;
дисквалификация -- лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет).
Уголовная ответственность вступает в силу в случаях совершения преступлений, которые характеризуются как общественно-опасные деяния в виде активных противоправных действий. Уголовная ответственность применяется к физическим лицам, устанавливается только судом и только на законных основаниях. Меры уголовной ответственности соответствуют характеру преступления. Наиболее часто встречающиеся в практике служб управления персоналом факты из числа уголовных преступлений связаны с посягательствами на личность и на собственность. Сюда относятся:
превышение власти и полномочий (мелкие хищения имущества, клевета, оскорбление, преследование за критику);
самоуправство (злоупотребление служебным положением, халатность, получение или дача взятки, должностной подлог);
нарушения законов о труде (увольнение беременной женщины или кормящей матери, похищение или подделка документов).
3. Социально-психологические методы.
Социально-психологические методы -- это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.
Современная концепция управления выдвигает в качестве приоритетов: сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию. В центре стратегической концепции управления персоналом находится человек, как наивысшая ценность для организации. Такой сложный организм, каким является персонал современной организации, не может рассматриваться с позиций содержания только его формальной структуры и разложения ее на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим статику персонала, превалирующее значение имеет поведенческий подход, рассматривающий конкретную личность, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и достижению поставленных целей. Причинами, побуждающими людей объединиться в организации и взаимодействовать в их формальных рамках, являются физические и биологические ограничения, свойственные каждой отдельной личности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Объединяя свои усилия, каждый сотрудник дополняет друг друга и влияет тем самым на поведение организации в целом с целью повышения ее эффективности.
Социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Информация о работе Управленческая технология и направления ее развития