Туристическое предприятие, его внутренняя и внешняя среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть внутреннюю и внешнюю среду туристского предприятия на примере ЧУП «ЛЕНДТУР».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
дать характеристику туристским предприятиям;
рассмотреть внутреннюю среду туристского предприятия;
рассмотреть внешнюю среду туристского предприятия, а также среду прямого и косвенного воздействия; разработать направления по снижению отрицательного влияния внешней среды на деятельность туристского предприятия ЧУП «ЛЭНДТУР».

Содержание

Введение 4
1 Характеристика туристских предприятий 6
2 Внутренняя среда туристского предприятия 11
3 Внешняя среда туристского предприятия 15
3.1 Среда прямого воздействия 16
3.2 Среда косвенного воздействия 20
4 Пути снижения отрицательного влияния внешней среды на деятельность туристского предприятия 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     Основными документами, регулирующими туристскую деятельность, являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 18 ноября 1999 г. «О туризме» (в редакции 2010 года); Постановления Правительства Республики Беларусь «Об утверждении типовой формы договора оказания туристических услуг» от 5 октября 2010 года №1431; Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь "Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость туристических услуг в организациях, осуществляющих туристическую деятельность" от 23 января 2009 г. N 3 (с изменениями, вступившими в силу с 6 октября 2010 г).

     Ст. 2 Закона «О туризме» гласит, что законодательство о туризме основывается на Конституции  Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Гражданского кодекса  Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» и иных актов законодательства.

     Местные программы развития туризма разрабатываются  местными исполнительными и распорядительными  органами и утверждаются местными Советами депутатов.

     2. Конкуренты ЧУП  «ЛЭНДТУР».

     По данным на 1 октября 2010г в г.Минске официально зарегистрировано 547 туристических организаций.

     По  отношению к своим конкурентам  ЧУП «ЛЭНДТУР» обладает следующими преимуществами:

  • опыт работы на белорусском рынке более 10 лет;
  • гибкая система скидок;
  • офис имеет удобное месторасположение;
  • профессионализм сотрудников.

     Эти преимущества позволяют предприятию  занимать прочные позиции на рынке  туристских услуг.

     3. Поставщики

     Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д.

     Для организации тура ЧУП «ЛЭНДТУР»  привлекает предприятия и организации, обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании:

  • средства размещения;
  • транспортные фирмы;
  • экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги по сопровождению и информационному обеспечению туристов;
  • посреднические туристские предприятия;
  • торговые предприятия;
  • предприятия общественного питания и т.д.

     4. Покупатели туристических  услуг

     ЧУП «ЛЭНДТУР» работает на различных  сегментах:

  • по географическому признаку: потребители туристских услуг г. Минска;
  • по поведенческому признаку: любители активного отдыха, любители спокойного отдыха; любители пешеходных экскурсий, любители транспортных экскурсий и т.д.;
  • по социально-демографическому признаку: с низким уровнем дохода, со средним уровнем дохода; с высоким уровнем дохода.

       5. Трудовые ресурсы

       В г. Минске 4 ВУЗа, занимаются подготовкой специалистов в сфере туризма:

  • Высшая школа туризма БГЭУ
  • Кафедра международного туризма Факультет международных отношений БГУ
  • Институт туризма БГУФК
  • Кафедра международного туризма Института Предпринимательской деятельности

     3.2 Среда косвенного воздействия

     Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их.

     Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические (научно-технический прогресс), экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами [15, c. 214]. Наглядно внутренняя среда косвенного воздействия изображена на рисунке 2.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 Среда косвенного воздействия

     П р и м е ч а н и е – Источник: [7, c. 289]

     Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

     Рассмотрим  факторы косвенного воздействия более подробно:

  1. Демографические факторы

     Изучение  демографических факторов среды косвенного воздействия занимает важное место при анализе рыночных возможностей туристского предприятия.

     Для каждой группы населения, классифицированной по тому или иному демографическому признаку, требуется "свой" туристский продукт. У каждой такой группы свой бюджет, что также должно изучаться  специалистами по маркетингу.

     К группе демографических факторов относится и урбанизация, т.е. увеличение доли городского населения. Она является одной из основных предпосылок развития массовых форм туризма, т.к. степень выезда населения в туристские поездки прямо пропорциональна степени урбанизации.

     В пределах одной страны в городах  степень туристской активности значительно  выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее  число его жителей выезжает в  туристские поездки. Это объясняется, прежде всего, тем, что основной предпосылкой развития массовых форм туризма явилась потребность в отдыхе (связанная со сменой обстановки, с путешествием), вызванная перегрузками и нервным напряжением, которые тем выше, чем крупнее город. К тому же на решение о выезде в познавательные туристские поездки оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.

  1. Состояние экономики

     Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить еще сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособный процесс населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица.

     Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может взять кредит, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

     Экономическая обстановка характеризуется состоянием общей деловой активности (снижением, стагнацией, подъемом, стабильностью); инфляцией, дефляцией; политикой цен; кредитно-денежной политикой и др.

  1. Технология

     Технология - это совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие.

     Технология  является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения влияют на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. 

     Научно-технический  прогресс несет в себе огромные возможности  и не менее серьезную угрозу для  фирмы. Любые новшества грозят вытеснением, устаревшим технологиям и методам работы, что чревато самыми неприятными последствиями, если не проявить должного внимания к исследованию факторов научно- технического характера. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса.

  1. Социокультурные факторы

     Наибольшей  силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отношений  людей к природе, труду, между  собой и к самим себе. Знание социально-культурных факторов очень важно, так как они влияют как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду предприятия (например, отношение сотрудников к работе).

     Любая организация функционирует, по меньшей  мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

     Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень  заработной платы и на условия  труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Большое значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

     Можно привести следующие социальные факторы: глубина расслоения общества; уровень  доходов; уровень безработицы; социальная защита; покупательная способность  и др., а так же демографические факторы: изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости); возрастной состав населения; миграция населения; род занятий; образование.

  1. Политические факторы

     Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса.

     Политическая  обстановка оценивается с точки  зрения стабильности или нестабильности. Большое значение для компаний, ведущих  операции или имеющих рынки в других странах, имеет фактор политической стабильности, особое значение этот фактор имеет для туристических предприятий, так как нестабильная политическая обстановка отталкивает туристов и как следствие предприятие теряет прибыль.

     Сюда  же можно отнести законодательные  факторы той страны, в которой  действует предприятие: налоги; правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие); защита прав потребителей; законодательство по безопасности и качеству товаров; законодательство по охране труда и технике безопасности; законодательство по охране окружающей среды и т.д.

     Анализ  законов и других нормативных  актов, устанавливающих правовые нормы  и рамки отношений, дает туристскому  предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания  своих интересов. При этом необходимо изучать законодательно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в целом, и туристский бизнес в частности.

     Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю  среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

     Проводя исследования факторов макросреды, очень  важно иметь в виду два принципиальных момента.

     Во-первых, все факторы макроокружения маркетинга сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо вести не по отдельности, а системно, в комплексе.

     Во-вторых, степень воздействия факторов макросреды на различные предприятия неодинакова  и зависит от их размеров, территориального расположения, особенностей деятельности и т.д.

     Кроме того, фирма должна определить для  себя, какие из внешних факторов оказывают на ее функционирование наиболее существенное влияние. Поэтому важно  выявить те факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для  предприятия. Также целесообразно знать внешние факторы, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.

Информация о работе Туристическое предприятие, его внутренняя и внешняя среда