Трудовой коллектив, порядок его формирования и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы - изучение системы формирования, функционирования и управления трудовым коллективом, на примере Открытого акционерного общества «Новосергиевский маслозавод».
Задачи поставлены в соответствии с целью:
1. Рассмотреть понятие "трудовой коллектив", а так же его особенности;
2. Провести анализ финансового состояния предприятия;
3. Рассмотреть основные этапы формирования трудового коллектива;
4. Дать характеристику морально-психологическому климату в трудовом коллективе;
5. Рассмотреть основные методы сплочения трудового коллектива.

Содержание

Введение……………………………………………………………..........................3
Глава 1 Организационно – экономическая характеристика предприятия……...5
Глава 2 Порядок формирования трудового коллектива предприятия………….7
2.1 Состав трудового коллектива………………………………………………….7
2.2 Методы управления, используемые на предприятии……………………….11
2.3 Используемые стиль и методы руководителя при формировании коллектива………………………………………………………………………….15
Глава 3. Разработка предложений по развитию коллектива ………………...…20
3.1 Совершенствование стиля и методов работы руководителя……………….20
3.2 Разработка методов устранения конфликтов в коллективе………………...22
3.3 Формирование в коллективе благоприятного нравственно – психологического климата…………………………………………………..........26
3.4 Расчет эффективности управленческого труда ……………………………..30
Выводы и предложения…………………………………………………………...39
Список использованной литературы……………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

курс по управлению готовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

   Однако  подлинного единства пока еще нет. Добросовестные, но пассивные исполнители соблюдают  дисциплину, выполняют задания руководителя, но не проявляют инициативы и активности в поддержке действий администрации. Могут выявиться и дезорганизаторы, отрицательно настроенные к работе и действиям руководителя.

   На  этой стадии руководитель, опираясь на актив, должен вести борьбу с дезорганизаторами и лодырями, формировать общественное мнение, активизировать добросовестных исполнителей, воспитывать высокую сознательность у членов коллектива. Завершение этой работы будет означать переход на качественно новую ступень развития коллектива.

   Важным признаком второй стадии развития является увеличение числа решений, принимаемых руководителем с привлечением подчиненных.

   Третья  стадия - интегрирование.

   На  этой стадии создается коллектив  с единством интересов и целей, сознательной дисциплиной. Все члены коллектива усваивают требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого.

   На  этой стадии руководитель должен изменить тактику руководства. Если на начальной  стадии он выступал по отношению к  подчиненным как внешняя сила, как организатор формирования и развития коллектива, то теперь эту роль берет на себя коллектив, а руководитель является авторитетным представителем и выразителем его интересов.

   Роль  руководителя на этой стадии заключается  в организации трудовых процессов  и в тактичном регулировании социальной жизни коллектива, в прогнозировании и определении путей развития коллектива.

   Стадией интегрирования не заканчивается развитие коллектива. Он должен развиваться  постоянно, во всей полноте своих  функций, так как застой в развитии приведет к распаду коллектива.

   Рассмотренные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для всех коллективов. Но темпы и сроки прохождения  отдельных стадий могут быть различными, так как они зависят от объективных  и субъективных условий жизни  и деятельности коллектива.

   Тактика руководства в зависимости от стадии развития должна гибко меняться. Не разобравшийся в обстановке руководитель может стать причиной замедления развития или распада коллектива.

   Стиль руководства — способ, система  методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

    - Директивный стиль (авторитарный);

    - Демократический стиль (коллегиальный);

    - Либеральный стиль (попустительский или анархический).

   Директивный стиль управления характеризуется  высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

   Демократический стиль управления характеризуется  распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем  и заместителями, руководителем  и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

   Либеральный стиль управления характеризуется  отсутствием активного участия  руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

   Не  существует «плохих» или «хороших»  стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности  подчиненных и др. факторы обусловливают  оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

   Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Разработка предложений  по развитию коллектива

3.1 Совершенствование  стиля и методов  работы руководителя 

  Стиль руководства в основном проявляется  во время контакта, т.е. встречи руководителя с подчиненными, имеющего целью выявление  положения дел, принятие или доведение управленческого решения и т.д. Следовательно, в основе определения применяемого руководителем стиля лежит анализ контактов.

  Методы  управления проявляются как в  ходе контакта, так и вне него. В первом случае методы, подобно  стилю руководства, могут быть выявлены путем анализа контактов с подчиненными. В целом же достаточно полная характеристика методов управления находит свое отражение в приказах, издаваемых руководителем предприятия.

  Изменения, происшедшие в сельском хозяйстве  с переводом его отраслей на индустриальную основу, повысили требования к выбору руководителем стиля руководства и методов управления. Основными предпосылками этого послужили повышение квалификационного и общего уровней развития всех категорий работников предприятия.

  Предпочтение  той или иной разновидности стиля  — это не прихоть руководителя. Правильный выбор стиля руководства  — одна из основных его обязанностей. Поэтому стиль руководства превращается в объективный фактор, способствующий повышению, а иногда — снижению результативности производственной деятельности».

  Проанализируем  стиль руководства директора  ОАО «Новосергиевский маслозавод».  
 

Таблица 2 - Характеристика стилей руководства

Наименования  показателей Директор ОАО  «Новосергиевский маслозавод»
Количество контактов директора с руководителями и специалистами за день 12,5
в том  числе:  
— на демократической основе, % 84,2
— на авторитарной основе, % 15,8
Количество  контактов директора с рабочими за день 2,3
в том  числе:  
— на демократической основе, % 91,5
— на авторитарной основе, % 8,5
Продолжительность одного контакта:  
— с  руководителями и специалистами, мин 14,5
— с  рабочими, мин 3,5

   Анализ  показал, что директором ОАО «Новосергиевский маслозавод» разработан комплекс мероприятий, позволяющих придать контактам  с рабочими деловой и в то же время доброжелательный характер. К  ним относятся:

- выявление пожеланий, интересов, нужд членов коллектива, проведение в каждом подразделении предприятия «часа вопросов и ответов». Это способствует повышению активности и широкому вовлечению рабочих в управление, т.к. в ходе данного мероприятия работники высказывают свои замечания в адрес руководства, вносят предложения по совершенствованию производства, повышению производительности труда, улучшению условий труда и т.д.;

- прием рабочих по строго определенным, наиболее важным вопросам (жилищным, спорным, устройства детей в дошкольные учреждения и т.д.);

- создание во время приема атмосферы, при которой посетитель откровенно и полно может высказать свое мнение или просьбу. Если просьбу посетителя нельзя удовлетворить, то в краткой, но убедительной форме излагается причины. При этом само отношение директора таково, что посетитель чувствует желание руководителя помочь ему;

- ведение картотеки, в которой его секретарем отражается основная информация о работниках предприятия, в т.ч. то, что обещано директором, по их просьбам, с указанием намеченных сроков выполнения. По истечении данного срока работника, не дожидаясь повторного посещения, извещают о том, что сделано для удовлетворения его просьбы.

   Важное  значение имеет и то, с каким  настроением из кабинета руководителя уходит посетитель — рабочий. Учитывая это, директор маслозавода считает для себя обязательным использование психологических приемов с учетом конкретной обстановки.

   Анализ  выявил, что стиль руководства, применяемый  директором ОАО «Новосергиевский маслозавод»  в работе с руководителями и специалистами, несколько отличается от того, которым он пользуется в обращении с рабочими. Об этом, прежде всего, свидетельствует увеличение доли контактов на авторитарной основе — до 15,3 %, а также времени и числа контактов. Основная причина этого заключается в том, что руководители и специалисты несут ответственность за работу целых подразделений и служб, что повышает предъявляемые к ним требования. Специфика выполняемых ими работ не только не исключает деловые опоры, отстаиваний различных мнений, а наоборот, предполагает их. 

   3.2 Разработка методов  устранения конфликтов  в коллективе

    1. Завоевание авторитета у сторон. Стороны должны стремиться к позитивному разрешению конфликта и действовать соответствующим образом с помощью консультанта. Поэтому для консультанта очень важно установить хорошие взаимоотношения с обеими сторонами, не отдавая предпочтения ни одной из них, поскольку в таком случае его деятельность не будет эффективной. Если одна из сторон не видит никакого смысла в урегулировании конфликта, то целесообразность дальнейшей деятельности консультанта вызывает сомнение.
    2. Определение взаимоотношений сторон. Консультант должен ясно представлять себе структуру сторон - участников конфликта. Неясное лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество между фракциями и другие факторы могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта. Очень важно познакомиться с формальными и неформальными лидерами и знать не только их мнение, но и степень их готовности к активному соучастию в процессе урегулирования конфликта. Широко распространенным методом при этом является интервью с представителями обеих сторон как способ получения необходимой информации. Интервью обеспечивают консультанта информацией о следующих решающих моментах, рассматриваемых позднее: интенсивность конфликта; уровень симметрии и силовой баланс; природа, характер конфликта (определенные проблемы, обиды, жалобы и поводы для недовольства). Наличие групп, оказывающих поддержку, и интервью представляют консультанту благоприятную возможность разрабатывать индивидуальную программу исследования данной ситуации.
    3. Поддержание равновесия сторон. Без определенной симметрии в отношениях между сторонами консультант не сможет выполнять свои обязанности. Собственно приглашение консультанта может явиться свидетельством наличия между сторонами определенного равновесия и желания сторон разрешить противоречия. Консультант должен проявлять активность, прежде всего, при наличии безвыходных ситуаций, в которых стороны более или менее соответствуют друг другу. Важнейшей особенностью взаимодействия сторон в этих условиях является стремление к сохранению силового баланса.
    4. Поддержание «оптимального» уровня интенсивного конфликта. Высокая интенсивность конфликта сильно осложняет управление им и даже в ряде случаев делает его невозможным. Такое положение обуславливается тем, что ни одна из сторон не проявит готовности общения с другой стороной. Часты случаи, когда оба участника конфликта не видят большого смысла в деятельности консультанта, особенно если она ограничена определенными условиями одной из сторон. Более того, существует и другая опасность. Конфликт, который находится в состоянии очень быстрой эскалации, может оказаться, как показывает практика, вне сферы влияния консультанта. Подобные затяжные конфликты могут представлять гораздо большую трудность для консультанта, чем внезапно возникшие острые кризисы.
    5. Дифференциация вмешательства по 4 видам конфликта. Если на предыдущих этапах рассматривались вопросы управления динамикой конфликта, то здесь определяющим вопросом является качественная сторона разногласий, природа их возникновения. Конфликтные ситуации обычно связаны с одним из следующих видов отношений, возникающих в процессе совместной деятельности групп: деловыми ("инструментальными") отношениями; социо-эмоциональными отношениями; отношениями при ведении переговоров о распределении ресурсов; силовыми отношениями. Иногда возникновение конфликта связано со всеми указанными типами отношений, в таком случае они должны рассматриваться как разные аспекты одного конфликта
    6. Детализация конфликта, конфронтация, синтез. Практика показывает, что эффективной деятельность консультанта бывает лишь в случаях, когда рассмотрение предметов спора и конфронтации сторон происходят поэтапно. Такой подход приводит к синтезу мнений, то есть к выработке определенного решения, понимания, и достижению компромисса. Этот повторяющийся процесс, каждый раз предусматривающий рассмотрение определенной части конфликта. Наилучшие результаты получаются тогда, когда этот метод будет поддержан обеими конфликтующими сторонами. Непосредственной целью обсуждений является не принятие решений, а разъяснение перспектив обеих сторон. Конфронтация перспектив будет различной в зависимости от того, какой тип отношений доминирует: в вопросах делового характера это будут, главным образом, обсуждение и полемика, в вопросах социо-эмоционального характера - представление себя на месте другого в вопросах распределения ресурсов, ведения переговоров. Результатом этой конфронтации перспектив может оказаться синтез: выработка решения, понимания и достижение компромисса.

Информация о работе Трудовой коллектив, порядок его формирования и развития