Трудовой коллектив, порядок его формирования и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы - изучение системы формирования, функционирования и управления трудовым коллективом, на примере Открытого акционерного общества «Новосергиевский маслозавод».
Задачи поставлены в соответствии с целью:
1. Рассмотреть понятие "трудовой коллектив", а так же его особенности;
2. Провести анализ финансового состояния предприятия;
3. Рассмотреть основные этапы формирования трудового коллектива;
4. Дать характеристику морально-психологическому климату в трудовом коллективе;
5. Рассмотреть основные методы сплочения трудового коллектива.

Содержание

Введение……………………………………………………………..........................3
Глава 1 Организационно – экономическая характеристика предприятия……...5
Глава 2 Порядок формирования трудового коллектива предприятия………….7
2.1 Состав трудового коллектива………………………………………………….7
2.2 Методы управления, используемые на предприятии……………………….11
2.3 Используемые стиль и методы руководителя при формировании коллектива………………………………………………………………………….15
Глава 3. Разработка предложений по развитию коллектива ………………...…20
3.1 Совершенствование стиля и методов работы руководителя……………….20
3.2 Разработка методов устранения конфликтов в коллективе………………...22
3.3 Формирование в коллективе благоприятного нравственно – психологического климата…………………………………………………..........26
3.4 Расчет эффективности управленческого труда ……………………………..30
Выводы и предложения…………………………………………………………...39
Список использованной литературы……………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

курс по управлению готовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

   В подчинении у гл. бухгалтера находится  бухгалтер-кассир. Он выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.

   Далее в подчинении директора стоит  начальник цеха. Он определяет техническую  политику. Обеспечивает постоянное повышение  уровня технической подготовки производства по переработке сырья (молока), его  эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции. Обеспечивает своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого уровня качества продукции в процессе производства. Согласовывает планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонтов, своевременно обеспечивает их необходимой технической документацией. Организует межремонтное обслуживание, обеспечивает рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.

   Начальнику  цеха подчиняются бригадиры смен. Они организует работу смены, составляют режим производства, контролируют работу цеха, обеспечивают бесперебойную и  технически правильную работу операторов и упаковщиков на требуемом уровне качества. Операторы и упаковщики – персонал, непосредственно участвующий в переработке продукции.

   Заведующий  складом состоит в подчинении генерального директора и руководит  работниками по приему, хранению и  отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. Участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, следит за отпуском готовой продукции со склада и приёмом сырья на склад.

   Начальник отдела сбыта и доставки также  подчиняется генеральному директору. В его обязанности входит разработка, и внедрение новых проектов по организации системы сбыта, выделение сегмента рынка для сбыта продукции, контроль за деятельностью менеджеров по продажам, ведение сделок и заключение особо крупных договоров, контроль оплаты за поставленный товар. А так же организация доставки товара заказчикам, составление планов маршрутов для водителей экспедиторов.

   Начальнику  отдела сбыта и доставки подчиняются  менеджеры по продажам, в чьи обязанности  входит поиск клиентов, заключение договоров, контроль за выполнением заказов, согласование времени и условий поставок, и водители-экспедиторы, которые обеспечивают доставку готовой продукции заказчикам.

   Торговые  представители подчиняются менеджерам. По запросу выезжают к клиенту  с образцами и прайс-листами, демонстрируют товар.

   Менеджер  по закупкам подчиняется непосредственно  директору. В его компетенции  поиск новых поставщиков, заключение договоров на поставку, расширение номенклатуры, мониторинг рынка конкурирующих  фирм и производителей.

   Такая структура управления представляет организацию как совокупность взаимосвязанным  элементов. Каждый элемент имеет  свои цели и задачи. Директор управляет  своими прямыми подчинёнными, имея при этом представление о действиях  нижестоящих подчиненных. Организационная структура ОАО "Новосергиевский маслозавод" линейная. Она имеет ряд достоинств:

   -    четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными;

   -    быстрота реакции в ответ на прямые указания;

   - личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и другие.

   Есть  и недостатки, такие как высокие  требования к руководителю, его перегрузка. Отсутствие сплочённости коллектива, и как следствие, менее эффективная  работа, замедленное решение возникающих  проблем.  

2.2 Методы управления, используемые на предприятии 

   На  предприятии работает метод косвенного воздействия. Начальник создает  условия для осуществления целей, а служащие добиваются результатов. Цель организации – удовлетворенность  клиентов в качественном продукте, отличном сервисе и при этом получение прибыли.

   Направления воздействия, применяемые на данном предприятии:

   - Экономический метод управления, когда существует материальная заинтересованность менеджеров и торговых представителей. Менеджер применяет различные методы для достижения результативности, экономический метод при этом является самым эффективным, т. к. тут прямая зависимость: чем больше товара продал, тем больше получил прибыли. Оплата труда этих специалистов строится по простой схеме: оклад + процент от продаж.

   - Организационно-распорядительный метод так же применяется. Он основан на приказах, распоряжениях, когда указания идут от вышестоящих работников. По такой схеме работают лица, непосредственно занятые на производстве.

   Люди  – один из важнейших факторов деятельности ОАО "Новосергиевский маслозавод", поэтому и управление персоналом играет важнейшую роль в достижении организацией желаемой цели.

   Проблема  найма персонала наиболее актуальна  для ОАО "Новосергиевский маслозавод". Каким образом происходит отбор кандидатов. Перед тем как начать процесс набора, четко определяются будущие обязанности работника. В противном случае есть риск нанять работника, личные и профессиональные качества которого не совсем или совсем не соответствуют требуемым. Генеральный директор детально изучает, какие функции работнику придется исполнять, какое образование нужно для этого иметь, какие навыки. Важными также являются и психологические характеристики потенциального работника.

   Отбор проводится с помощью наблюдений за будущим работником и регистрации всех выполняемых им функций, проводится собеседование (пусть он сам расскажет о своей работе).

   Набор сотрудников ОАО "Новосергиевский  маслозавод" на планируемые должности  осуществляется, как из внешних, так  и из внутренних источников. Внешние источники – это и кадровые агентства, и центры занятости, также предприятие помещает объявления в СМИ о своих потребностях в специалистах. Или организация предлагает людям, уже работающим в фирме порекомендовать своих близких и знакомых. Такой способ является не только дешевым, но и дает возможность работникам поучаствовать в решении проблем фирмы. Внутренними источниками являются люди, уже работающие на определенных должностях, но имеющие большие способности, чем могут проявить в данный момент. (Например, торговый представитель имеет возможность карьерного роста в менеджера по продажам, оператор – в бригадира и т.п.). Продвижение по службе сильно мотивирует работника, а руководству не приходится обучать нового специалиста многим нюансам работы в организации. Риск при внутренней кадровой политике может заключаться в том, что в организацию не поступают новые люди со свежими взглядами и идеями и это может привести к застою.

   Основной  проблемой на предприятии при  наборе кандидатов является несоответствие будущей работы ожиданиям кандидата. Но генеральный директор ОАО "Новосергиевский малслозавод" прилагает все усилия, чтобы как можно ближе ознакомить будущего работника с его будущей работой, как с ее положительными сторонами, так и с отрицательными. Благодаря мероприятиям, направленным в организации на решение этой проблемы, наблюдается снижение текучести кадров и увеличение удовлетворенности работой у служащих. При отборе кадров директор отбирает из созданного в ходе набора резерва, кандидатов, которые наиболее подходят для работы в организации. Используют такие методы отбора: как собеседование и испытания.

   Социальная  адаптация в коллективе. Работник, приходящий в ОАО "Новосергиевский  маслозавод" может иметь уже  накопленный опыт, систему взглядов и свое видение работы в данной организации. Начиная трудовую деятельность на новом месте, работник постепенно адаптируется в организации. При приеме на работу руководитель информирует кандидата о принятых нормах поведения, как профессионального, так и неформального. Далее, в ходе общения и сотрудничества с коллективом, работник видит отношение к работе коллег, неформальные связи и влияния. Таким образом, он постепенно перенимает систему норм и обычаи, начинает понимать, чего ждет от него организация и какова его роль здесь. Обязанность руководителя – помочь работнику адаптироваться на новом месте, проводить обучение требуемым навыкам, собеседования на тему, что понимается под эффективной работой.

   Повышение квалификации и обучение. Подготовка кадров представляет собой обучение работников навыкам, необходимым для более эффективной работы, повышения производительности труда для достижения целей организации. Значение обучения персонала общепризнанно. На ОАО "Новосергиевский маслозавод" обучение проводится не только при поступлении человека в организацию, но и при переводе на новую должность или продвижении, при поручении работнику новых видов работы, а также, если при проверке установили, что работнику не хватает определенных навыков или знаний для работы, которую он выполняет. Чем большую квалификацию имеет персонал организации вообще, тем выше общая производительность труда.

   Чтобы обучение давало высокие результаты, работники, которых обучает ОАО "Новосергиевский  маслозавод" должны быть мотивированы. Они должны понимать, для чего они обучаются, как это отразится на их дальнейшей работе. Организация, в свою очередь, создает благоприятные условия для обучаемых (поощрения, поддержка). Обучение в организации состоит не только из теоретических знаний, но и практических навыков, которые обучаемый работник может приобрести на конкретном месте в организации. Сотрудников посылают на различные тренинги, курсы по повышению квалификации.

   Оценка  трудовой деятельности. Когда работник уже приступил к работе, адаптировался  в коллективе, получил надлежащую профессиональную подготовку, нужно время от времени оценивать эффективность его труда. Лучше всего это делать индивидуально с каждым работником путем проведения собеседований. Сначала объясняют работнику, чего именно ждет от него организация, определяется, как именно нужно вести себя работнику, какие нормативы он должен выполнять, какие навыки приобрести. Лучше всего как можно конкретнее определить поведение работника в организации.

   Оценка  трудовой деятельности служит для мотивационных целей: в процессе оценки выявляются работники, которые особенно хорошо справляются со своими обязанностями. Даже если таких работников невозможно перевести на более привлекательную должность (у них нет такого потенциала или по другой причине), они все равно заслуживают вознаграждение (чаще в денежной форме). Такое вознаграждение придает работнику уверенность в себе, стимулирует самоуважение, подталкивает к еще более эффективному труду, другими словами сильно мотивирует к положительному поведению.

   "Наниматель" должен разбираться в людях, понимать их потребности, уметь контактировать с различными людьми.  
 
 

2.3 Используемые стиль  и методы руководителя  при формировании  коллектива 

   В своем развитии коллектив проходит три основные стадии, которые характеризуют его с качественной стороны.

   Для управления конкретным коллективом  руководитель должен определить на какой  стадии развития находится коллектив  в настоящий момент и выбрать  стиль управления коллективом.

   Первая  стадия - начальная.

   Она характеризует процесс создания формальной внешней целостности коллектива. На этой стадии люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель, в свою очередь, изучает личный состав коллектива.

   В этот период начинается адаптация членов коллектива к условиям труда, друг к другу, к руководителю и его требованиям. В стиле управления руководителя преобладает волевая сторона. Руководитель знакомит коллектив с задачами подразделения, ближними и перспективными целями, распределяет обязанности с учетом подготовленности и личных склонностей сотрудников, определяет режим работы и организует его строгое выполнение.

   Особое  внимание в этот период руководитель должен уделять контролю за исполнением  своих решений и заданий. Именно на этой стадии у членов коллектива формируется чувство ответственности, точность и аккуратность при выполнении работы.

   Руководитель  также изучает индивидуальные особенности  сотрудников, привлекает наиболее сознательных и инициативных к решению общественных задач коллектива.

   Вторая  стадия - дифференцирование.

   На  этой стадии на основе общности интересов  и склада характеров формируются  малые группы, различные по своей  ориентации к руководителю и к  задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется  актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку.

Информация о работе Трудовой коллектив, порядок его формирования и развития