Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:01, курсовая работа
Повышeниe мoтивации пeрсoнала предприятий любых форм собственности всегда являются важными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий в их многогранной социально-экономической деятельности и, особенно, в области внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно-технического прогресса.
Введение
Глава 1. Теоретические основы трудовой мотивации персонала предприятия
1.1 Экономическая сущность мотивации персонала
1.2 Теории трудовой мотивации
1.3 Основные виды стимулов и мотивирующих критериев
Глава 2. Анализ процесса мотивации персонала на предприятии ООО «ПроектСтройМонтаж»
2.1 Анализ кадрового состава и стратегии использования трудовых ресурсов ООО «ПроектСтройМонтаж»
2.2 Анализ системы мотивации труда и способов стимулирования на предприятии ООО «ПроектСтройМонтаж»
2.3 Оценка результатов анализа мотивации труда и способов стимулирования на предприятии ООО «ПроекСтройМонтаж»
Глава 3. Направления совершенствования системы мотивации на предприятии
3.1 Планирование карьерного роста персонала
3.2 Способы улучшения параметров работы с помощью мотивации
Заключение
Список использованных источников
Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Сопоставив теорию мотивации Герцберга и теорию мотивации Маслоу можно увидеть, что гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем, т.е. сравнимы с потребностями первичных уровней иерархии Маслоу рассмотрим в таблице 1.4
Таблица 1.4
Сравнительные характеристики сотрудников ориентированных на гигиенические и мотивирующие факторы
Ориентированные на мотивирующие факторы | Ориентированные на гигиенические факторы |
Ориентированность на достижение целей | Ориентированность на окружающую среду |
Ориентированы на достижение целей организации | Ориентированы на личные или непрофессиональные цели |
Демонстрируют высокую толерантность к гигиеническим факторам | Хроническая неудовлетворенность гигиеническими факторами |
Демонстрируют слабую реакцию на улучшение гигиенических факторов | Демонстрируют чрезмерную реакцию удовлетворенности на улучшение гигиенических факторов |
Кратковременность удовлетворенности улучшения гигиенических факторов | Кратковременность удовлетворенности улучшения гигиенических факторов |
Большая удовлетворенность от достижений и завершения работы | Низкая удовлетворенность от достижений и завершения работы |
Искреннее наслаждение содержанием выполняемой работы | Слабый интерес к содержанию и качеству работы, которую выполняют |
Личностный и проф. рост через получение собственного опыта | Отсутствие такого роста |
Позитивное восприятие жизни и работы | Достаточно циничное восприятие жизни и работы |
Ориентация на собственные ценностные установки | Постоянная подстройка под внешние ценностные и культурные установки (мода, внешние требования и др.) |
В работах Виктора Врума теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека на достижение определенной цели.
При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Ожидания в отношении затрат труда – результатов (З – Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидания определенного вознаграждения (Р – В) или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания – это валентность или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой (1.1) [1, c. 105-107].
З – Р * Р – О * Валентность = Мотивация (1.1)
Согласно теории справедливости, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. В данном случае важно чтобы сравнение не показало дисбаланс и несправедливость, иначе человек сочтет, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение.
Комплексную процессуальную теорию мотивации с элементами теории ожиданий и теории справедливости разработали Л. Портер и Э. Лоулер. Их модель опирается на пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. А уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения. Рассмотрим подробнее данную модель на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 – Модель Портера-Лоулера
Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала [24, c. 87]. Так же здесь необходимо отметить и нематериальную нагрузку которая выявляет в работнике личность.
Рассматривая стимулы, движущие работником, можно их поделить на два класса. Конечно четкой границы между материальными и нематериальными стимулами не существует. Высокий оклад служит не только источником удовлетворения физиологических потребностей, но и публичным признанием заслуг работника, т.е. имеет свойства нематериального стимула. Таким образом, один и тот же стимул может соответствовать различным классам мотивов и выполнять при этом различные функции, а заработная плата и по сей день остается самым универсальным стимулом.
Определено понятие механизма мотивации трудовой деятельности как сложного процесса взаимодействия внутренних побудительных сил и внешних воздействий, определяющих формирование мотивов труда; рассмотрено содержание механизма мотивации трудовой деятельности на субъективно-личностном уровне – как последовательной реализации четырех этапов: формирования и осознания потребностей, поисковой активности, формирования мотивов, функционирования мотивации, и на организационно-управленческом уровне – как процесса регулирования мотивационной структуры работников в зависимости от целей организации.
Рассмотрение логической связи мотивации и стимулирования трудовой деятельности вызывает необходимость использования такого понятия как механизм мотивации труда, под которым в диссертации понимается сложный процесс взаимодействия внутренних побудительных сил (прежде всего, потребностей, интересов, ценностей) и внешних воздействий (благ – стимулов), определяющих формирование мотивов труда. Исследование показало, что большинство подходов к пониманию механизма мотивации трудовой деятельности рассматривают исключительно основные компоненты сознания субъекта, участвующие в восприятии, усвоении и трансформации внешних стимулов. На наш взгляд, принципиально важным при решении данного вопроса является признание того, что процесс мотивации обусловлен не только и не столько внешними факторами, сколько внутренними причинами: потребностями, интересами, ценностями. Кроме того, в механизме мотивации необходимо учитывать как процесс формирования мотивации, так и процесс ее функционирования.
С учетом вышесказанного механизм мотивации труда на уровне отдельного работника может быть представлен следующим образом на рисунке 1.3. Как видно из схемы, в структуре механизма мотивации трудовой деятельности на субъективно-личностном уровне можно выделить четыре этапа.
На первом этапе определяющее значение принадлежит потребностям, выступающим в качестве основы и источника трудовой активности человека. Потребности осознаются и преобразуются в интерес как источник побуждения к поисковой активности.
На втором этапе механизма мотивации трудовой деятельности – этапе поисковой активности – происходит поиск путей и средств удовлетворения потребностей; определение целей действий с учетом личных предпочтений, оценка своих возможностей, анализ ситуации; оценка на этой основе целесообразности действия и реальности достижения цели.
Следующий этап механизма мотивации – формирование мотива – является ключевым в предложенной модели, поскольку именно здесь человеком принимается решение действовать или не действовать в направлении достижения цели.
Заключительный этап механизма мотивации труда на субъективно-личностном уровне – этап функционирования мотивации – раскрывает процесс развертывания и актуализации мотивов непосредственно в процессе трудовой деятельности в организации и формирования на этой основе трудового поведения человека.
Этап 1
Этап 2
Этап 3
Этап 4
Рисунок 1.3 – Механизм мотивации трудовой деятельности на субъективно-личностном уровне
Основным результатом функционирования механизма мотивации на организационно-управленческом уровне в отличие от субъективно-личностного уровня является не формирование мотивов, а регулирование мотивационной структуры в зависимости от тех целей, которые ставит руководство организации перед персоналом разберем на рисунке 1.4.
Основными принципами формирования механизма мотивации на организационно-управленческом уровне являются следующие: использование комплекса необходимых и достаточных, одновременно воздействующих на человека в процессе труда стимулов; соответствие применяемых стимулов особенностям мотивационной структуры работников организации; устойчивость как мотивов, так и стимулов; способность мотивов и стимулов к изменениям; способность гибко и оперативно снимать накапливающиеся противоречия между мотивами, а также между мотивами и стимулами; взаимоувязка целей организации и целей работников.
5
СТИМУЛИРОВАНИЕ
С Т И М У Л Ы мотивация М О Т И В Ы
Рисунок 1.4 – Механизм мотивации трудовой деятельности на организационно-управленческом уровне
5
Рассмотрим подробнее способы мотивации сотрудников в таблице 1.5
Таблица 1.5
Способы мотивации сотрудников (инструментарий)
Мотивы | Содержание |
1 | 2 |
Финансовые мотивы | 1) Прозрачная система заработной платы, в первую очередь переменная часть. 2) Выплата премиальных по результатам, «за подвиг», за рацпредложение, за наставничество, по итогам года, за совмещение, переработку 3) Индивидуализация и разъяснение возможного соцпакета |
Признание и вознаграждение | 1) Публичная (на совещании, на общем собрании) похвала 2) Доска почета, на сайте в годовом буклете, галерея портретов в центральном офисе 3) Вручение грамоты 4) Конкурс на звание лучшего с вручением памятных призов 5) Вынесение благодарности с занесением в трудовую книжку или личное дело 6) Профессиональные конкурсы 7) Лучшего отправить на обучение, встречу между городами |
Ответственность | 1) Объяснение человеку его значимости и исключительности 2) Объяснение сотруднику влияние его работы: на него, на других, на организацию 3) Выделение зон самостоятельности: самостоятельные решения в этой зоне. 4) Выделение зон ответственности 5) Закрепление ответственности: документальное и публичное освещение 6) Промежуточные контрольные функции 7) Поручение особо ответственных дел |
Отношения с руководителем | 1) Постоянная обратная связь 2) Выявление партнерских отношений 3) Вовлечение в процесс принятия решений 4) Индивидуальное порицание 5) Соблюдение корпоративных норм 6) Личный пример руководителя 7) Неформальное общение |
| 8) Защита сотрудников перед вышестоящим подразделением 9) Ритуалы приветствия 10) Пресекать межличностные конфликты 11) Подчеркивать веру в сотрудников 12) Максимально информировать сотрудников
|