Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:35, курсовая работа
В век сложных технологий, скоростных машин и механизмов выживание каждого, его семьи и друзей в немалой степени зависит от общего уровня компетентности окружающих. Так дела обстоят в повседневной реальности, также они складываются и на производстве. В торговле, в науке, в правительственных учреждениях некомпетентность может угрожать жизни и будущему всех и каждого. И дело не только в компетентности. В любом государстве существует несметное количество руководителей – людей определяющих жизнь отдельно взятого гражданина.
Введение
Глава 1. Руководство и управление: основные характеристики, понятие, сущность
1.1 Управление социальными системами
1.2 Психологические концепции управления
Глава 2. Исследование личности руководителя
2.1 Классификация личностных качеств менеджера
2.2 Видение образа руководителями самих себя.
2.3 Качества личности успешного руководителя
Заключение
Список литературы
Если во главе не стратег, то он продержится год-два. И все. Только стратег может долго успешно работать.
Когда говорил о проницательности руководителя, я имел ввиду следующее: руководитель не должен (или почти не должен) ошибаться. Самое страшное – внедрение ошибочных решений. Некоторые считают: если принял решение то, - все! Я не согласен. Лучше меньше отменять решений, но если понял, что ошибся – не кипятись, спокойно исправь положение.
Всегда много вариантов решения и противоречий в деятельности, но все же нужно принять одно правильное решение. Однако это не значит, что нужно «подминать» под себя развитие других направлений, особенно в науке.
Сила руководителя – в создании школы, воспитании учеников.
А любить людей руководитель должен обязательно. Всегда нахожу время для долгого разговора с коллективом кафедр, лабораторией, если необходимо снять напряженность в обстановке.
Нельзя добиваться результатов любой ценой – иначе будешь конфликтовать. Но когда вижу безобразие – становлюсь жестким и твердым. И главное – не наказать, а заставить действовать. Делать то, что положено. И так, как положено, - а больше ничего и не требуется.
И студентов наших нужно учить работать с людьми, давать им психологические знания. Пока мы читаем в институте только курс основ организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе. Но этого мало. Надо бы еще в вузе делить студентов согласно их способностям на: 1) организаторов производства, 2) разработчиков, 3) исследователей.
Первому направлению больше давать знаний об особенностях производства, управлении, производственной психологии, и меньше – специальных дисциплин. За счет этого можно было бы сократить время подготовки с пяти с половиной до четырех лет.
Вот и скрытый резерв для производства».
Студенческий опрос.
Какое же мнение у простых граждан России. Проведем опрос среди студентов. [7]
Какие качества личности необходимы руководителю в современных условиях:
1. С. Роман:
Твердость характера, уверенность в себе, коммуникабельность, ответственность, психологическая подкованность.
2. П. Артем:
Активность, ответственность за собственные действия, гибкость в подходах к людям, инициативность.
3. О. Андрей:
Ответственность, компетентность, стремление к самообразованию, активность, решительность, коммуникативность, высокая нравственность.
4. Д. Дина: ответственность, психологическая устойчивость, умение обращаться с людьми, строгость, доброжелательность, коммуникабельность.
5. М. Мухаммед:
Жесткость с подчиненными, строгость отношения в иерархии, исполнительность, наблюдательность, профессионализм, всесторонняя развитость личности, уважение к подчиненным.
6. А. Ренат:
Пытливый ум, внимание к деталям, ответственность за себя и подчиненных, верность делу, отсутствие алчности, дух соперничества, знание своего дела, чувство справедливости.
7. Б. Иван:
Ответственность, доброжелательность, принципиальность, профессионализм, находчивость, уверенность, активность, строгость, не конфликтность, знание людей, пробиваемость, умение общаться, умело строить речь, организованность, знание своего дела.
8. Ф. Маргарита:
Уверенность в себе, разумность, ответственность, коммуникабельность, хитрость, строгость.
9. К. Динара:
Уверенность в себе, разумность, коммуникабельность, хитрость, скользкость, наглость.
Вывод по опросу: Как мы видим, разные люди по-разному смотрят на проблему руководства, на то, что это за человек, каким он должен быть в общении с собой и окружающими людьми. Некоторые отдают предпочтение формированию положительных качеств в личности руководителя, немногие приписывают ему и общественно отрицательные качества, такие как хитрость, скользкость и другие. Но все едины во мнении – это человек ответственный, целеустремленный, знающий свое дело.
2.3 Качества личности талантливого и успешного руководителя
Теперь сделаем свой перечень качеств личности талантливого и успешного руководителя.
Руководитель должен стремиться организовывать свою работу с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, руководитель должен постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия.
Любому лидеру необходима ярко выраженная харизма[8]. Харизма – это трудноопределимое свойство, которое рождает преданность подчиненных и вдохновляет на большие свершения. Харизму иногда ошибочно считают главным качеством для лидера, однако, чтобы добиться харизматического лидерства, нужно развивать в себе следующие свойства:
1. Знания. Приобретайте знания и используйте их. Управляющий точно должен знать дело своей организации, чтобы действовать во благо ее развития.
2. Доверие. Если ваши сотрудники чувствуют, что вы заглядываете к ним через плечо, это создаст атмосферу напряженности, недоверия. Не нужно брать на себя функцию контролера и до мелочей знать работу ваших сотрудников. Необходимо иметь представление об общем направлении деятельности. Но так, чтобы не забывать старинную русскую пословицу: «Доверяй, но проверяй».
3. Честность. Организация не будет работать эффективно, если сотрудники не будут доверять руководителю. Чтобы добиться максимально положительного результата, действия никогда не должны иметь расхождения со словами, даже если эти различия несущественны.
4. Высокий уровень. Когда человек занимает высокий пост руководителя, его частная и общественная жизнь становится предметом для обсуждения. Главное – построить ее так, чтобы она заслуживала уважение. Руководитель, который требует от своих подчиненных того, чему сам не соответствует, не достоин уважения. Даже можно не упоминать, насколько пагубно это отразится на производстве.
5. Решительность. Люди ценят человека, умеющего принять точное решение в экстремальных ситуациях. При этом данное решение должно полностью базироваться на знании информации по поводу вставшей проблемы.
6. Твердость. Но не в плане взаимоотношения с людьми. Здесь нудно проявлять скорее справедливость, а твердость в принятии решений и отстаивании прав как своих подчиненных, так и всей организации.
7. Оптимизм. Будьте реалистом, но не фаталистом. Сотрудники и другие руководители с опаской отнесутся к вечно пессимистично и негативно настроенному человеку. Обстоятельства не всегда складываются успешно, но решая даже самый сложный вопрос нужно обращать внимание больше на положительные, чем отрицательные факторы.
8. Результативность. Руководитель должен уметь принимать решения, которые приведут к желаемому результату. Это нужно не только для того, чтобы сформировать о себе положительное мнение окружающих, но и чтобы укрепить веру в свои собственные способности.
9. Видение. Руководитель должен закладывать цели, определяющие дальнейшее развитие организации. Заглянуть в будущее, что бы увидеть и оценить реальные перспективы, достижения и недостатки такого планирования.
10. Соответствовать облику руководителя. В некоторых компаниях в практику вошла «легкомысленная пятница».[9] Это немного расхолаживает. Руководитель всегда должен соответствовать тому облику, который он представляет и требовать того же от своих подчиненных.
11. Сила характера. Некоторые считают, что нет ничего более важного этого качества. Нельзя и игнорировать серьезные изъяны, например, чрезмерную властность. Через некоторое время они сделают его работу неэффективной. Вот некоторые качества, из которых состоит положительный характер: честность, цельность, самодисциплина, способность обучать, надежность, сознательность, настойчивость. Слова человека не должны расходиться с делами, а репутация быть стабильной.
Следует также учитывать некоторые предупреждающие сигналы:
а) человек не смог взять на себя ответственность за свои действия;
б) не выполнил обещание или обязательство;
в) не удается уложиться в намеченные сроки.
12. Уверенность в себе. Люди не пойдут за руководителем, у которого нет или не выработано данное качество. В сущности, людей естественно притягивают те, кто передает другим свою уверенность. Прекрасным примером может послужить инцидент, произошедший в России в 90-е годы 20 века при попытке совершить государственный переворот[10]. Танки вооруженных сил окружили правительственное здание, в котором находился президент России Борис Ельцин и другие сторонники демократии. Военные лидеры высшего уровня отдали приказ открыть огонь. Пока армия разворачивалась, чтобы занять удобную позицию, Ельцин широким шагом вышел из здания, взобрался на один из танков, посмотрел в глаза командиру и поблагодарил за переход на сторону демократии. Позднее этот командир признался, что вовсе не хотел разделять позицию демократов, просто Ельцин вел себя очень уверенно и полностью владел собой.
Уверенность в себе является характерной чертой правильной позиции. Величайшие исполнители и лидеры сохраняют уверенность в себе независимо от обстоятельств. Абсолютно уверенные в себе лидеры распознают это чувство в других людях.
13. Самодисциплина[11]. Все люди, занимающие высокие должностные посты обладают самодисциплиной. Из этого правила нет исключений. К сожалению, люди в нашем современном обществе ищут мгновенного вознаграждения, а не самодисциплины. Мы хотим иметь мгновенные завтраки, пищу быстрого приготовления, кинофильмы и предметы личного пользования по заказу и быструю выдачу наличных из банкомата. Но успех не приходит мгновенно, также как и удачная карьера после окончания ВУЗа и как способность к руководству. Как сказал генерал Дуайт Эйзенхауэр: «не бывает побед по сходной цене». Когда дело касается самодисциплины, люди выбирают что-то одно: страдание, от дисциплины, которое приходит от самопожертвования и роста, или боль сожалении по причине легкой дороги и упущенных возможностей. Каждый человек в жизни делает выбор. В книге «Риск при достижении» Джеймс Рон пишет, что мучения от дисциплины весят граммы, а сожаление весит тонны.
Есть 2 области самодисциплины. Первая – эмоции (каждый руководитель должен «держать лишние эмоции под замком» и уметь контролировать свое поведение). И Вторая – время (любому человеку, независимо от его места работы. Социального статуса в день отводится определенное равное количество минут. Но уровень самодисциплины определяется, насколько он эффективно использует свои минуты. Дисциплинированные люди всегда растут, стремятся к самосовершенствованию, как можно максимальнее использовать свободные минуты.
14. Скользкость, хитрость, продуманность, расчетливость – успешный руководитель должен умело вести дело, должен делать все для процветания своей фирмы. Это человек, который всегда оказывается «в нужное время в нужном месте». А для этого ему несомненно также необходимы данные перечисленные качества. Главное, чтобы они не были доминантами в его личности и не переходили «деловую черту».
Вывод по проведенному анализу. Прогресс дается той или иной ценой. Каждый человек сам решает вырабатывать ли у себя перечисленные качества и вслед за этим стремиться к руководству или выбрать любую другую сферу применения своих сил. Возможно конкретный человек уже обладает необходимым набором характеристик, просто не замечал за собой этого, или не имеет желания и возможности к руководству. Так или иначе можно сказать только одно: «Все в его руках».
Для выявления способности к руководству в наше время существует огромное количество методик, рассчитанных как на рядовых руководителей-служащих, так и на простого обывателя. Приведем пример одной из них (см. Приложение).
Заключение
Работа оказалась актуальной, выполнив поставленные перед нами задачи, мы увидели, что гипотеза подтвердилась – на самом деле успешный во всех отношениях руководитель в современном мире должен обладать не только положительными, но и отрицательными качествами личности (такие как: скользкость, хитрость, продуманность, расчетливость), потому что он подобно льву должен защищать и свое дело и людей, находящихся под его контролем. Он должен соответствовать жестокому современному режиму предпринимательства и управления, конкуренции и не упускать возможности расширения и процветания собственного дела.
Но главное – это тот, кто вдохновляет, кто принимает позитивные решения и может объединить людей в одну сплоченную команду. Но если не каждый человек может стать лидером, то какие же качества отделяют лидера от остальных людей. И как отличить руководителя компанией от простого смертного. Очень просто. Это человек, который очень ценит качество. Как на работе, так и в быту он старается окружить себя «качественными вещами». Он носит костюмы качественной ткани, передвигается на дорогих качественных автомобилях и обставляет свой кабинет мебелью высокого качества. Кроме того, почти каждый руководитель сразу способен отличить качественную продукцию своей компании от недоброкачественных изделий конкурентов.
Информация о работе Требования, предъявляемые к руководителю в современных условиях