Торговый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.

Содержание

Введение 1

Глава 1. Сущность, функции и стратегия торгового менеджмента 3
1.1. Сущность, цель и задачи торгового менеджмента 3
1.2. Функции и механизм торгового менеджмента 7
1.3. Стратегия торгового менеджмента, ее содержание и последовательность разработки 12
Глава 2. Организационные основы торгового менеджмента 16
2.1. Выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия и его структурных единиц 16
2.2. Управление процессом обслуживания покупателей 18

Глава 3. Экономические основы торгового менеджмента 22
3.1. Управление доходами 22
3.2. Управление издержками обращения 25
3.3. Управление прибылью 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложения 32

Работа содержит 1 файл

торговый менеджмент (хорошо).doc

— 207.50 Кб (Скачать)

    В системе управления доходами торгового предприятия их планированию принадлежит центральное место. Оно подчинено основной цели управления и обеспечивается комплексом мероприятий по проведению расчетов отдельных показателей доходов на предстоящий период. Основными исходными предпосылками  планирования доходов на предприятиях торговли являются: разработанный план реализации и закупки товаров; целевая сумма прибыли, обеспечивающая условия эффективного развития предприятия в плановом периоде; разработанная ценовая политика предприятия.

    Процесс планирования доходов предприятия  осуществляется по следующим трем этапам:

  • анализ доходов предприятия в предплановом периоде
  • расчет плановой суммы доходов
  • разработка системы мероприятий по обеспечению выполнения плана доходов
 
 

    3.2. Управление издержками обращения. 
 

    Деятельность  торгового предприятия с момента  его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и  финансовых ресурсов. По своему характеру  эти затраты подразделяются на два  основных вида - текущие и долговременные.

    Текущие затраты торгового предприятия  представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия. Издержки обращения торгового предприятия характеризуются следующими основными показателями:

    а) абсолютной суммой издержек обращения. Этот показатель дает представление об объеме текущих затрат торгового предприятия, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;

    б) уровнем издержкоемкости торговой деятельности. Он определяется как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота, выраженное в процентах. Уровень издержкоемкости является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия,  отражая долю его текущих затрат в цене реализуемых товаров;

    в) уровнем издержкоотдачи. Этот показатель является обратным по отношению к уровню издержкоемкости. Он характеризует объем товарооборота, приходящийся на единицу издержек обращения предприятия, т.е. свидетельствует результативности его текущих затрат;

    г) уровнем рентабельности издержек обращения. Он определяется как отношение суммы прибыли к сумме издержек обращения, выраженное в процентах. Уровень рентабельности издержек обращения является одним из важных показателей эффективности текущих затрат торгового предприятия. 

    Основной  целью управления издержками обращения  на торговом предприятии является оптимизация  их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.

    Процесс управления издержками обращения  на предприятиях торговли связан с изучением  факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения - их анализе, поиске резервов экономии и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы: 1) зависящие от деятельности торгового предприятия ( внутренние факторы ); 2) не зависящие от деятельности предприятия ( внешние факторы ).

    1.В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:

  • объем товарооборота
  • состав товарооборота
  • групповая структура товарооборота
  • скорость обращения товаров
  • уровень производительности труда работников
  • состояние используемых основных фондов
  • обеспеченность собственными оборотными активами

    2.В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:

  • темпы инфляции в стране
  • уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка
  • изменение уровня государственных арендных ставок
  • изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения7.

    Основу  управления издержками обращения на торговом предприятии составляет их планирование. Оно  подчинено основной цели управления издержками обращения на предприятии и осуществляется по следующим основным этапам:

    1. Анализ издержек обращения предприятия в предплановом периоде. Основными задачами проведения этого анализа является выявление основных тенденций изменения суммы и уровня издержек обращения в предплановом периоде, размеров отклонения фактических и плановых их показателей, а также выяснение основных причин, вызвавших эти отклонения.

    2. Обоснование основных направлений экономии издержек обращения в планируемом периоде. В процессе обоснования таких направлений основное внимание должно быть уделено поиску и реализации таких резервов, которые связаны со сферой действия факторов, зависящих от деятельности данного торгового предприятия. Поиск таких резервов осуществляется обычно в разрезе отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия.

    3. Расчет плановых сумм издержек обращения в разрезе отдельных их статей. Особенностью планирования издержек обращения на предприятии является то, что вначале определяется плановая их сумма в разрезе отдельных статей а лишь затем - общая их сумма. В процессе плановых расчетов по каждой статье определяется сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения плана товарооборота и нормального осуществления хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.

    4. Распределение общей плановой суммой издержек обращения по этапам реализации товаров. Такое распределение осуществляется в разрезе запланированного объема реализации товаров и планируемой суммы запасов товаров на конец периода. Сумма издержек обращения, относимая на запасы  товаров на конец планового периода, определяется по следующей формуле:

                                                                       

                                             ИОзк = , 
 

    где Иозк - сумма издержек обращения, относимая на запасы товаров на конец планового периода;

            Зк       - сумма товарных запасов на конец планового периода;

            Уи      - средний уровень затрат на перевозку, хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров, а также процентов за кредит.

    5. Распределение плановой суммы издержек обращения между отдельными центрами затрат и центрами ответственности. Этот этап завершает процесс планирования издержек обращения на предприятии. Распределение суммы издержек обращения в разрезе этих центров ( структурных подразделений и структурных единиц ) осуществляется в соответствии с видами и запланированными объемами их деятельности в рамках общей суммы затрат предприятия по отдельным статьям. Плановые суммы  издержек обращения доводятся отдельным центрам затрат или центрам ответственности торгового предприятия в виде нормативов расходования средств или плановых бюджетов ( смет ). 

     

    3.3. Управление прибылью. 
 

    Среди экономических функций торгового менеджмента наиболее важная роль отводится управлению прибылью. Это связано с тем, что в ней концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, прибыль является основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие торгового предприятия на принципах самофинансирования.

    Основным  видом прибыли торгового предприятия, характеризующим совокупный эффект всей хозяйственной деятельности, является балансовая прибыль. Она представляет собой сумму прибылей торгового предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и включает в себя следующие результаты этой деятельности: 1) прибыль от реализации товаров и платных торговых услуг ( или прибыль от торговой деятельности ); 2) прибыль от реализации продукции неторговой деятельности; 3) прибыль от реализации другого имущества; 4) прибыль от внереализационных операций.

    Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой  чистую прибыль торгового предприятия или прибыль, остающуюся в его распоряжении.

    В процессе управления прибылью торгового  предприятия решаются две основные задачи: 1) повышение общей суммы  прибыли в процессе ее формирования; 2) эффективное  распределение полученной прибыли по отдельным направлениям ее использования. Среди этих задач приоритетной является первая, т.к. от ее решения во многом зависят формы и пропорции распределения прибыли на предприятии.

    Механизм  управления формированием суммы  прибыли торгового предприятия  с использованием системы “взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли” построен на ее зависимости от следующих основных показателей:

    а) объема реализации товаров;

    б) суммы и уровня чистого дохода ( валового дохода за минусом налоговых  платежей, осуществляемых из него );

    в) суммы и уровня переменных издержек обращения;

    г) суммы постоянных издержек обращения;

    д) соотношения постоянных и переменных издержек обращения.

    Эти показатели могут рассматриваться  как основные факторы формирования суммы прибыли от реализации товаров, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты. 

    В системе управления прибылью торгового  предприятия ее планированию принадлежит  главная роль. Оно осуществляется по следующим основным этапам:

  • анализ прибыли предприятия в предплановом периоде
  • планирование формирования прибыли
  • планирование распределения прибыли
  • доведение плановых заданий по прибыли до центров ответственности.

    Объем формирования прибыли торгового  предприятия в значительной степени  зависит от суммы его налоговых  платежей. За счет какого бы источника и на какой бы стадии хозяйственной деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете они уменьшают размер прибыли, остающейся в его распоряжении. Поэтому каждым торговым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпов своего экономического развития. Процесс формирования налоговой политики торгового предприятия осуществляется по следующим этапам:

  • выявление направлений хозяйственной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения
  • выявление возможностей уменьшения базы налогообложения предприятия за счет прямых налоговых льгот
  • учет непрямых налоговых льгот  в формировании налоговой политики предприятия
  • учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия
  • расчет плановых сумм налоговых платежей в предстоящем периоде
  • оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия8.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

    Торговля  играет немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка  и призвана воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем, проведенные исследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы ( 6,3% ), учет и анализ продаж  и товарных запасов ( 18,7 % )  и т.д. Большая же часть торговых работников  ( 62,5 % ) не осуществляют вообще изучение покупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций - выявление предпочтений потребителей, изучения покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

Информация о работе Торговый менеджмент