Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа
Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.
Введение 1
Глава 1. Сущность, функции и стратегия торгового менеджмента 3
1.1. Сущность, цель и задачи торгового менеджмента 3
1.2. Функции и механизм торгового менеджмента 7
1.3. Стратегия торгового менеджмента, ее содержание и последовательность разработки 12
Глава 2. Организационные основы торгового менеджмента 16
2.1. Выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия и его структурных единиц 16
2.2. Управление процессом обслуживания покупателей 18
Глава 3. Экономические основы торгового менеджмента 22
3.1. Управление доходами 22
3.2. Управление издержками обращения 25
3.3. Управление прибылью 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложения 32
10. Управление капиталом. В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для реализации стратегии развития предприятия; формируется оптимальная его структура; изыскиваются возможности формирования финансовых ресурсов за счет собственных источников; определяется необходимый объем привлечения заемных средств на краткосрочной и долгосрочной основе; оптимизируются формы и источники привлечения заемных средств.
11. Управление инвестициями. Реализация этой функции связана с обеспечением развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его рыночной стоимости. В процессе реализации этой функции формируются важнейшие направления инвестиционной деятельности предприятия; осуществляется оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и производится отбор наиболее эффективных из них; Формируется инвестиционный портфель предприятия и осуществляется оперативное управление им.
12. Управление хозяйственными рисками. Эта функция является одной из наиболее сложных и поэтому ее реализация возлагается на высококвалифицированных специалистов предприятия. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных коммерческих, финансовых, инвестиционных и других рисков, присущих хозяйственной деятельности данного торгового предприятия; оценивается уровень этих рисков и их возможное отрицательное воздействие на результаты хозяйственной деятельности; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных хозяйственных рисков, а также по их внутреннему и внешнему страхованию.
13.
Управление финансовым
состоянием. Реализация этой функции
связана с обеспечением взаимоувязки
всех направлений финансовой деятельности
предприятия и их взаимонаправленности
на достижение высоких конечных результатов
этой деятельности. В процессе реализации
этой функции осуществляется комплексная
оценка финансового состояния торгового
предприятия и изыскиваются резервы
его укрепления; осуществляется комплексное
планирование финансовой деятельности
предприятия в разрезе важнейших показателей;
организуется мониторинг текущей финансовой
деятельности предприятия, обеспечивающий
действенный контроль за реализацией
намеченных планов1.
Процесс управления деятельностью торгового предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма торгового менеджмента входят следующие элементы.
1. Государственное правовое и нормативное регулирование торговой деятельности предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих торговую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений социальной политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют торговую деятельность предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к лицензированию ( патентованию ) торговой деятельности; законодательное обеспечение защиты прав потребителей; регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети; требования обеспечения охраны окружающей среды; налоговое регулирование; регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно-правовых форм деятельности и другие.
2. Рыночный механизм регулирования торговой деятельности предприятия. Этот механизм проявляется прежде всего в сфере потребительского рынка. Спрос и предложение товаров на потребительском рынке формируют уровень цен на них; определяют возможность нахождения новой рыночной ниши или расширения объема деятельности в рамках избранного сегмента рынка" позволяют формировать новую систему хозяйственных связей с поставщиками товаров и т. п. Кроме того, деятельность торгового предприятия связана с проявлением этого механизма и на финансовом рынке, рынке факторов производства, рынке труда и других. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования деятельности торговых предприятий будет возрастать.
3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого торгового предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения. Так, ряд аспектов хозяйственной деятельности может регламентироваться требованиями устава торгового предприятия. Кроме того, на торговом предприятии может быть разработана и утверждена система целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным аспектам организационной, экономической или финансовой сфер его деятельности.
4. Информационное обеспечение торгового менеджмента. Механизм информационного обеспечения торгового менеджмента направлен на формирование полной и качественной информации, необходимой для подготовки обоснованных управленческих решений по всем аспектам деятельности торгового предприятия. Система внутренних и внешних источников информации торгового менеджмента базируется на оперативной и статистической отчетности отдельных функциональных служб торгового предприятия, организации финансового и управленческого учета на предприятии, а также публикуемых показателях текущей конъюнктуры потребительского, финансового и других рынков в разрезе соответствующих их сегментов.
5. Система методов управления деятельностью торгового предприятия. В процессе выработки управленческих решений по отдельным аспектам деятельности торгового предприятия используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов; балансовый; экономико-статистические; экономико-математические; сетевого планирования; моделирования; социологические; экспертные и другие.
6.
Система методов
контроля за реализацией
управленческих решений. В составе
механизма торгового менеджмента методам
внутреннего контроля отводится особая
роль, так как они в значительной степени
определяют эффективность всей системы
управления торговым предприятием. Состав
этих методов базируется в основном на
обширном арсенале приемов экономического
анализа и аудита различных аспектов деятельности
торгового предприятия и определяется
организацией системы мониторинга экономических
и финансовых результатов этой деятельности2.
Эффективный
механизм торгового менеджмента
позволяет в полном объеме реализовать
стоящие перед ним цели и задачи, способствует
результативному осуществлению всех его
функций на предприятиях торговли.
1.3.
Стратегия торгового
менеджмента, ее
содержание и
последовательность
разработки.
Стратегия
торгового менеджмента
Формирование
стратегии торгового
Разработка
стратегии торгового
К числу основных стратегических целей могут быть отнесены:
Оценка
разработанной стратегии
Разработка
стратегии торгового
Основные
положения разработанной
Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой ( отклонения от этой общепринятой структуры вызываются лишь отраслевыми особенностями и масштабами деятельности предприятия ). Для предприятий торговли бизнес-план рекомендуется составлять в следующей структуре:
1. Краткая
характеристика проекта
2. Организационная
форма функционирования
3. Анализ
и прогноз конъюнктуры
4. Планируемые объем и состав товарооборота.
5. Планируемая
номенклатура дополнительных
6. Обеспеченность товарооборота и торговых услуг материальными и трудовыми ресурсами.
7. Финансовый
план и стратегия
8. Оценка рисков и формы их страхования.
9. Схема
управления реализацией
Разработанный
бизнес-план дает возможность как
торговым менеджерам, так и предполагаемым
инвесторам всесторонне оценить результативность
избранной стратегии развития торгового
предприятия и ее экономическую эффективность.