Типы организаций и их структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в изучении сущности понятия «организации». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Определяется понятие «организации»;
Рассматривается системный подход к характеристике организации;
Дается общая классификация организаций;
Рассматриваются теоретические основы организации: классические теории организации, организационная концепция «человеческих отношений», ситуационные теории организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИИ». ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ 4
1.1. Понятие «организации» 4
1.2. Системный подход к характеристике организации 8
1.3. Общая классификация организаций 12
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 14
2.1. Классические теории организации 14
2.2. Организационная концепция «человеческих отношений» 21
2.3. Ситуационные теории организации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Менеджмент организации Типы организаций и их структура.doc

— 747.00 Кб (Скачать)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ

"СРЕДНЕРУССКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ"

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО  ОБРАЗОВАНИЯ 

"МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ"

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

Основы менеджмента

 

на тему:

Типы организаций и их структура.

 

Студент

Рогачева В.А.

   
   

(фамилия, имя, отчество)

 

(подпись)

Группа

МС 5/08с

   
           

Руководитель

Новикова С.Е.

   
   

(фамилия, инициалы, ученая  степень)

 

(подпись)

 

 

 

 

Дата сдачи работы

 

на кафедру

"        "                            20  

 

(подпись секретаря)

Работа допущена

 

к защите

"        "                            20   

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово «организация»  происходит от латинского organize — делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива.

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.

Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе.

Актуальность темы заключается в том, что в последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.  Тема достаточно изучена и разработана в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Основная цель работы заключается в изучении сущности понятия «организации». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • Определяется понятие «организации»;
  • Рассматривается системный подход к характеристике организации;
  • Дается общая классификация организаций;
  • Рассматриваются теоретические основы организации: классические теории организации, организационная концепция «человеческих отношений», ситуационные теории организации.

Объектом исследования является теория организации.

Предметом исследования является понятие «организация».

1. ПОНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИИ». ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Понятие «организации»

 

Одним из центральных  понятий теории организации является понятие "организация". Сегодня термин "организация" применяется в трех различных значениях:

  • организация как система (объединение) – добровольное объединение людей для достижения поставленных целей;
  • организация как структура – форма связей и взаимоотношений между элементами какой-либо системы;
  • организация как процесс – упорядочивание с целью достижения определенного результата.

Организация это:

  1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
  2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
  3. объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под  организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Одна из трудностей определения  этого понятия состоит в том, что организация или процесс  организации не представляет собой  конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

Дополнительные трудности  в определении этого понятия  вызываются тем обстоятельством, что  существует много разновидностей организаций, начиная с организации в семье  и кончая организацией в неформальных рабочих группах и в формальных системах, таких, как «клиника Федорова», «Уралмаш», профсоюз шахтеров, министерство здравоохранения и организация Объединенных Наций. Можно представить себе множество разновидностей организации, начиная с организации, охватывающей деятельность отдельной личности, и кончая организацией сильно формализованного типа, например, Правительство России, а также большое разнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумя крайними случаями.

Не любую группу людей  можно называть организацией. Чтобы считаться таковой, группа должна отвечать следующим основным требованиям:

  1. Наличие не менее двух людей, которые считают себя членами одной группы.
  2. Наличие целей, задач и ресурсов (трудовых, финансовых, материальных и т.д.).
  3. Определенное территориальное расположение.
  4. Конкретная структура – составные части и их взаимодействие (иерархию, взаимосвязь).
  5. Разделение между элементами организации предусмотренных для них обязанностей – функций.1

Все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации - это социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы; их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) и  их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (цели, функции, структура, используемые ресурсы), но вместе с тем, они имеют и общие основные характеристики: основные цели и задачи; составные части (подразделения) и распределение функций между ними; используемые ресурсы; внешнюю и внутреннюю среду; систему управления; объем управленческой деятельности.

Цель – это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив. Целью организации (конечной задачей) является получение прибыли (для коммерческих организаций) и выполнение своего уставного предназначения (для некоммерческих организаций).

Задачи организации характеризуют шаги, ведущие к достижению поставленной цели. В соответствии с целями и задачами организации и потребностями эффективного управления создаются необходимые подразделения и распределяются полномочия и функции между ними.

Ресурсы. Деятельность организации предусматривает использование различных ресурсов для реализации производственного процесса и достижения поставленных целей. Различают следующие основные виды ресурсов: трудовые, финансовые, материальные, информационные, природные.

Внешнюю среду организации образуют экономика страны, рыночная конъюнктура, законодательство, органы власти, государственного и муниципального управления, общественные организации, партнеры, конкуренты, средства массовой информации, уровень техники и технологии, моральные ориентиры общества и т. п.

Внутренняя среда организации - это ее цели, задачи, персонал, ресурсы, структура, технологии управления, производства, работы с информацией, ее миссия.

Система управления является важнейшей характеристикой организации. Эта система предполагает наличие и функционирование руководителей и объектов управления, каналов для передачи командной информации и информации состояния (информации об объекте управления), целенаправленную переработку этой информации, деятельность по подготовке и принятию управленческих решений.2

Объем управленческой деятельности напрямую связан с составом, содержанием и масштабом решаемых организацией задач и может в зависимости от этого выполняться следующим образом:

  • при ограниченном круге задач организацией может руководить один из их исполнителей;
  • расширение круга задач требует выделения для управления организацией специального человека – менеджера;
  • дальнейшее увеличение поля деятельности организации, связанное с умножением и усложнением стоящих перед ней задач, требует разделения труда и специализации в руководстве

Как объект управления организация  представляет собой сложную систему. Система – это совокупность взаимодействующих связанных друг с другом элементов, упорядоченных по определенному закону или принципу.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется  взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы —  это объекты обмена с внешней  средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Управление такими системами  предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества  вариантов принятия управленческих решений. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами.

Крупные составляющие сложных  систем, таких как организации, человек  или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении.

Посредством подразделения организации на отделы, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом.

Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. В наиболее общем виде организация является единством двух взаимосвязанных подсистем: управляющей подсистемы, подсистемы управления. Данные подсистемы очень тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. 3

1.2. Системный подход к характеристике организации

 

Организация представляет собой сложную динамическую социально-экономическую  систему, состоящих из совокупности элементов, образующих единое связное  целое.

Системный подход к организации  предусматривает рассмотрение, как специфических отдельных элементов организации, так и тех новых свойств и качеств, которые присущи организованной совокупности этих элементов в целом. При этом каждый элемент должен рассматриваться в отношении ко всем другим; изменение в одном из элементов в большей или меньшей мере влияет на все остальные.

Информация о работе Типы организаций и их структура