Тестирование как инструмент изучения проблем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – ознакомиться с тестированием как инструментом изучения проблем управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы применения тестирования в исследовании проблем управления;
2) дать краткую характеристику ООО «Вятские Динозавры» за 2008-2009гг.;
3) рассмотреть организацию тестирования в ООО «Вятские Динозавры» для изучения проблем управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ……………………………….5
1.1. Сущность, виды, критерии качества тестов, сфера их применения……...5
1.2. Процесс тестирования: этапы, принципы организации и проведения…..13
1.3. Методы тестирования ……………………………………………………...19
2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ВЯТСКИЕ ДИНОЗАВРЫ» ЗА 2008 – 2009 ГОДЫ…………………………………………………………………………….23
2.1 Общие сведения……………………………………………………………..23
2.2 Анализ основных экономических показателей…………………………...26
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ООО «ВЯТСКИЕ ДИНОЗАВРЫ» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ……………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсованя чистовик.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Критерии качества тестов

       

     К тестам предъявляются определённые требования. Основными из них являются валидность, надёжность, наличие тестовых норм, социальная адаптация тестовых методик.

        Определяя одинаковые для всех психологических методов диагностики пригодности критерии, Г.Шанц, например, не выделяет особо тестирование, считая, что оно - по показателям качества - должно вписываться в сравнимый - пятиэлементный - ряд других инструментов отбора:

     1. надежность;

     2. валидность;

     3. объективность;

     4. экономичность;

     5. полезность 

        Валидность (англ. valid - действительный, пригодный, имеющий силу) - один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять; или иначе: соответствие тестовой методики измеряемому концепту. Если, например, проводится тестирование испытуемых на определение их интеллектуальных способностей, то вряд ли целесообразно с помощью одного и того же теста оценивать еще и типы их темперамента. Проверка теста на валидность включает ряд процедур, главными из которых являются процедуры валидизации (валидации). Определяется валидации посредством корреляции результатов тестирования с успешностью выполнения соответствующей деятельности. К примеру, если с группой испытуемых проведено тестирование на определение общих способностей, то процесс валидации можно представить как установление корреляционных связей полученных данных тестирования с результатами обследования этих же испытуемых на предмет выявления общих способностей по другим проверенным и надежным методикам. Валидность считается достаточно высокой, если коэффициент корреляции будет более 0,6. При значении коэффициента корреляции 0,45-0,65 валидность считается вполне удовлетворительной [7]

        Надёжность - один из важных критериев его качества, относящегося к точности психологических измерений. Чем выше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерений. Надежность теста рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании на той же выборке испытуемых. Повторное тестирование обычно проводится через две недели после первого тестирования. Считается, что при коэффициенте корреляции более 0,75 уровень надежности теста вполне приемлем.

        Каждый тест следует сопровождать сведениями о его надёжности. Сообщаемая мера надёжности характеризует тест только в случае его проведения в стандартных условиях и с людьми, имеющими сходство с теми, кто входил в состав нормативной выработки. Следовательно, при описании теста нужно точно указывать и характеристики этой выборки, вместе с типом измеренной на ней надёжности.

        Теоретически, разновидностей тестовой надёжности может быть очень много, однако практическое применение находят лишь несколько типов надёжности. Поскольку все типы надёжности касаются степени согласованности или соответствия между двумя независимо полученными множествами показателей, их все можно выразить в виде коэффициента корреляции, который способствует измерению надёжности теста.

        Существуют приёмы проверки надёжности тестов. Они включают повторное тестирование, параллельное тестирование, приём раздельного коррелирования (внутренняя корреляция высказываний), использование дисперсионного анализа, факторный анализ

     Выделяют  следующие типы надёжности:

     · ретестовая надёжность (самый очевидный и понятный метод определения надёжности результатов теста - его повторное проведение;

     · надёжность взаимозаменяемых форм (один из способов избежать трудностей, с  которыми приходится сталкиваться при  определении ретестовой надёжности, - использование взаимозаменяемых форм теста);

     · надёжность эквивалентных половин  теста (меру надёжности можно определить и на основании однократного применения единственной формы теста, пользуясь  для этого различными процедурами  расщепления теста на две равноценные половины) и др.

       Проблемы валидности и надежности тесно взаимосвязаны. Однако валидность рассчитывается относительно объекта исследования (применительно к испытуемым), надежность же - относительно предмета психодиагностического исследования (психологических свойств или черт личности).

        Надежность не обязательно предполагает валидность. Она является необходимым, но недостаточным условием валидности. Справедливо следующее неравенство: валидность надежность. Это означает, что валидность теста не может превышать его надежность

        Под объективностью понимается степень, в которой результаты тестирования не зависят от проверяющего. Объективность налицо, если разные исследователи одного проверяемого пришли к идентичным результатам.

        Валидность, надежность, соответствие тестовым нормам  являются основными требованиями психометрии. Их объективный характер, возможность перепроверки результатов тестирования являются гарантией достоверной психологической информации.

        Тестирование - исследование высказываний, позволяющих получить объективное отражение свойств и количественных параметров деятельности людей. Тест - система высказываний или оценок по комплексу вопросов, в которых закодирована какая-либо проблема.

     В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них - времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр. Тестирование составляет важную часть полной программы управления трудовыми ресурсами. Наиболее полно сущность тестов раскрывается в их классификации. Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста. Тест включает набор высказываний и оценок по определённой проблеме или ситуации.К побочным критериям качества тестов относятся:

     - нормируемость;

     - сравнимость;

     - целесообразность(полезность);

     - экономичность. 
 

1.2. Процесс тестирования: этапы, принципы организации и проведения

       

       Процесс тестирования может быть разделён на три этапа:

  • выбор тестовой методики,
  • непосредственное тестирование,
  • интерпретация результатов тестового исследования.[9]

        Выбор тестовой методики зависит от ряда взаимодействующих факторов, основными из которых являются области применения тестов, цели и задачи исследования. К областям применения тестовых методик относятся: система образования; профессиональная подготовка, профессиональный отбор (подбор), определение профессиональной пригодности определение профессиональной пригодности; психологическое консультирование; психологическая коррекция; психотерапевтическая работа; судебная практика

     Выбор тестовой методики зависит также  от целей и задач исследования, которые ставит перед собой тестирующий. Так, при индивидуальной работе с  клиентами такими задачами могут быть:

     - составление плана необходимой  профилактической или консультационной  работы с испытуемым;

     - составление рекомендаций по  изменению соответствующих психологических  факторов, затрудняющих нормальную  трудовую деятельность на предприятии, снижающих мотивацию к труду и т.п.

        Однако существует и ряд социально-психологических  просветительских задач (передавать  психологические знания, умения  и навыки; проводить индивидуальное  и групповое консультирование  по вопросам взаимоотношений  с другими людьми, проблемам самоуправления, самовоспитании и саморазвитии и др.).

     Следующим этапом является непосредственное тестирование. Существуют определённые строгие правила, которые следует соблюдать при проведении тестирования. Эти правила сводятся к следующему:

     1. Прежде чем использовать выбранную  тестовую методику по прямому  назначению, специалист подробно  знакомится с нею, убеждается, что тесты отвечают предъявляемым  к ним требованиям, после чего пробует тест на самом себе. Профессионализм психолога предполагает умение ставить опыты на себе, в том числе опыты по применению к самому себе соответствующих тестовых методик.

     2. Перед началом выполнения теста  проводится тщательный инструктаж  испытуемых, им разъясняются цели  и задачи тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения сопровождающей тест инструкции.

     3. Во время проведения тестирования  психолог следит за работой  испытуемых. Последние должны работать  самостоятельно, независимо друг  от друга, без посторонней помощи, способной изменить результаты тестирования. Отдельные уточняющие вопросы в процессе тестирования испытуемый задаёт, обращаясь непосредственно к психологу, проводящему тестирование Завершающим этапом тестирования является интерпретация результатов исследования.

        Каждая тестовая методика должна  сопровождаться обоснованной и  выверенной программой обработки  и интерпретации результатов  тестирования. Такая программа включает  в себя и применение статистико-математической  обработки первичных данных (к  примеру, установление корреляционных связей между различными показателями психологических свойств личности испытуемых, порядок и способы расчетов социометрических индексов и т.п.).

     Интерпретация результатов исследования во многом зависит от продуктивного взаимодействия клиента с психологом-диагностом. На это справедливо указывает Г.С. Абрамова. Ее рассуждения на этот счет сводятся к следующему.[12]

     Анализ  и интерпретация данных исследования проводятся с целью точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития, достигнутого индивидуумом или группой.

        Таким образом, методология тестовых  исследований систем управления  имеет достаточно сложное содержание. Эффективное проведение тестирования  во многом определяется соблюдением  принципов тестирования (действенности и достоверности) и верным выбором основных методов тестирования (метод факторного анализа, проективные методы и др.). Процесс проведения тестирования включает в себя три основных этапа: выбор тестовой методики непосредственное тестирование, интерпретация результатов исследования. Точное соблюдение техники тестирования позволяет решить ряд важных задач в области управления предприятием (подбор сотрудников с необходимыми личностно-профессиональными качествами, повышение мотивации работников и т.д.).

     Важные  рекомендации по проведению тестирования включают в себя:

     1. Тестирование эффективнее применять  в комбинации с другими методами  исследования систем управления.

     2. Необходимо оценить действенность  теста в конкретной организации,  недостаточно удостоверится в том, что этот тест оказался действенным в похожих организациях.

     3. Необходимо вести подробные записи  результатов тестирования.

     4. Важно использовать услуги специалиста  психолога.

     5. Очень важны условия тестирования.

     6. Необходимо периодически проверять тесты на действенность. 

       При исследовании проблем управления важную роль играет организация и проведение тестирования.

        Система управления - это совокупность двух взаимодействующих подсистем (управляющей и управляемой - объект управления), образующих новую систему - систему управления.[11] Эффективность управления системой рассматривается как степень достижения цели функционирования

Информация о работе Тестирование как инструмент изучения проблем управления