Теория корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических подходов, сложившихся при анализе факторов корпоративного управления, изучение новаций в сфере корпоративного управления в России и разработка прикладных рекомендаций в области корпоративного законодательства. В первой части исследования представлен теоретический обзор факторов, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления. Во второй части рассматриваются общие тенденции развития корпоративного управления на примере акционерного общества «Кристалл».

Содержание

Введение……………………………………………………………. 4
1 Теоретические основы корпоративного управления в России.. 6
1.1 Понятие корпорации. Отличительные особенности. Типы.. 6
1.2 Факторы, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления…………………………………………….
8
1.3 Современное состояние и возможные тенденции развития корпоративного управления в России………………………………….
17
1.4 Государство и корпорации…………………………………… 25
1.5 Принципиальные организационные структуры и схемы, системы корпоративного управления…………………………………..
29
2 Организация корпоративного управления в акционерном обществе ОАО «Кристалл»……………………………………………….
33
2.1 История учреждения акционерного общества……………….. 33
2.2 Фактическое состояние корпорации………………………….. 35
2.3 Организационная структура управления предприятия……… 36
2.4 Предложения по совершенствованию управления акционерным обществом ОАО «Кристалл»……………………………..
39
Заключение…………………………………………………………. 42
Список использованной литературы…………………………….. 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Как показывает практика России последних  лет, деятельность (а в ряде сфер бездействие) государственных структур в большой степени носит дестабилизирующий  характер относительно формирования эффективной  и цельной модели корпоративного управления [13].

     Особые  отношения между государством и  корпорациями складывались в послевоенный период в некоторых азиатских  странах (Япония, Южная Корея). В этих странах корпорации возникали и  развивались при непосредственном участии государства. Этот процесс имел следующие особенности:

  1. становление крупных корпораций осуществлялось по инициативе государства и при его непосредственном контроле за этим процессом;
  2. процесс проходил в рамках индикативного (рекомендательного) планирования и исходя из стратегии социально-экономического развития страны;
  3. государственная политика предусматривала существенную поддержку отдельных отраслей национальной экономики, ориентацию деятельности корпораций на инновационные технологии, развитие их конкурентных преимуществ в условиях глобализации;
  4. государство делало ставку на мультипликаторе кий эффект развития крупного бизнеса (экспортные отрасли давали заказы для других отраслей национальной экономики).

     В настоящее время, анализируя ситуацию в этих странах, можно говорить о формировании консенсуса между крупным бизнесом и государством, опирающегося на более или менее устойчивую систему взаимоотношений. Конечно, эта система далеко не идеальна, но достаточно эффективна с точки зрения устойчивого экономического развития.

     Для России эта проблема очень актуальна, поскольку до перехода к рынку  в стране функционировало достаточно мощное отраслевое управление. В его  рамках решались задачи планирования заказов и сбыта продукции, приобретения сырья, материалов, финансирования развития и реконструкции, получения инвестиций, организации необходимой кооперации и специализации и т.д.

     В настоящее время роль отраслевого  управления или резко снизилась, или практически сведена к  нулю. Между тем необходимость  координации не только сохраняется, но и усиливается. Создавшийся вакуум координации можно преодолеть с помощью организации эффективного взаимодействия государственных структур и крупных корпораций.

     Использование крупных корпораций в качестве связующего звена между государством и множеством отдельных организаций создает объективную основу для эффективного сочетания экономической активности государства с саморазвитием рыночных механизмов хозяйствования.

     Вариант, когда промежуточной структурой управления экономикой являются крупные многоотраслевые корпорации, используется, например, в США. «Секретом» рыночной экономики является конкуренция, а не частная собственность. Следовательно, государственная политика должна стимулировать создание условий для конкуренции и формирование новых конкурирующих предприятий. Такие предприятия могли бы стать локомотивом рыночной экономики и повлечь за собой новые инициативы в области инвестиций, производства и занятости [1-3].

     Государство должно создавать условия для  появления новых компаний, для превращения компаний нынешнего «второго эшелона» в компании «первого эшелона» бизнеса. Этого нельзя добиться простым снижением налогов и дебюрократизацией, хотя и то и другое просто необходимо. Ускорение роста и формирование нового слоя как крупного, так и среднего бизнеса не будут успешными без новой промышленной политики, учитывающей опыт внедрения институтов развития в странах с похожей на Россию институциональной структурой.

     Государство должно особо поддерживать определенные виды корпораций, и прежде всего – наукоемкие корпорации, создание интеллектуального капитала. Важнейшей особенностью современных крупных корпоративных структур является сочетание интеллектуального капитала и материальных активов.

     Причем  значение интеллектуального капитала неуклонно возрастает. Государство должно обеспечить возрождение высокотехнологичных и наукоемких производств и определить конкретные приоритеты их адресной поддержки. Но, безусловно, реальная поддержка может осуществляться только на базе скоординированного взаимодействия под руководством государства сырьевого и наукоемкого комплексов экономики. Для этого государство на основе индикативного планирования должно изыскать дополнительные ресурсы, т.е. сформировать у корпораций сырьевого сектора интерес к переливу капитала в наукоемкий сектор экономики, организовать управляемый процесс диверсификации. Для этого следует разработать ощутимые стимулы и гарантии для сырьевых компаний. Все это должно найти отражение в соответствующих индикативных долгосрочных планах и федеральных целевых программах. Без продуманной системы государственного регулирования отечественный крупный корпоративный сектор никогда не станет эффективным.

     Роль  государства особенно велика в формировании и развитии рыночных институтов. Рыночные институты включают право собственности, контрактное законодательство, деловой кодекс, суды и адвокатуру, кредитную систему, банковские институты, фьючерсные рынки и т.д. Некоторые из этих институтов в России еще не появились. Для их создания необходимы фундаментальные структурные реформы. Причем наличие этих институтов есть необходимое, но не достаточное условие. Соответствующие меры государства должны быть направлены на обеспечение действенности этих институтов, поскольку их формальное существование еще не означает, что они выполняют свою миссию [3,4].

     Государство должно предпринять самые решительные  меры по предупреждению дальнейшей криминализации экономики и восстановлению доверия  к этическим стандартам.

     Еще М. Вебер отмечал, что основой  стабильного развития рынка служит моральный климат. Государство является субъектом, который не только устанавливает общие правила игры, но и создает базовые инфраструктуры, без которых бизнес работать не может (например, транспортную). Одной из таких структур является нравственное и духовное состояние общества. Это напрямую влияет на такие понятия, как доверие и соблюдение договоров, на которых и держится бизнес. Эксперты группы компаний «Имиджленд» заявляют: «В России сегодня главным стимулом к выполнению договора является страх репрессий со стороны государства или «крыши». В странах с развитой культурой предпринимательства в основе соблюдения договора лежит страх совершенно иного рода – перед Богом, общественным мнением» [2-8]. Именно такой нравственный фундамент необходимо построить в России, и здесь ведущую роль должно играть государство. Государство (Россию) следует рассматривать как корпорацию особого типа, которая развивает не только производство, но и необходимый ему человеческий капитал вместе с его социальной средой. Человеческий капитал надо воспринимать как потенциальный источник экономического развития. Все основные социальные группы необходимо рассматривать как равноценные, идея же общего развития за счет системного подавления некоторых из них должна отвергаться как разрушительная. Действительно, социальные последствия шоковой терапии были катастрофическими: резко увеличилась доля бедного населения, снизился общий уровень жизни, что негативно сказалось на здоровье населения и продолжительности жизни. Для улучшения ситуации государству необходимо сформировать новую систему субсидированных социальных услуг, аналогичную существующей на Западе. 

     1.5 Принципиальные организационные структуры и схемы, системы корпоративного управления 

     Любая организационная структура может  быть охарактеризована тремя показателями: жесткостью управления сверху, темпом принятия решений и масштабностью.

     Под жесткостью управления сверху понимается степень делегирования полномочий от высших к низшим управленческим уровням. Темп принятия решений определяется числом управленческих уровней и степенью делегирования полномочий.

     Свойством организационной структуры корпоративной  формы организации бизнеса является то, что отдельные системы могут  иметь разную организационную форму. Они могут представлять собой: подразделения организации (филиалы, представительства); отдельные организации, контролируемые через акции материнской системы; отдельные организации, контролируемые частично корпорацией и частично ее партнерами.

     Наиболее  часто встречающимися вариантами организационных структур корпораций являются такие виды как функциональные, процессные и смешанные организационные структуры. Различные модификации этих трех видов могут иметь различные названия.

     В функциональных структурах разделение организации осуществляется на основе выделения организационных функций и создания соответствующих организационных подразделений. В процессных организационных структурах в основе формирования подразделений лежит выделение процессов. На практике в больших организациях наиболее часто встречается смешанный тип оргструктуры. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты организационных структур, их достоинства и недостатки.

     Функциональная  структура предполагает выделение  таких сфер деятельности организации  как управление производством, маркетингом, персоналом, финансами и т.д. Данная структура применима для организаций, действующих в одной сфере бизнеса. Пример функциональной структуры представлен на схеме 1.

 

     Схема 1 – Функциональная структура 

     Достоинствами функциональной структуры являются эффективный централизованный контроль, высокое качество управления операциями и эффективное достижение эффектов масштаба.

     Недостатки  функциональной структуры: сложность  координации функциональных подразделений, вероятность возникновения конкуренции и конфликтов между функциональными подразделениями, излишняя специализация и узость управленческого мышления.

     Модификациями функционального типа организационной  структуры является региональная, децентрализованная организационная структура и структура стратегических групп.

     Процессная (матричная) структура характеризуется  более чем одним каналом управления. Эффективность данной структуры  определяется характером деятельности организации, а не ее размерами. Пример процессной организационной структуры корпорации представлен на схеме 2. 

 

     Схема 2  -Организационная структура корпорации 

     Достоинствами процессной структуры является снижение затрат при обслуживании нескольких проектов единым набором функциональных служб, относительно равные права субъектов во внутрифирменной конкуренции и способствование кооперации между функциональными подразделениями.

     К недостаткам процессной структуры  можно отнести сложность в  управлении, сложность в определении  и поддержании баланса между двумя линиями управления и излишнюю бюрократизацию, препятствующую инновациям.

     При проектировании организационной структуры  управления необходимо помнить, что  лучшей является та структура, которая  в наибольшей степени соответствует  текущей ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Организация корпоративного управления в акционерном обществе ОАО «Кристалл» 

     2.1 История учреждения акционерного общества 

     Открытое  акционерное общество «Кристалл» учреждено  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации (РФ) “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества” от 1 июля 1992 года №721, в результате преобразования Абаканского производственного объединения “Контур” и является правопреемником последнего по всем имущественным правам и обязательствам; а также является правопреемником по всем имущественным правам и обязательствам АООТ “КТБ “Металлокерамика” на основании договора о присоединении от 22 июня 1996г., утвержденном совместным Общим собранием акционеров АООТ “Контур” и АООТ “Металлокерамика”. Протокол от 22 июня 1996 г.

     Полное  фирменное наименование Общества: “Открытое  акционерное общество “Кристалл”. Сокращенное наименование Общества: ОАО “Кристалл”. Место нахождения Общества: г. Абакан, ул. Промышленная, 56.

     Срок  деятельности Общества не ограничен. Деятельность Общества прекращается по решению Общего собрания акционеров, либо по основаниям, предусмотренным Федеральным законом  “Об акционерных обществах”.

     Целью деятельности ОАО «Кристалл» является извлечение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

     - изготовление трубопроводной арматуры, деталей и сборочных единиц трубопроводов, запасных частей для оборудования, сильфонов по ТУ и ГОСТ, полуфабрикатов (поковки, штамповки) для объектов атомной энергетики;

     - проектирование, изготовление, техническое обслуживание и ремонт запорной, регулирующей и предохранительной арматуры, запасных частей и оборудования для: нефтегазодобывающих производств и магистрального трубопроводного транспорта и т.д.;

Информация о работе Теория корпоративного управления