Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:28, реферат
Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие человеческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.
Введение………………………………………………………………………………………..……………..…… 3
Смысл понятия мотивация ………………………………………………….…………………….................. 4
Первоначальные концепции …………………………………………………….………….….……..... 4
Политика кнута и пряника………………………………………………………...…………….……….4
Теория мотивации по Маслоу………………………………………………………………………....………5
Мотивация и иерархия потребностей……………………………………………………………………6
Использование теории Маслоу в управлении……………………………………………………..…... 8
Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации в российских компаниях………………………………………………………………….…………………9
Модель современной системы материальной мотивации ………………………………………9
Трансформация “пирамиды Маслоу” …………………………………………...………..……. 11
Применение “пирамиды Маслоу” ……………………………………………………..………. 12
Заключение………………………………………………………..………………………….………….…………16
Список литературы……………………………………………..…………………………………..…………. …..18
Рисунок
1. Схема начисления
ФОТ (материального
стимулирования).
Согласно принятым системам мотивации на отечественных предприятиях работник получает:
- Базовую заработную плату в зависимости от иерархического уровня управления;
- Премии и бонусы по результатам деятельности подразделения за отчетный период;
- Премии и бонусы по результатам личной деятельности работника (личные бонусы и доплаты за исполнение проектов, комиссионные, поддержка обучающихся, и т.д.);
- Премии и бонусы по результатам деятельности организации в целом (годовые бонусы);
Опционы, актуальные, в основном, для западных стран не рассматриваются в этой модели, хотя несут в себе как материальные, так и моральные стимулы. Россия, к сожалению еще не готова к адекватному восприятию концепции “народного предприятия”, пока еще слишком авторизованы в сознании риски и прибыли предпринимательской и управленческой деятельности.
Кроме того, на схеме Рис.1 не отражены составляющие “компенсационного пакета”, пришедшие к нам с западными компаниями. В целом, “компенсационный пакет” представляет собой систему материального стимулирования Рис.1 плюс дополнительные льготы (организационные мероприятия) Рис.2 и дополнительные поощрения работников Рис.3.
Справедливости
ради, надо отметить, что %% российских
компаний на Рис.2 и Рис.3, применяющих
те или иные льготы и поощрения
работников, были определены в ходе
опроса компаний, заявивших о применении
“компенсационного пакета”. Выборка
вряд ли может считаться репрезентативной,
ее характер, скорее, качественный. Большинство
же предприятий России применяют систему
мотивации, аналогичную отраженной на
Рис.1. Такая схема (Рис.1) мотивации достаточно
эффективна в силу низкого уровня жизни,
и, для большинства предприятий, сохраняет
свою актуальность. Тем не менее, например,
на московском рынке, несмотря на внешнюю
логичность и взвешенность схемы Рис.1,
она постепенно теряет свою эффективность.
Рисунок
2. Состав льгот, применяемых
российскими компаниями (в
%%).
Рисунок
3. Дополнительные меры
поощрения, применяемые
российскими компаниями (в%%)
Связано это со следующими факторами: Во-первых, при регулярной выплате бонусов, комиссионных и премий, ценность и мотивирующее воздействие резко снижается – работник привыкает к ним, расценивает их как форму заработной платы, и любое снижение таких, по сути дополнительных, выплат воспринимается как унижение со стороны работодателя.
Во-вторых, начальное мотивирующее воздействие переменной части оплаты труда, как правило, мотивирует творческое начало работника. Но, на практике, активное творчество работодателем практически никогда не требуется. Творчество воспринимается как досадное недоразумение, мешающее текущей регулярной работе. Творчество, с точки зрения современного российского собственника-менеджера, может проявлять либо сам собственник, либо высший руководитель, ибо они и только они “лучше знают и несут ответственность”. Возникает конфликт на базе взаимного непонимания, мотивирующее воздействие компенсируется негативным отношением к творческим порывам.
Снижение
эффективности мотивационных
- Фактор внимания и защиты со стороны высшего руководителя - есть с кем пообщаться, есть на ком проверить свои идеи, есть кому “поплакаться в жилетку” и попросить защиты;
- Фактор “своего парня” - с таким руководителем хочется работать, его хочется поддержать и неприлично обманывать;
- Фактор сопричастности – близость к центру принятия решений, опережающая информация и обладание конфиденциальной информацией существенно поднимают статус работника;
- Фактор влияния – близкие контакты с центром принятия решений провоцируют “синдром советника”, при котором работник стремится оказать эмоциональное либо интеллектуальное воздействие на принимаемые решения. Если такое удается, работник начинает влиять на руководителя в целях укрепления своего статуса, придавая себе вес как лидеру неформальной группы, возможно даже еще не сформированной.
В общем, российские традиции морального стимулирования, метко отражены термином “доступ к телу”. Как показано выше, такие методы мотивации несут в себе серьезную угрозу бизнесу, поскольку влияние работников на руководителя не связано с эффективностью бизнес-системы в целом, а лишь отражают стремление тех или иных специалистов упрочить свой статус на предприятии.
Похвала перед лицом коллег – иначе говоря, призыв к общественному признанию заслуг работника, начинает пользоваться все большей популярностью отечественных менеджеров. Это связано с тем, что такой вид поощрения несет в себе несколько факторов, которые могут быть использованы в управлении:
- Фактор статуса – если работника публично похвалили, то значит, что этот работник как бы становится ближе к руководителю, получает моральное право на некую лидирующую позицию;
- Фактор команды – тот, кого поощрили публично, начинает себя чувствовать членом “команды”, у него появляется чувство ответственности за общий результат;
- Фактор выделения – похвалив кого-либо, руководитель разрушает неформальные связи такого работника, особенно, если работник был выделен на фоне негативного отношения к остальным членам группы;
- Фактор целеполагания – публичная похвала, фактически, является отражением целей руководителя, показывает работникам “линию партии и правительства”.
Этот список также может быть продолжен, что для опытного управленца не составит труда.
Остальные методы морального мотивирования и стимулирования труда, кстати, неплохо себя зарекомендовавшие в советское время, к сожалению, не рассматриваются отечественными предпринимателями и менеджерами в силу непонимания их применимости и неуверенности в их эффективности.
2.3.2
Трансформация “пирамиды
Маслоу”
Обилие
теорий и подходов, имеющих некую
общность, может быть интегрировано
в некую единую понятийную систему
только путем моделирования
В целях такого моделирования, позволяющего определить место и роль моральных и материальных стимуляторов, удобно применять “пирамиду Маслоу”, повернутую на 90% (Рис.4).
При такой трансформации “пирамиды Маслоу” мы получим диаграмму количества (объема) потребностей, удовлетворяемых организацией с типовой (Рис.1) системой оплаты труда. Обоснованием корректности такого подхода является то, что любая организация – суть отражение общества, для которого “пирамида Маслоу” справедлива, императив.
Рисунок
4. Трансформация "пирамиды
Маслоу"
Рис.4
дает нам принципиально иное понимание
задач систем мотивации персонала организации.
Справедливость и непротиворечивость
теорий Выготского, Врума, Портера, Герцберга,
Адамса и других, говорит нам о том, что
организация должна предусматривать параллельную
мотивацию по всему спектру мотивирующих
факторов – от высших до низших (по Маслоу).
2.3.3
Применение “пирамиды
Маслоу”
Параллельное мотивирование предусматривает придание системе управления таких характеристик, которые позволили бы любому работнику получать удовлетворение по всем категориям потребностей, указанным в теории Маслоу. Таким образом, противоречия между иерархическими теориями и теориями параллельности потребностей снимаются.
Несомненно,
каждый работник имеет собственную
систему ценностей, определяющую уникальный
набор и соотношение
Такой
подход обычно сталкивается с недоумением
менеджеров – “что же, вкладывать деньги
и ресурсы в превращение
Таким образом, основной задачей системы мотивации должно стать превращение “треугольника” перевернутой пирамиды Маслоу в прямоугольник, - т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в организации (Рис.6).
Рисунок
6. Графическое отображение
задач системы мотивации
При рассмотрении полученной модели (Рис.5 и Рис. 6), задачи различных мероприятий, составляющих объект управления системы мотивации и стимулирования труда, проявляются со всей очевидностью. Более того, место и роль организационных, моральных и материальных факторов стимулирования труда может быть отражена графически (Рис.7).
Рисунок
7. Место и роль факторов
стимулирования труда.
Некоторые
потребности могут и должны удовлетворяться
только материально, что-то – только морально,
но подавляющая часть потребностей может
быть удовлетворена только комбинацией
моральных (в т.ч. организационных, т.е.
заведомо заложенных в системе управления)
и материальных факторов. При этом важным
является то, что различные категории
работников должны мотивироваться по
разному. Соотношение морального и материального
стимулирования для бухгалтерии и отдела
продаж должно быть принципиально различным.
Определение этого соотношения лежит
в тщательной формулировке целей конкретного
подразделения или работника в разрезе
общих целей компании. Поскольку работников
– много, и целеполагание для каждого
из них должно быть в русле общих целей
организации, то логично предположить
существование некой общей системы мотивации,
применимой к каждому работнику. Факторы
стимулирования и мотивации труда могут
быть классифицированы по формулировкам
потребностей в иерархии по Маслоу:
Потребность в самовыражении. Одна из наиболее критичных потребностей. Известно, что творчество является “метамотиватором” наравне с “поиском истины”, “служением другим” и “опекой”. Такие “метамотиваторы” необходимо держать под контролем, а еще лучше – управлять ими. Для решения этой задачи следует использовать:
- Организационные рычаги (линия 1), такие как вменение в обязанности топ менеджеров и творческих специалистов работы (участия) в составе комиссий, советов, комитетов или рабочих групп, ведение проектной работы;
- Нематериальные (линия 2) методы стимулирования персонала в части формирования клубов, кружков, команд, любительских театров и т.д. К сожалению, многие менеджеры не считают это эффективным вложением денег. Тем не менее, формирование общих целей (спортивных, соревновательных, созидательных, творческих и т.д.) существенно влияет на общий командный дух коллектива, сплачивает и мотивирует его.
- Материальные
методы (линия 3) – стимулирование рационализации
и изобретательства (блаженной памяти
БРИЗ), кружков качества, поддержка при
значимых событиях в жизни работника,
подарки и т.д. При справедливой оценке
творческого вклада работника его лояльность
и стремление работать для компании существенно
повышается.
Потребность в уважении и признании. В основном такая потребность существует у менеджмента компании, для которого движущей силой является статус. Характерно то, что основное мотивирующее (или демотивирующее) воздействие оказывает, в основном, сравнение с работниками соседнего предприятия. В рамках управления этой потребностью следует применять: