Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:28, реферат

Описание работы

Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие человеческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……………..…… 3
Смысл понятия мотивация ………………………………………………….…………………….................. 4
Первоначальные концепции …………………………………………………….………….….……..... 4
Политика кнута и пряника………………………………………………………...…………….……….4
Теория мотивации по Маслоу………………………………………………………………………....………5
Мотивация и иерархия потребностей……………………………………………………………………6
Использование теории Маслоу в управлении……………………………………………………..…... 8
Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации в российских компаниях………………………………………………………………….…………………9
Модель современной системы материальной мотивации ………………………………………9
Трансформация “пирамиды Маслоу” …………………………………………...………..……. 11
Применение “пирамиды Маслоу” ……………………………………………………..………. 12
Заключение………………………………………………………..………………………….………….…………16
Список литературы……………………………………………..…………………………………..…………. …..18

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 221.50 Кб (Скачать)
 

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА  
 
 
 

Дисциплина «Основы управления персоналом»

Реферат

Тема:

Теория  иерархии потребностей А. Маслоу 

Факультет: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Студента (ки) дистанционной формы обучения

Группа  № ЭЗВД12+с/0-10

Луцко Евгении  Вячеславовны

Номер зачетки: ГФЗ141/08-вД   
 

Москва 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………………………..……………..…… 3

  1. Смысл понятия мотивация ………………………………………………….…………………….................. 4
    1. Первоначальные концепции …………………………………………………….………….….……..... 4
    2. Политика кнута и пряника………………………………………………………...…………….……….4
  2. Теория мотивации по Маслоу………………………………………………………………………....………5
    1. Мотивация и иерархия потребностей……………………………………………………………………6
    2. Использование теории Маслоу в управлении……………………………………………………..…... 8
    3. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации в российских компаниях………………………………………………………………….…………………9
      1. Модель современной системы материальной мотивации ………………………………………9
      2. Трансформация “пирамиды Маслоу” …………………………………………...………..……. 11
      3. Применение “пирамиды Маслоу” ……………………………………………………..………. 12

Заключение………………………………………………………..………………………….………….…………16

Список литературы……………………………………………..…………………………………..…………. …..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Руководители  всегда сознавали, что необходимо побуждать  людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это неверно.

    Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие человеческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.

    Одна  из самых известных теорий принадлежит  Абрахаму Маслоу (1943), выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побуждения (жажда и проч.), потребности в безопасности (жилище), аффективные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).

    Удовлетворение  потребностей низшего порядка активизирует следующий, более высокий уровень  потребностей, требуя от человека поведения  по иным схемам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Смысл понятия мотивация.
 

    При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

    Руководители  воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно  дать такое определение:

    Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. 

    1. Первоначальные  концепции.
 

    Хотя  сейчас общепризнано, что основные допущения, заложенные в первоначальных концепциях мотивации, неверны, понять их все же важно. И хотя руководители в отдаленные времена в большей степени неверно понимали поведение людей, приемы, которыми они пользовались в тех условиях, часто были очень эффективными. Поскольку эти приемы «работали» и применялись много сотен лет, в отличие от пары десятилетий существования современных теорий, первоначальные концепции мотивации глубоко укоренились в нашей культуре. Многие руководители, особенно те, кто не имеет специальной подготовки, все еще испытывают сильное влияние этих концепций. И вполне вероятно, что вы встретитесь с такими примерами в работе.

    Более того, вы можете испытать искушение  самому применить эти простые  и прагматические подходы. Но это, скорее всего будет ошибкой. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности окажутся более сложными и трудными для воздействия, если не понять хотя бы что-то в природе мотивации. И, наконец, хотя это соображение по значимости и не последнее, ми надеемся, что краткий исторический обзор поможет вам лучше осознать, что эффективность мотивации, как впрочем и все в управленческой деятельности, связана с конкретной ситуацией. 

    1.2 Политика кнута и пряника. 

    За  тысячи лет до того, как слово  «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.

    Это было обычным явлением в странах  Запада в конце XIX в. В течение  почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры наводняли города и буквально выпрашивали как милостыню возможность работать по 14 ч. в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. Когда Адам Смит писал свой труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», жизнь для простого человека была очень тяжелой. На его концепцию «экономического человека», которая рассматривалась выше, несомненно, очень большое влияние оказало наблюдение этих жестоких реалий. В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.

    Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.

    Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли  достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей в конце концов начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте. 

  1. Теория  мотивации по Маслоу
 

    Абрахам Гарольд Маслоу (1907—1970) был одним  из наиболее ярких основоположников гуманистической психологии. Из его  работ руководители во многих отраслях человеческой деятельности узнали о  сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию личности человека. Создавая свою теорию мотивации, Маслоу шел необычным путем. Он не был экспериментатором, не прибегал к использованию анкет или интервью. У него был свой метод — биографический: он изучал истории жизни, биографии великих людей. Его книга «Мотивация и личность» впервые вышла в 1954 г. оду и была пересмотрена и дополнена автором в 1970 году.

    Создавая  свою теорию мотивации, Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

    Теория  мотивации Маслоу содержит такие  идеи:

    - человек постоянно испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые объединяются в группы и образуют иерархию;

    - потребности, которые не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

    - обычно человек ощущает одновременно несколько потребностей, находящихся в комплексном взаимодействии; если одна потребность удовлетворяется, на ее место встает другая;

    - потребности более низкого уровня требуют первостепенного удовлетворения, а потребности более высокого уровня начинают активно влиять на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;

    - потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим количеством способов, чем потребности более низкого уровня.  

    2.1 Мотивация и иерархия потребностей. 

    

 

    Рисунок 1. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу) 
 

    Согласно  теории А. Маслоу, существует пять групп  потребностей.

    Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.  Физиологические потребности человек должен удовлетворять для поддержания своего организма в жизнедеятельном состоянии. Такие потребности в значительной мере связаны с физиологией человека.

    Люди, которые работают в основном для  того, чтобы удовлетворять физиологические потребности, мало интересуются содержанием работы. Они концентрируют внимание на оплате, условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т. п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы небольшая заработная плата обеспечивала им выживание и рабочие условия не слишком усложняли жизнь. 

Информация о работе Теория иерархии потребностей А. Маслоу