Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:28, реферат
Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие человеческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.
Введение………………………………………………………………………………………..……………..…… 3
Смысл понятия мотивация ………………………………………………….…………………….................. 4
Первоначальные концепции …………………………………………………….………….….……..... 4
Политика кнута и пряника………………………………………………………...…………….……….4
Теория мотивации по Маслоу………………………………………………………………………....………5
Мотивация и иерархия потребностей……………………………………………………………………6
Использование теории Маслоу в управлении……………………………………………………..…... 8
Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации в российских компаниях………………………………………………………………….…………………9
Модель современной системы материальной мотивации ………………………………………9
Трансформация “пирамиды Маслоу” …………………………………………...………..……. 11
Применение “пирамиды Маслоу” ……………………………………………………..………. 12
Заключение………………………………………………………..………………………….………….…………16
Список литературы……………………………………………..…………………………………..…………. …..18
Потребности в безопасности и уверенности в будущем связаны со стремлением и желанием человека находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести ему жизнь. Люди, испытывающие подобные потребности, стремятся избегать волнительных ситуаций; они любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Такие люди оценивают свою работу, прежде всего, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в настоящем и будущем. Для них важны гарантии стабильной работы, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания. Они стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от возможных неблагоприятных событий и изменений с помощью обучения и образования.
Люди
с обостренной потребностью безопасности
стремятся избегать риска, внутренне
противятся изменениям и преобразованиям.
Для управления такими людьми следует
создавать ясную и надежную систему
социального страхования, применять
понятные и справедливые правила регулирования
их деятельности, оплачивать труд выше
прожиточного уровня, не привлекать их
к принятию рискованных решений и совершению
рискованных действий.
Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Человек стремится к участию в совместных действиях; он хочет дружбы, любви, а также быть членом каких-то объединений, участвовать в общественных мероприятиях и т. п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека эти потребности являются ведущими, он рассматривает свою работу как принадлежность к коллективу, возможность установить хорошие и дружеские отношения с коллегами.
По
отношению к таким работникам
руководство должно осуществляться
в форме дружеского партнерства.
Для них надо создавать условия
для общения на работе. Хорошие результаты
дают групповая форма организации труда
и групповые мероприятия, выходящие за
рабочие рамки, напоминания работникам
о том, как их ценят коллеги по работе.
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. Потребности в признании и уважении отражают желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это.
Люди,
испытывающие сильное влияние данной
потребности, стремятся к лидерскому положению
либо к положению признанного авторитета
при решении задач. Управляя такими людьми,
надо использовать различные формы морального
поощрения, признавать их заслуги. Для
этого могут быть полезны присвоение титулов
и званий, освещение в прессе и упоминание
руководством в публичных выступлениях
их заслуг, вручение различных наград
и т. п.
Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Потребности в самовыражении проявляются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т. п.
Данные потребности в гораздо большей степени, чем другие, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с этой потребностью открыты к восприятию себя и окружения, они созидательны и независимы.
При
управлении такими людьми надо стремиться
давать им оригинальные задания, позволяющие
максимально реализовать их способности,
предоставлять свободу в выборе
средств решения задач и
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей:
«Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека» .
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.
Для
того чтобы следующий, более высокий
уровень иерархии потребностей начал
влиять на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность
Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Более того, Маслоу отмечает:
«До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».
Маслоу
допускал, что могут быть исключения
из этого иерархического расположения
мотивов. Он признавал, что какие-то
творческие люди могут развивать
и выражать свой талант, несмотря на
серьезные трудности и социальные проблемы.
Также есть люди, чьи ценности и идеалы
настолько сильны, что они готовы скорее
переносить голод и жажду или даже умереть,
чем отказаться от них. Наконец, Маслоу
предполагал, что некоторые люди могут
создавать собственную иерархию потребностей
благодаря особенностям своей биографии.
Например, люди могут отдавать больший
приоритет потребностям уважения, а не
потребностям любви и принадлежности.
Таких людей больше интересует престиж
и продвижение по службе, а не интимные
отношения или семья. В целом, однако, чем
ниже расположена потребность в иерархии,
тем она сильнее и приоритетнее. Ключевым
моментом в концепции иерархии потребностей
Маслоу является то, что потребности никогда
не бывают удовлетворены по принципу "все
или ничего". Потребности частично совпадают,
и человек одновременно может быть мотивирован
на двух и более уровнях потребностей.
Маслоу сделал предположение, что средний
человек удовлетворяет свои потребности
примерно в следующей степени: 85% - физиологические,
70% - безопасность и защита, 50% - любовь и
принадлежность, 40% - самоуважение и 10%
- самоактуализация. К тому же потребности,
появляющиеся в иерархии, возникают постепенно.
Люди не просто удовлетворяют одну потребность
за другой, но одновременно частично удовлетворяют
и частично не удовлетворяют их. Следует
также отметить, что неважно, насколько
высоко продвинулся человек в иерархии
потребностей: если потребности более
низкого уровня перестанут удовлетворяться,
человек вернется на данный уровень и
останется там, пока эти потребности не
будут в достаточной мере удовлетворены.
2.2.
Использование теории
Маслоу в управлении.
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:
«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».
В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Для
того чтобы мотивировать конкретного
человека, руководитель должен дать ему
возможность удовлетворить его
важнейшие потребности
Российским
менеджерам необходимо знать, что в
большинстве случаев в связи
с низким уровнем жизни в стране,
с одной стороны, и с высоким
уровнем образования, с другой стороны,
им необходимо мотивировать подчиненных,
используя все уровни потребности в комплексе.
С помощью только экономических стимулов
удовлетворяются потребности низших уровней.
Рекомендации по удовлетворению потребностей
высших уровней приведены в следующей
таблице.
Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней | ||
Социальные потребности | Потребности в уважении | Потребности в самовыражении |
|
|
|
Таблица1.
Методы удовлетворения
потребностей высших
уровней.
2.3
Применение пирамиды
иерархии потребностей
Маслоу при проектировании
системы мотивации в
российских компаниях.
2.3.1
Модель современной
системы материальной
мотивации
Проблема мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед современным российским предприятием. Как правило, отечественные руководители рассматривают систему мотивации как инструмент, базирующийся на персональных выплатах работнику. На подавляющем большинстве российских предприятий система мотивации неотделима от системы начисления фонда оплаты труда, один из лучших вариантов которой может быть графически отражен как (Рис. 1):