Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа
Целью работы является анализ основных принципов школы человеческих отношений. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить зарождение теории человеческих отношений в менеджменте, выявить ее основные отличия от классической теории;
2) проанализировать основные принципы теории человеческих отношений;
3) выявить применение принципов и методов теории человеческих отношений в концепциях современного менеджмента.
Введение
1. Исторические особенности становления теории человеческих отношений
1.1 Зарождение и развитие теории человеческих отношений и ее основные представители
1.2 Современные тенденции совершенствования теории человеческих отношений
2. Теоретико-методологические и практические основы теории человеческих отношений
2.1 Сущностные характеристики теории человеческих отношений
2.2 Отражение основных положений теории человеческих отношений в концепциях современного менеджмента
Заключение
Список литературы
Наибольшее практическое
распространение и известность
среди подходов, относящихся к
концепции «человеческих
1. Поддерживающие
или гигиенические факторы,
2. Мотивирующие факторы,
которые собственно и
Причем, если первая
группа факторов (стиль управления,
межличностные отношения, заработная
плата, гарантии занятости, условия
труда, профессиональный статус) не удовлетворяют
нормальным требованиям, то возникает
эффект отсутствия заинтересованности
в работе, что делает невозможным
или крайне затрудняет для системы
управления активизацию трудового
потенциала человека. Однако обеспечение
системой управления поддерживающих факторов
является лишь необходимым, но не достаточным
условием творческого отношения
к труду. Для активизации творческого
потенциала требуется задействовать
мотивирующие факторы, в том числе:
личный успех, признание, продвижение,
обогащение труда («работа сама по себе»),
возможность профессионального
роста, ответственность.
Активизация мотивирующих
факторов способна обеспечить максимально
возможное участие персонала
в делах фирмы: от принятия самостоятельных
и ответственных решений на своем
рабочем месте до соучастия в
инновационных программах компании.
По мнению Герцберга, 69% причин, определяющих
разочарованность персонала в своей
работе, относится к группе гигиенических
факторов, в то время как 81 % условий,
влияющих на удовлетворенность работой,
непосредственно связаны с
На практике программы
«обогащения труда» обычно реализуются
путем повышения
2. Теоретико-методологические
и практические основы теории
человеческих отношений
2.1 Сущностные характеристики
теории человеческих отношений
Проанализируем основные
принципы теории человеческих отношений.
Мэри Фоллет –
основоположница доктрины «человеческих
отношений», призывая к «совместной
власти» в противоположность
«единоличной власти» предвосхитила
переход к стилям совместного
управления. Она одна из первых применила
приемы психологии и социологию для
изучения промышленного предприятия.
Ее работы фокусировались на человеческих
отношениях внутри индустриальных групп,
соотношении
Мэйо, опубликовавший
первый отчет по хоторнским исследованиям
в 1933 г., описал пути улучшения организации
в терминах теории человеческих отношений
и мотиваций. Он сформулировал социальную
философию менеджмента и ввел
понятие «точек воздействия, которые
изменяют групповую производительность».
В процессе «хоторнских» исследований
он озвучил революционную для
того времени идею о том, что рабочие
подвержены влиянию мотиваций в
той же мере, что и влиянию технических
аспектов труда. Осознание рабочим
причастности к «команде» или
коллективу, который работает в улучшенных
условиях или условиях «патронажа»
со стороны администрации
Честер Барнард, начавший
свою карьеру в AT&T и закончивший
ее президентом New Jersy Bell, был идейным
продолжателем Фоллет. В 1938 году он
опубликовал свою теорию организации,
выделяя важность эффективных коммуникаций
и кооперативной природы
Представитель школы
человеческих отношений Д. Макгрегор
выдвинул два подхода к организации
управления: первый основан на применении
принуждения и поощрения («кнута
и пряника»), второй – на создании
условий стимулирования у работников
инициативы, изобретательности и
самостоятельности в достижении
целей организации.
По мнению Макгрегора,
по мере перехода от принуждения к
поощрению инициативы структура
организации должна претерпевать изменения
в сторону уменьшения жесткости
иерархии.
Критики теории человеческих
отношений отмечают, что она привлекает
внимание к основному элементу организаций:
к людям. Она дает знания о том,
как люди взаимодействуют и реагируют
на различные ситуации в стремлении
удовлетворить свои потребности. Таким
путем пытаются найти некоторые
«законы», которыми пренебрег классический
подход. Однако здесь подход состоит
в построении скорее моделей поведения,
чем моделей организационной
структуры. Поэтому выводы для построения
структуры остаются разрозненными
и приблизительными1.
2.2 Отражение основных
положений теории человеческих
отношений в концепциях
Особенно важное
значение для развития положений
теории человеческих отношений имела
теория «Х-У» МакГрегора, в соответствии
с которой по теории «X» человек
имеет врожденную антипатию к
труду, пытается улизнуть от него, нуждается
в принуждении к труду и
санкциях в случае уклонения; человек
не хочет нести ответственность
и предпочитает, чтобы им руководили;
у него мало тщеславия и больше
всего он нуждается в уверенности
в завтрашнем дне. В противоположность
этому, в соответствии с теорией
«У», отношение к труду развивается
у человека под влиянием его опыта.
В принципе он готов развивать
свои умения, брать на себя ответственность
и реализовывать поставленные цели.
В этом случае человек не нуждается
в постоянном контроле и развивает
самоконтроль. Но для этого нужно
создать соответствующие
На основе этих противоположных
воззрений, касающихся отношения человека
к труду, существуют два диаметрально
противоположных метода, которые
можно использовать по отношению
к управлению человеческими ресурсами.
Традиционное управление базируется на
автократическом стиле
1. Работа также
естественна как игра.
2. Надзор и угроза
наказания далеко не
3. Для реализации
целей, которые приобрели для
человека личностную
4. Личная приверженность
целям организации зависит от
вознаграждения, которое более всего
связано с удовлетворением
5. Бегство от ответственности,
недостаточное честолюбие и
6. Задатки к творчеству
встречаются у людей часто,
но редко используются в
Было бы неверно
полагать, что методы управления человеческими
ресурсами в рамках «теории X»
лишены своих преимуществ. Курт Левин
в своем знаменитом исследовании
психологического воздействия стилей
руководства на результаты деятельности
(1938-1939 гг.) обнаружил, что авторитарное
управление добивалось выполнения большего
объема работы, чем демократическое.
Однако при этом наблюдались: меньшая
оригинальность, меньшее дружелюбие
и сотрудничество в группах, отсутствие
группового мышления; большая агрессивность,
проявляемая как к
В определенной степени
«теория X» представляет собой аналогию
с экстенсивными методами развития
экономики в том смысле, что
методы управления ЧР, основанные на принципах
«теории X», также как и экстенсивные
методы имеют ограниченный потенциал
эффективности и адаптации к
изменяющимся условиям среды; а возможности
их развития и совершенствования
сопряжены с прогрессивным
Мотивационный механизм
«теории У» ориентирован на побуждение
персонала к реализации высших потребностей
самоактуализации, имеющих в то же
время рациональную материальную основу.
Политика управления человеческими
ресурсами, основанная на «теории У»,
предполагает не «встраивание» работника
в жесткую организационную
Идеи, по своему содержанию
очень близкие «теории Х-У», нашли
своеобразную форму выражения в
четырех системах управления человеческими
ресурсами Ренсиса Лайкерта:
Система 1. Работники
побуждаются к труду по преимуществу
с помощью стимулов негативного
характера (угроз и принуждения)
и, только в частных случаях –
вознаграждением.
Система 2. Вознаграждения
в ней применяются чаще, чем
в Системе 1, но негативные стимулы
в виде угроз и наказаний определяют
скорее норму. Информационные потоки нисходят
от высших уровней управленческой иерархии
и лишь малозначительные решения
делегируются нижним уровням управления.