Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа
Целью работы является анализ основных принципов школы человеческих отношений. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить зарождение теории человеческих отношений в менеджменте, выявить ее основные отличия от классической теории;
2) проанализировать основные принципы теории человеческих отношений;
3) выявить применение принципов и методов теории человеческих отношений в концепциях современного менеджмента.
Введение
1. Исторические особенности становления теории человеческих отношений
1.1 Зарождение и развитие теории человеческих отношений и ее основные представители
1.2 Современные тенденции совершенствования теории человеческих отношений
2. Теоретико-методологические и практические основы теории человеческих отношений
2.1 Сущностные характеристики теории человеческих отношений
2.2 Отражение основных положений теории человеческих отношений в концепциях современного менеджмента
Заключение
Список литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Менеджмент»
«Теория человеческих
отношений»
Содержание
Введение
1. Исторические особенности
становления теории
1.1 Зарождение и
развитие теории человеческих
отношений и ее основные
1.2 Современные тенденции
совершенствования теории
2. Теоретико-методологические
и практические основы теории
человеческих отношений
2.1 Сущностные характеристики
теории человеческих отношений
2.2 Отражение основных
положений теории человеческих
отношений в концепциях
Заключение
Список литературы
Введение
Менеджмент сегодня
составляет основу предпринимательской
деятельности, являясь одновременно
и все более широко распространяющимся
образом хозяйственного мышления, и
целостной системой мероприятий. Это
во многом определяет актуальность применения
основных принципов менеджмента
в современной экономической
формации, которая до настоящего времени
находится в переходном состоянии.
Экономическая либерализация в
России в сочетании с экономическим
ростом способствовали постепенному превращению
государственно-
Оптимальное управление
организацией позволяет составлять
более реальные программы производства
и реализации, быстрее реагировать
на изменения, происходящие на рынке, и
создает существенные преимущества
в конкурентной борьбе. В этих условиях
оптимальным является применение принципов
научного подхода, направленного не
только на оптимизацию системы
Возникновение школ
«человеческих отношений» и «организационного
поведения» – период попыток понять
место людей в производстве. Ее
основоположники утверждали, что
для человека основными стимулами
являются не материальные блага, а моральное
удовлетворение, психологический комфорт,
самоудовлетворение и другие психологические
мотивы. В рамках школы человеческих
происходило становление науки
об человеческих ресурсах и управлении
персоналом. Поэтому тема данной работы
является актуальной.
Целью работы является
анализ основных принципов школы
человеческих отношений. На основании
цели в работе поставлены следующие
задачи:
1) изучить зарождение
теории человеческих отношений
в менеджменте, выявить ее
2) проанализировать
основные принципы теории
3) выявить применение
принципов и методов теории
человеческих отношений в
Цели и задачи
определяют структуру работы, которая
состоит из введения, двух глав и
заключения.
1. Исторические особенности
становления теории
1.1 Зарождение и
развитие теории человеческих
отношений и ее основные
До появления теории
человеческих отношений основной концепцией
в менеджменте являлся
Другой «механической
моделью», тесно связанной с классическим
подходом, является бюрократическая
модель Макса Вебера, немецкого социолога,
работавшего в начале. В веберовской
бюрократии есть некий стандарт («идеальный
тип»), с которым сравниваются существующие
организации. Он обладает характеристиками,
которые мы ассоциируем с качествами,
присущими большим
1) высокий уровень
специализации;
2) четко разработанная
иерархия полномочий с ясно
установленными границами
3) отбор и расстановка
кадров, основанные на заслугах;
4) организация управления,
основанная на правилах, которые
рационально сформулированы
М. Вебер полагал,
что бюрократия – неизбежный и
наиболее эффективный тип организации.
Однако он также считал, что она
может быть угрозой для индивидуальной
свободы, и позже стал относиться
к ней критически. Веберовская
модель принимает во внимание человеческие
аспекты, и, возможно, она отличается
от классической подчеркиванием того
обстоятельства, что отдельный служащий
скорее склонен подчиняться
Такой акцент на правила
имел своим источником концепцию
М. Вебера о «доминировании». Вебер
определял «доминирование» как
власть, которая настолько признана,
что ее объекты видят в подчинении
ей свой долг, а ее субъекты – реализацию
своего неотъемлемого права. Он утверждал,
что «доминирование» может быть
«харизматическим» (т. е. основанным на
вере в индивидуума, имеющего власть),
традиционным (т. е. основанным на вере
в справедливость исторически сложившейся
ситуации) или рационально-правовым
(т. е. основанным на вере в то, что
существующее законодательство делает
его справедливым). Административный
аппарат, которому сопутствует рационально-
Социологи много
занимались непредвиденными и
Администраторы склонны
устанавливать только одну или две
широкие категории, под которые
затем пытаются подвести радикально
различные случаи. Как следствие,
правило может не удовлетворять
требованиям ситуации, и у клерка
развивается «тренированная неспособность»
содержательно заниматься нестандартным
случаем. Другое явление – «подмена
цели», когда действия и ценности,
предназначенные служить
В 20-х годах прошлого
века крупное капиталистическое
производство потребовало новых
путей рационализации управления. Классический
подход перестал удовлетворять требованиям
современного капитализма. Президент
«Дженерал Форд корпорейшн» отмечал:
«Каждый человек имеет тело, ум и душу.
Каждая из этих частей, особенно душа,
должна быть использована для достижения
максимальной производительности труда».
Воплотить это высказывание
в жизнь стремились представители
так называемой школы человеческих
отношений. Существовавшие в начале
XX в. скудные знания в области
психологии были вовсе не связаны
с проблемами трудовой деятельности.
Хотя авторы школы научного менеджмента
и классической школы признавали
значение человеческого фактора
они ограничивались такими вопросами,
как заработная плата, материальная
заинтересованность и установление
формальных функциональных отношений.
Однако основным элементом эффективности
организации является человеческий
фактор, что полностью не было осознано
создателями теории научного менеджмента
и классической школы. Школа человеческих
отношений во главу своего учения
поставило человеческий фактор. Основателями
этой школы были Мэри Паркер Фоллетт
и Элтон Мэйо. Определение менеджмента
как обеспечение выполнения работы
с помощью других лиц впервые
было дано М. Фоллетт.
Проводя экспериментальные
исследования по производительности труда
с группами рабочих на заводах
фирмы «Вестерн электрик» в г.
Хоторне, Мэйо установил, что всесторонне
разработанные рабочие операции
и высокая заработная плата не
всегда приводили к повышению
производительности труда. Коллеги
в группе иногда оказывали на работников
более весомое влияние, чем требования
руководителя и материальный интерес.
Мотивами поступков людей являются,
главным образом, не экономические
интересы, а различные потребности,
которые лишь частично и косвенно
могут быть удовлетворены с помощью
денег.
Через 2,5 года после
начала эксперимента без дополнительных
затрат производительность труда на
заводе выросла на 40%, прогулы сократились
на 80%, резко упала текучесть. Основным
теоретическим результатом
Хоторнские эксперименты
служат отправной точкой дальнейшей
эволюции управления человеческими
ресурсами, знаменующей переход
от классического подхода, основанного
на жесткой регламентации и
Работы Фрица Ротлисбергера,
Уильяма Диксона, Элтона Мэйо внесли
наибольший вклад в формирование
концепции «человеческих
Ротлисбергер внес
существенный вклад в анализ способов
преодоления различных барьеров
на пути коммуникаций в организациях.
Труды Ротлисбергера в
1.2 Современные тенденции
совершенствования теории
Школа «человеческих
отношений» примерно с конца 50-х
гг. переросла в школу «
В соответствии с
пониманием школы «поведенческих наук»,
важнейшими мотиваторами могут и
должны стать характер и содержание
труда, объективная оценка и признание
достижений работника, возможность
творческой самореализации и, наконец,
возможность управлять своим
трудом. Парадоксальное утверждение
Ф. Герцберга: «лучшим мотиватором
является сам труд»1, в современных
условиях приобретает реальное содержание.
Это происходит в условиях изменения
«качества» человеческих ресурсов: роста
уровня культуры, образования, квалификации;
усложнения и повышения потребностей
и ценностных ориентации. Характер
труда в современных