Теории мотивационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру.

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 223.06 Кб (Скачать)

Совместимость целей предполагает, что долгосрочные цели соответствуют  миссии, а краткосрочные цели —  долгосрочным. Но временная совместимость  не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют  цели роста и цели поддержания  стабильности.

Взаимподдерживающие цели определяют эффективность множественных целей. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимподдерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

12. методы анализа и  оценки

Стратегическое  планирование, как одна из важнейших составляющих стратегического менеджмента, подвергается постоянной критике. Основные критические аргументы сводятся к тому, что внешняя среда меняется слишком быстро и предприятие зачастую не имеет необходимой информации для адекватного анализа и принятия стратегических решений. Кроме того, высказываются опасения, что менеджеры не всегда могут комплексно оценить возникающие ситуации, а навязывание формальных методов планирования может погубить творческие идеи, причем наличие стратегического плана не является гарантией успеха предприятия на рынке.

Ответить на подобную критику  можно словами Жан-Жака Ламбена, который пишет, что «в идеале аналитик должен располагать всеми данными, относящимися к отрасли, тенденциям рынка, намерениям конкурентов, долям рынка, рождающимся технологическим новшествам и т. д. Очевидно, что, несмотря на значительный прогресс в сфере экономической информации, реальность часто далека от этого идеала. Тем не менее углубленное рассмотрение конкретных ситуаций часто обнаруживает, что главные проблемы связаны скорее с избытком данных и с поверхностным анализом имеющейся информации».

Анализ рынка – важнейший этап стратегического управления, который позволяет определить направление деятельности предприятия или скорректировать уже принятую политику поведения его в окружающей среде.

Среду любой организации  можно определить как совокупность внутренней среды и внешнего окружения, представляющего собой среду  прямого воздействия (микросреда) и  среду косвенного воздействия (макросреда).

Внутренняя среда организации  состоит из элементов, которые находятся  в пределах организации. К ним  относятся: производство, финансы, маркетинг, персонал, организационная структура, культура и т. д. Совокупность внутренних факторов определяет тот потенциал  и те возможности, которыми располагает  организация. Разработка стратегии  логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые  находятся вне сферы постоянного  контроля руководства предприятия  и которые могут повлиять на его  стратегию.

Основное предназначение внешнего анализа – определить и  понять возможности и угрозы, которые  могут возникнуть для предприятия  в настоящем и будущем, а также  определить стратегические альтернативы. Внешний анализ является частью так  называемого SWOT - анализа. SWOT – по начальным буквам английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы).

Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут способствовать развитию предприятия и достижению им конкурентных преимуществ. Это может быть снижение налогов, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов и т. д.

Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному ухудшению его положения на рынке и утрате конкурентного преимущества. Это, например, снижение покупательной способности населения и организаций, усиление конкуренции на рынке, ужесточение государственного регулирования.

выложен КОМПРОМАТ на каждого! И на ВАС! Введите ФИО и смотрите сами...



1

Анализ альтернатив и выбор  стратегии 

Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки) . На первом этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать возможно большее число альтернативных стратегий. На втором — стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется общая стратегия. На третьем — анализируются альтернативы в рамках общей выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием.

Современная концепция стратегического планирования предусматривает при разработке стратегии организации использование  эффективного методического приема — стратегической сегментации и  выделения стратегических зон хозяйствования (СЗХ) . Объектом такого анализа является СЗХ — отдельный сегмент внешнего окружения, на который организация имеет или желает получить выход. Первоначально формируется набор СЗХ, затем осуществляется отбор достаточно узкого круга СЗХ, иначе решения по ним потеряют полноту и осуществимость. Такой анализ позволяет оценить перспективы, которые открываются в данной зоне любому конкуренту с точки зрения развития, нормы прибыли, стабильности и технологии, а это позволяет решить, как организация собирается конкурировать в данной зоне с другими фирмами. После выбора СЗХ организация должна разработать соответствующую номенклатуру продукции, с которой собирается выйти на рынок в данной области.

Выбор стратегии — центральный момент стратегического планирования. Часто  организация выбирает стратегию  из нескольких возможных вариантов. Так, если организация хочет увеличить  свою долю на рынке, она может достигнуть своей цели несколькими путями:

    1. Понизить цены на продукцию.
    2. Продавать товар через большее число магазинов.
    3. Представить на рынок новую модель.
    4. Через рекламу представить более привлекательный образ товара и т.д.

Каждый  путь открывает разные возможности. Таким образом организация может столкнуться с большим числом альтернативных стратегий.

Ограниченный  рост. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются от “достигнутого” и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию) .

Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем развития прошлого года.

Сокращение  или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.

Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегий — ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии придерживаются чаще всего крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.

Каждая  их вышеупомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая, в свою очередь, имеет множество  альтернативных вариантов.

Базовые стратегии служат вариантами общей  стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием

  1. Эволюция менеджмента

 История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий.  За  эти  долгие

годы  развитие  теории  и  практики  менеджмента  происходило   в   основном

эволюционно, путём непрерывного  накопления  опыта,  отражающего  изменения,

которые  происходили в обществе,  экономике и всей  системе   социально-

экономических отношений.

    Вместе с тем на  этом долгом пути выделяют  ряд  этапов  и  революционных

преобразований  в  подходах  к  проблемам   менеджмента.   Началом   истории

менеджмента принято считать зарождение письменности в  древнем  Шумере.  Это

революционное достижение  в  истории   человечества  привело  к  образованию

особого слоя  «жрецов-бизнесменов»,  занятых  торговыми  операциями.  Первая

управленческая революция получила название религиозно-коммерческой.  За  ней

последовали другие.

    Вторая относится к 1760 г. До н. э.  и  связана  с  деятельностью  царя

Хаммурапи, издавшего свод законов  управления государством для  регулирования

многообразных общественных отношений  между различными  социальными  группами

населения.

    Третья произошла во времена правления Навуходоносора II (682-605 гг. до

н. э.) и была направлена на соединение государственных методов управления  с

контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.

    Четвёртая относиться  к  XVII-XVIII векам н. э.  и   вызвана  зарождением

капитализма и началом  индустриального  прогресса  в  Европе.  В  это  время

обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само  может

внести  значительный  вклад  в  развитие   и   эффективность   производства.

Выделение проблем управления в  самостоятельную область знаний  было  ответом

на потребности предпринимательства  в  связи  с  обострением  конкуренции  и

формированием крупных  предприятий.  Главным  революционным  преобразованием

этого периода в области менеджмента  было его отделение  от  собственности  и

зарождение профессионального  менеджмента.

    Пятая  управленческая  революция,  часто  называемой   бюрократической,

относится к концу XIX – началу ХХ в. Теоретической основой преобразований  в

области управления была  концепция  бюрократии,  позволившая  сформулировать

крупные иерархические структуры  управления,  осуществить  разделение  труда,

ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.

    К концу XIX – началу  ХХ в. Появились первые работ по научному обобщению

накопленного опыта и формирование основ науки управления. Это  было  вызвано

потребностями  промышленности,  которая   всё   больше   приобретала   такие

специфические   черты   как   массовое   производство   и   массовый   сбыт,

крупномасштабная  организация  в  форме  крупных  корпораций  и  акционерных

обществ, ориентация на рынки большой  ёмкости.

    Промышленные  предприятия   испытывали   потребность   в   рациональной

организации производства и  труда,  чёткой  и  взаимосвязанной  работе  всех

подразделений   и   служб,   руководителей   и   исполнителей.   Для   этого

потребовались научно обоснованные принципы, нормы и стандарты.

    Теория и практика  управления производством в ХХ  в.  Формировалась под

воздействием успеха в других  областях  знаний,  связанных  с  менеджментом,

таких как математика,  инженерные  науки,  социология,  психология  и т.д.

Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие  на  управление.

Это позволяло находить новые подходы  к управлению  и  отказаться  от  старых

теорий, которые не выдержали проверку практикой.

1. Понятие школ  менеджмента

1.1 Историческое  развитие школ управления

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более  существенное влияние на теорию и  практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и  начал развиваться менеджмент в  том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда  появилась потребность в талантливых  управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и  развития бизнеса и привести фирму  к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства[3].

К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Как самостоятельная наука  менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились  первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело  к тому, что производство стало  очень сложным, а, следовательно, усложнились  и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что  без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента  как особой специализации, особой профессии  была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

2. Характеристика  школ менеджмента

Информация о работе Теории мотивационного процесса