Теории мотивационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру.

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 223.06 Кб (Скачать)

3. Особенности  российского менеджмента.

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие  и специфические черты. Общие  черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса  и описаны в различных научных  подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических  отношений, культуру. Именно поэтому  существует понятие не только менеджмента  вообще, но и понимание существования  американской, японской, и, конечно  же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к  рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют  место такие "болезни", как:

  • спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;
  • уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;
  • отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;
  • нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;
  • не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

Особенности российского  менеджмента определяются:

  • чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
  • комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
  • культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней  и внутренней среды придало российскому  менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры  должны не только изучать науку и  практику менеджмента, но и знать  суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия  для повышения конкурентоспособности  предприятия.

5. Внутренняя  среда организации. Характеристика  внутренних переменных организации.

В большинстве случаев  менеджмент имеет дело с организациями, представляющими собой открытые системы и состоящие из множества  взаимозависимых частей. Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные организации.

К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей.

1. Цель есть конкретное  конечное состояние или желаемый  результат, которого стремится  добиться группа работающих вместе  людей. В ходе работы руководство  разрабатывает цели и доводит  их до сотрудников организации,  и этот процесс имеет большое  значение, так как дает возможность  членам организации знать, к  чему они должны стремиться. Общие  цели сплачивают коллектив и  придают всей работе осознанность. У организаций существуют разнообразные  цели, и их сущность во многом  зависит от типа организации.

  • Коммерческие организации. Цели подобных организаций должны отражать коммерческий результат в виде прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда и т. д.
  • Некоммерческие организации (ассоциации, фонды). По определению деятельность этих организаций не направлена на получение прибыли. Их назначение, в основном, определяется социальной направленностью, поэтому цели могут быть сформулированы как защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т. д.
  • Государственные (муниципальные) организации. Для этих организаций получение прибыли не является доминирующей целью. Зачастую преобладают цели поддержки существования и развития государства (региона). Организации развиваются в рамках установленного бюджета (страны, региона, района). Поэтому цели определяются властями территорий и могут быть сформулированы как развитие среднего образования, обеспечение ввода в действие новых больничных комплексов, поддержка общественного питания и т. д: Надо отметить, что получение прибыли как таковой может иметь большое значение, но инвестируются заработанные деньги в значимые для государства объекты.

Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.

2. В целом вся организация  состоит из нескольких уровней  управления и различных подразделений,  взаимосвязанных между собой.  Это принято называть структурой  организации. Все подразделения  организации можно отнести к  тем или иным функциональным  областям. Функциональная область  относится к работе, выполняемой  для организации в целом: маркетинг,  производство, финансы и т. д.  Очевидно, что маркетингом могут  заниматься несколько подразделений  и даже, например, производственное  подразделение, если оно разрабатывает  новый товар для потребителя.  При рассмотрении структуры как  составляющей внутренней среды  обычно останавливаются на двух  вопросах: разделение труда и  контроль.

Разделение труда производится не по принципу использования для  определенной работы любого свободного работника, а исходя из соображений  привлечения специалиста в заданной области. Так, при организации нового отдела маркетинга нецелесообразно  использовать высвободившихся инженеров  или техников без их соответствующего переобучения. Преимущество специализированного  распределения труда очевидно, и  как конкретно осуществить разделение труда в организации - вопрос, который  относится к самым существенным управленческим решениям. Разделяют  горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное - разделение труда  по специализированным уровням, например, менеджер по снабжению, менеджер по продажам, менеджер по работе с персоналом и  т. д. Вертикальное распределение труда (объем управления) осуществляется по принципу наличия работы по координации  выполнения задания. Такое распределение  дает в результате управленческую иерархию или число управленческих уровней. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого  персонала.

Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. В организации каждый руководитель имеет свою сферу контроля. Организации  с плоской структурой имеют меньше уровней управления и более широкую  сферу контроля, чем сопоставимые организации с многоуровневой структурой.

3. Задача - это предписанная  работа, которая должна быть выполнена  установленным способом и в  установленные сроки. Каждая должность  в организации включает в себя  ряд задач, которые необходимо  выполнить для достижения целей  организации. Задачи традиционно  делятся на три категории:

  • задачи по работе с людьми;
  • задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
  • задачи по работе с информацией.

В век бурного роста  инноваций и нововведений задачи становятся все более и более  детальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В  связи с этим возрастает значение управленческой координации действий при решении таких задач.

4. Следующей внутренней  переменной является технология. Понятие технологии выходит за  пределы такого обычного понимания,  как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации  какого-либо процесса для оптимального  использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных  денежных). Технология представляет  собой способ, который позволяет  осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере  продаж - как наиболее оптимально  реализовать произведенный товар,  или к сфере сбора информации - как наиболее грамотно и с  меньшими затратами собрать необходимую  для управления предприятием  информацию и т. д. В последнее  время именно информационные  технологии стали ключевым фактором  получения предприятием устойчивого  конкурентного преимущества при  ведении бизнеса.

Обычно рассматриваются  две классификации технологии: классификация  по Вудворд и классификация по Томпсону.

Классификация по Вудворд:

  • единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство;
  • массовое или крупносерийное производство;
  • непрерывное производство. Классификация по Томпсону:
  • многозвенные технологии, характеризующиеся серией взаимосвязанных задач, которые выполняются последовательно;
  • посреднические технологии, характеризующиеся встречами групп людей. Например, продавцы связывают производителя продукции с потребителями (в данном случае мы имеем дело с технологией продаж);
  • интенсивная технология, характеризующаяся применением специальных приемов для изменения состояния какого-либо материала (например, интенсификация производства).

5. Люди являются центральным  звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта  человеческой переменной в организации:

  • поведение индивидов;
  • поведение людей в группах;
  • характер поведения руководителя.

Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего  процесса управления и зависит от многих факторов. Перечислим некоторые  из них:

  1. Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением.
  2. Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
  3. Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
  4. Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
  5. Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.

Кроме перечисленных факторов на человека в организации влияют группы и управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает  нормы поведения этой группы в  зависимости от того, насколько ценит  свою принадлежность к ней. Организация  может рассматриваться как некая  формальная группа людей, и в то же время в любой организации  есть много неформальных групп, формирующихся  не только по профессиональному признаку.

Кроме того, в любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство - это средство, с помощью  которого руководитель влияет на поведение  людей и заставляет их вести себя определенным образом.

8. Руководство  и власть.

Руководство - это  целенаправленная деятельность менеджера, который возглавляет некую организацию (предприятие), которая осуществляется с помощью методов и функций  менеджмента, коммуникаций, при помощи принятия личных управленческих решений.

Руководство - это  возможность влияния на поведение  других людей, которые официально предоставляются  руководителю согласно полномочиям, соответствующие  его должности, и основываются на формальных должностных и функциональных отношениях.

Руководство состоит  в праве лица давать официальные  поручения подчиненным и требовать  их исполнения. Это право вытекает из полномочий менеджера, определяющих его компетенцию в рамках формальной организации. Диапазон руководства  зависит от статуса руководителя - есть он единоначальником или лицом, возглавляющим коллективный орган  управления. Руководитель-единоначальник осуществляет управление на основе принятия решений, контроля за их исполнением и процессом труда, неся ответственность за порученное направление деятельности организации.

Сильное и эффективное  руководство организацией способствует построению атмосферы участия и  коллективной поддержки направлений  и целей деятельности организации. В такого рода условиях члены организации получают стимул в устранении барьеров и достижении запланированных результатов. Для того чтобы руководство было эффективным, необходимо умело строить взаимоотношения с подчиненными.

Основные элементы обеспечения эффективного руководства:

• инициативность;

• защита своего мнения;

• решение конфликтных  ситуаций;

• информированность;

• принятие решений;

• критический анализ своих действий.

При коллегиальном  управлении наблюдается разделение руководящих обязанностей, например, между правлением акционерного общества и лицом, возглавляет этот орган. Такое распределение осуществляется разграничением компетенции коллегиального органа и руководителя. Как правило, коллегиальный орган решает важнейшие  проблемы деятельности организации  и делегирует руководителю функции  исполнителя коллегиальных решений  и оперативного распорядительства.

Руководство в менеджменте - это процесс властного влияния  одного работника (руководителя) на трудовую деятельность других.

Для того чтобы выполнять  функции руководителя, ему нужно  иметь власть, то есть возможность  влиять на поведение подчиненных.

Управляющее воздействие

Влияние - это любое  поведение одного человека, который  вносит изменения в поведения, отношений, ощущений и т.д. другого человека. Конкретные средства, с помощью которых  люди оказывают влияние друг на друга, могут быть самыми разнообразными: просьба, указание, угроза, совет и  т.д. Руководитель использует влияние  для побуждения подчиненных к эффективной, продуктивной работы. Для того чтобы влияние было результативным, руководитель должен использовать власть.

Любое воздействие  может быть чрезмерным, оптимальным  или недостаточным. В зависимости  от силы применяемого воздействия естественно  будет находиться его эффективность (высокая или низкая) в деятельности менеджера. Эта количественная неэквивалентность  управленческого воздействия основывается на теоретической концепции о  трёхзонной мотивационной структуре личности. Целесообразный уровень воздействий менеджера не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. В связи с этим менеджер должен осуществлять свое влияние в оптимальной зоне, достигая таким образом стабильности управления, а не работать в экстремальных зонах, когда подчиненный не реагирует на воздействия в одном случае, когда мера воздействия слишком мала и незначимый, а в другом - слишком большая и высоко значима в субъективном восприятии человека.

Понятие о власти и ее виды

Власть можно  определить как возможность влиять на поведение других людей. Власть неотделима от управления, она предоставляет возможности руководителю выполнять свои функции. Например, директор предприятия при осуществлении своей деятельности зависит от учредителей (собственников), подчиненных. Для обеспечения эффективного руководства он требует содействия этих людей. Если руководитель не имеет достаточной власти, он не сможет влиять на подчиненных с целью побуждения их к деятельности для достижения целей предприятия. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Современные руководители ищут пути для обеспечения влияния  на подчиненных, основанные на сотрудничестве. Двумя такими формами воздействия, побуждающие исполнителя к активному  сотрудничеству, является убеждение  и участие.

Убеждение - это такой  способ воздействия руководителя на подчиненного, при котором последний  сознательно стремится выполнить  работу наилучшим образом. То есть в  этом случае руководитель не говорит  подчиненному, что и как нужно  сделать, а целенаправленно обращаясь  к его потребностям, интересам, побуждает  работника самостоятельно принимать  решения о необходимых действия.

Используя убеждение, руководитель предполагает, что у  подчиненного есть определенная часть  власти, которая может уменьшить  способность руководителя к действиям. Однако реализация этого решения  может натолкнуться на противодействие  персонала. Чтобы добиваться эффективных  действий работников во внедрении запланированных  мероприятий, руководитель должен убедить  их в необходимости этого, вовлечь  в процесс принятия решения. При  этом руководитель оказывает влияние  на потребность исполнителей в уважении и самоуважении. Если исполнитель  испытывает потребность в авторитете, то сила воздействия через убеждение  растет.

Это происходит потому, что руководитель признает авторитет  исполнителей, то есть будто передает ему часть своей власти.

Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов. Руководитель должен пользоваться доверием подчиненных. Ему следует  знать потребности подчиненных  и апеллировать к ним. Важно правильно построить беседу, целью которой является убеждение.

Преимущество влияния  путем убеждения состоит в  том, что оно нуждается минимума контроля, так как исполнитель  сознательно выполняет необходимые  действия. К недостаткам следует  отнести медлительность влияния, неопределенность, его одноразовое действие. Медлительность влияния обусловлена необходимостью тратить время на процедуру убеждения. Издать приказ, пользуясь властью  руководителя, можно значительно  быстрее. Обращаясь к потребностям исполнителя, руководитель не может  быть уверенным, что тот будет  реагировать надлежащим образом. Отсюда возникает неопределенность влияния  через убеждение. Наконец, с помощью  убеждения можно воздействовать на исполнителя в данной конкретной ситуации, т.е. единовременно. При изменении  обстановки необходимо новое влияние  на исполнителей.

Чтобы достичь желаемого, руководитель может применить не только логику, но и эмоции. Ярким  примером убеждения являются отношения  между продавцом и покупателем, страховым агентом и клиентом. Пытайтесь влиять на других, озарять  симпатию и открытость, уважайте взгляды  ваших оппонентов, умейте выслушать  их не перебивая, поощряйте ценные предложения  ваших подчиненных.

Информация о работе Теории мотивационного процесса