Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:46, дипломная работа
Очень часто встречаешься с расхожим представлением людей, что изучение теории менеджмента – пустая трата времени. Конечно же опытный руководитель может без труда находить правильные решения и выходы из любой ситуации. Но какой ценой достигается такая виртуозность? Если у руководителя не было соответствующего образования в области менеджмента, то, в основном, методом познания управленческой деятельности был метод проб и ошибок. Применение этого метода в работе с людьми недопустимо, так как каждый индивид – это личность, со своими принципами, видением мира, со своим сугубо индивидуальным внутренним потенциалом. Одно неверное решение руководителя может нанести непоправимую душевную травму. Теории же базируются на опыте и на реально проведенных исследованиях и представляют собой объективно сложившиеся закономерности. Если у руководителя возникают затруднения с проведением совещаний, принятием решений, мотивацией людей, то ответы на возникающие вопросы можно найти в теориях.
Третья идея - стресс. Из-за различных неприятностей на работе, постоянного напряжения может возникнуть стрессовая ситуация, при которой запасы энергии будут исчерпаны и, как следствие, возникнут трудности с исполнением своих обязанностей, что может привести к срыву плана работы. Конечно, иногда возникают ситуации, в которых кажется, что ты ничего не успеваешь, работа не ладится, появляется чувство растерянности и неуверенности в себе. Я стараюсь не допускать такой ситуации путем контроля за своим состоянием и, если я чувствую, что устал, то я серьезно обдумываю возможность отказаться от той или иной работы. Это мне помогает отдохнуть и расслабиться, привести мысли в порядок, спокойно все обдумав. Также я слежу за состоянием своих подчиненных, чтобы помочь им не впасть в стрессовое состояние. Я предлагаю им отложить на некоторое время все дела и просто отдохнуть.
Роль хорошего
менеджера - правильно выбрать сочетание
признаков и ролей в каждой конкретной
ситуации и сделать упор на те из них, которые
являются ведущими, применительно к данной
ситуации. Менеджер также должен уметь
объективно оценивать свои личностные
качества и непрерывно работать в направлении
самосовершенствования.
3.
Теории мотивации
работы и их
взаимосвязь
В основе теорий
мотивации лежат различные предположения
о факторах, от которых зависят усилия
людей и выполнение работ в организации.
Э. Шейн описал четыре модели мотивации,
в которых предполагается, что люди имеют
различные потребности и цели, а значит
и мотивацией к выполнению своей работы
будут служить различные виды вознаграждения
и поощрения. Таким образом, в центре внимания
оказывается индивид и его потребности.
3.1.
Теории потребностей
Маслоу и Альдерфера
как основа теорий мотивации
Изучением потребностей, их основополагающей ролью в поведении людей занимались многие ученые, но наибольшее распространение получили теории Маслоу и Альдерфера.
Согласно теории предложенной Маслоу, существуют пять уровней потребностей, влияющих на поведение людей:
Потребности, по Маслоу, образуют иерархию, поскольку потребности низшего уровня должны удовлетворяться в первую очередь. И только после того, как эти потребности удовлетворены, человек стремится к удовлетворению потребностей более высшего уровня.
Дальнейшее развитие
эта теория получила в работах
Альдерфера. Он выделил три уровня
потребностей, которые по сути своей
совпадают с пятью уровнями потребностей
по Маслоу.
Теория
иерархии потребностей (Маслоу) |
Теория ERG (Альдерфер) |
Самоактуализация | Рост |
Уважение, признание | |
Социальные потребности | Причастность, принадлежность |
Безопасность | Существование |
Физиологические потребности |
Но есть одно существенное различие в этих теориях. Согласно Альдерферу, потребности разных уровней могут влиять на поведение человека одновременно.
Применение теории
потребностей сводится к тому, чтобы
вознаграждение соответствовало насущным
потребностям индивида. Три теории Э. Шейна
различаются лишь тем, что во главу угла
ставятся разные потребности.
3.2.
Рационально-экономическая
модель
Согласно этой модели, основным фактором мотивации для людей является личный экономический интерес, то есть люди стараются делать так, чтобы получить максимально возможные материальные и финансовые вознаграждения. Следовательно, усилия людей можно жестко контролировать посредством предоставления или удержания денежного вознаграждения. Основой рационально-экономической модели являются следующие предположения относительно работников:
С аналогичной
точки зрения рассматривал работников
и МакГрегор в «Теории Х».
3.3.
Социальная модель
Социальная модель появилась в результате проведения ряда исследований в промышленности. Наибольшее воздействие оказали Ховторнские исследования, проведенные в конце 20-х годов. Цель экспериментов состояла в выявлении влияния различных факторов (уровень освещенности и продолжительность рабочей смены) на производительность труда. Обнаружилось, что любое изменение условий труда, производимое исследователями, включая и восстановление исходных условий труда, приводит к возрастанию производительности. Выяснилось, что обнаруженный рост производительности независимо от физических условий труда обусловлен новым характером социальных отношений, установившихся между работницами, бригадирами и членами исследовательской команды. Проведенное исследование показало, что люди положительно реагируют на проявляемое к ним внимание и признание значимости их работы.
Эти результаты позволили Э. Мэйо сформулировать новую модель человеческого поведения, названную социальной. Кратко ее можно описать следующим образом:
3.4.
Модель самоактуализации
Согласно этой
модели, задача менеджера заключается
в том, чтобы помочь работникам ощутить
значимость своей работы и в полной мере
использовать свои способности. Они должны
объяснять работникам характер заданий,
предоставлять необходимую помощь и ресурсы,
обеспечить соответствующее обучение.
Согласно модели самоактуализации, люди
хотят участвовать в принятии решений,
непосредственно влияющих на их работу,
только в этом случае можно добиться самоотдачи
и преданности работников в своей организации.
Именно таким видел работника МакГрегор,
описывая
«Теорию Y».
Убедительные
подтверждения справедливости модели
самоактуализации дает исследование проведенное
Герцбергом.
3.5.
Двухфакторная теория
мотивации
и удовлетворения от
работы Герцберга
Основой этой модели
является то, что чувство удовлетворенности
или неудовлетворенности
В соответствии с теорией Герцберга мотивация работников должна производиться следующим образом: обеспечивая наличие в работе человека значимых для него гигиенических факторов, можно снизить степень неудовлетворенности человека от работы. Этого можно добиться если проводить эффективную организационную политику, справедливо оплачивать труд, создать хорошие условия труда. Однако ослабление неудовлетворенности работой не приведет к повышению мотивации. Можно повысить мотивацию, если усилить те факторы удовлетворения, которые представляются значимыми именно для этого работника.
Недостатками
каждой из вышеупомянутых моделей является
претензия на универсальность. Каждая
из моделей находит подтверждение лишь
при определенных условиях, но далеко
не всегда.
3.6.
Комплексная модель
мотивации.
Психологический контракт
Комплексная модель мотивации, предложенная Э. Шейном, пытается учесть переменчивость и многообразие мотивов человеческого поведения. Согласно этой модели человеческие потребности и мотивирующие факторы изменяются в зависимости от ситуации, в которые попадают люди, а также от их жизненного опыта, ожиданий и возраста.
Согласно Шейну, менеджеры должны быть хорошими диагностами, ценить различия, уметь учитывать разнообразия ситуаций и культур. Шейн выдвинул концепцию, получившую называние психологического контракта. Она может помочь менеджеру в диагностике мотивации.
Психологический
контракт. Эта теория позволяет использовать
элементы всех трех простых моделей мотивации:
рационально-экономической, социальной
и самооактуализации. Мотивация формируется
в процессе взаимоотношений работника
и организации-работодателя. Эти взаимоотношения
регулируются психологическим контрактом,
негласно заключаемым обеими сторонами.
Психологический контракт – это набор
ожиданий. Индивидуум ожидает от организации
определенных вознаграждений за вложенные
в работу индивидуальные ресурсы – энергию,
талант, способности и время. Организация
также имеет определенные ожидания относительно
вклада индивидуума в работу и определенные
представления о вознаграждении, которые
должна в ответ работнику. Статьи психологического
контракта не формулируются в явном виде
и могут даже не осознаваться сторонами.
4.
Возможность применения
теорий мотивации
для магазина «Panasonic»
Все теории мотивации
были разработаны исходя из анализа
данных, полученных эмпирическим путем.
Исследователи изучали
Социальная модель
явилась результатом
Герцберг проводил исследования труда бухгалтеров и инженеров, а эту категорию работников интересовало продвижение по службе и ответственность.
Каждое исследование получило разный результат и утверждать, что на практике нужно применять ту или иную модель было бы неверным.
Из всего этого можно сделать один важный для цели нашего исследования методологический вывод: характер работы, отсутствующие в нем элементы для гармоничного развития личности, и являются определяющими факторами мотивации.
Чтобы применить на практике магазина «Panasonic» теории мотивации нужно определить характер работы продавцов магазина и посмотреть насколько целесообразна установленная система оплаты труда.
Характер работы таков, что предполагает постоянное взаимодействие с коллегами, клиентами, поиск индивидуальных подходов к каждой личности, следовательно потребности социального характера для продавца могут быть полностью удовлетворены. Установленная система оплаты труда «процент от продаж» стимулирует продавцов к увеличению объема реализации, если для них в работе важна именно ее оплата. Увеличение объема продаж возможно лишь при более внимательном отношении к клиенту, совершенствовании способов взаимодействия с ним. То есть за счет взаимоотношений с другими людьми. Налицо тесная взаимосвязь в удовлетворении социальных и экономических потребностей. Остается нераскрытым вопрос: есть ли реальные возможности для удовлетворения потребностей роста?
Необходимость постоянных контактов продавцов с клиентами приводит к тому, что продавец получает большой опыт в общении, базу данных для анализа промахов и удачных моментов, и на основе своих наблюдений может выработать стратегию общения с клиентами. Следствием удачно выбранной стратегии и тактических подходов может быть получение признания и авторитета. Из вышеизложенного следует вывод: работа продавца происходит в двух полях: социальном и экономическом. Причем, они находятся в тесной взаимосвязи, так как успех на первом поле является определяющим фактором успеха на втором. А успех может быть достигнут за счет профессионального роста и коммуникабельности работника.