Теоретический подход к управлению социально-техническими системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:35, реферат

Описание работы

В работе рассмотрено управление в широком смысле как совокупность распоряжений, указаний, регулирующих воздействий с целью достижения данной организацией поставленных перед ней целей.

Содержание

Введение
Структурный и управленческий инструментарий
Первичные и вторичные классификаторы менеджмента
Объективные законы и процессы управления
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление производством
Заключение

Работа содержит 1 файл

Управление социально-экономическими системами.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

2. Распределение   заданий,   установление   норм   и  инструктаж подчиненных.

3. Изучение подчиненного персонала.

4. Контроль, анализ и оценка результатов работы.

5. Установление    эффективной   информационной   системы   между сотрудниками.

6. Поддержание благоприятного социально-психологического климата.

7. Проведение совещаний и участие в совещаниях.

8. Встречи  и  беседы  с коллегами и сторонними лицами лично и  по телефону.

9. Работа с документами.

10. Повышение квалификации, самосовершенствование.

 

Схема 6.

 

                           Рабочее место

 

 

    Должностная                 Описание работы          Описание рабочего

      инструкция                                                                  окружения

 

 

Характер работы          Квалификационные требования       Требуемые

                                         к профессиональным знаниям           личные

                                                  умениям, навыкам                     качества

 

Управление производством

 

              Системный подход к организации производства рождает понятие “производственная система”.

              Для решения задач организации производства необходимо рассматривать каждую производственную ячейку как содержащую в себе все элементы производственной системы с их организационным взаимодействием, т.е. подходить к каждой ячейке с позиций целостности всей системы, взаимосвязей и взаимодействия ее элементов.

              Производственную систему укрупненно можно представить состоящей из элементов производственного процесса (средства труда, предметы труда, труд) и элементов технической и организационной упорядоченности. Все элементы ПС функционируют с одной целью - для изготовления продукции, необходимой потребителю, т.е. производственная система формируется как средство достижения цели.

              Производственная система (с участием человека) - это большая, сложная, кибернетическая, смешанная система элементов с фиксированными свойствами, избирательно вовлеченных, взаимосвязанных, взаимосодействующих, взаимообусловленных в заданных отношениях на  получение  сфокусированного единого цели-результата.

              Представление ПС в виде подобной структуры постоянно помогает нам в организационном проектировании буквально любого бизнеса. Ибо в любом бизнесе присутствуют эти и только эти (элементы ПС), эти категории входа и выхода ПС. Набор категории везде одинаков, ритмичны лишь их характеристики.

 

Основные категории производственных систем

              Под категориями здесь понимаются общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные экономические связи и отношения реальной действительности.

              К категориям производственной системы относятся:

       цель (результат);

       элементы;

       подсистема взаимосвязи, взаимодействия;

       вход;

       выход;

       обратная связь;

       структура;

       открытая система;

       архитектура системы;

       формы организации производства;

       методы организации производства;

       принципы организации производства;

       цена;

       себестоимость;

       прибыль;

       ресурсы;

       типы производства;

       пассионарное напряжение членов фирмы;

       модель;

       организационно-технический уровень;

       качество ПС;

       жизненный цикл продукта;

       жизненный цикл фирмы;

       внешняя среда;

       товар;

       потребитель;

       рынок.

 

Цели производственной системы:

              Началом экономических отношений следует признать исходную осознанную потребность (мотивацию). Потребность никогда не выступает одна - это целый комплекс. Это комплекс потребностей среды, в т.ч. рынка. Это потребности возможных партнеров, сотрудников. Это, наконец, потребности самого предпринимателя. Все эти потребности в сложном единстве формируют цель.

              Чрезвычайно важным для формирования системы менеджмента фирмы является фактор определения цели (целей фирмы). Этот фактор зависит и от экономического порядка страны, степени развития рыночных отношений, от уровня развития организационной культуры фирмы, от уровня развития лидера фирмы и ведущего менеджера.

              Цель - это сущность, к которой принято стремиться, которую надо достичь. Цель имеет свое качественное и количественное состояние.

              Цели ПС зависят от политико-экономических и социальных условий внешней среды. Они имеют собственную структуру и различаются как по своей значимости, так и по срокам реализации. Наряду с основной целью, которая ставится перед ПС в целом, может существовать сложная система различных подцелей, определяющих деятельность ее различных элементов.

              Общество обычно легко и точно усваивает характер и значение этих целей и согласует  или нет свою деятельность и устремления с фирмой, ее целями.

              Организация ПС (фирмы) требует четкой постановки долгосрочных целей и разработки соответствующих мероприятий (подцелей и задач), обеспечивающих достижение этих целей. При разработке системы целей должны анализироваться также их характеристики, как реальность, стабильность, гибкость.

              Цели ПС - сложный системный комплекс задекларированный (и неформально существующий) в философии (политике) фирмы.

              Цели могут быть экономические, социальные и адаптационные.

Экономические цели:

              получение прибыли в результате разработки, производства и реализации продукции потребителю. Важно, чтобы механизм распределения прибыли затрагивал каждого члена ПС и зависел от результатов его индивидуального вклада в общее дело производственной системы.

Социальные цели:

              ответственность предприятия перед работниками;

              обеспечение особо хороших условий для существования; гуманизация труда;

              ответственность предприятия перед обществом.

Адаптационные цели:

              способность ПС приспосабливаться к требованиям внешней Среды: государства, собственника - с одной стороны и рынка - с другой.

              Определение цели ПС - тонкий инструмент управления, пользование которым требует осторожности крайностей. Выбор цели - это не выбор между справедливостью и эффективностью, а поиск оптимальных соотношений. Отметим, что чем более развито общество в направлении демократии и социальных гарантий его элементов, тем сложнее и комплекс целей предприятий и тем более влиятельным становится фактор стабильности.

              Комплекс целей зависит от уровня развития общества. В приложении 5 представлена взаимосвязь комплекса целей и уровня развития общества.

              Выбор и решение сходных целей позволяет фирме занять адекватную ее философии “налоговую нишу”, “поместить” деньги, идущие на социально-экономические программы свои и общества.

              Цены фирмы устанавливаются исходя из ее философии. При разработке цели (целей) должна учитываться в первую очередь коммерческая деятельность. Но успех социальных целей способствует достижению экономических.

 

Организация бизнеса производственной системы (фирмы)

 

              Системный комплекс организации бизнеса охватывает последовательный ряд этапов.

              Этапы организации бизнеса ПС.

              1. Осознание,  формирование  и  формулирование  идей  бизнеса ПС.

              2. Организация производственной системы.

              3. Развития (эволюции, управление) ПС.

                 Для решения задач организации бизнеса необходимо рассматривать каждую производственную ячейку как содержащую в себя все элементы производственной системы с их организационным взаимодействием, т.е. подходить к каждой ячейке с позиций целостности всей системы, взаимосвязей и взаимодействия ее элементов и единства целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 7. Организация бизнеса производственной системы

 

Организационные решения

Основные категории производственной системы

       I этап             

Осознание, формирование и формулирование идеи бизнеса (производственной системы)

- товар (жизненный цикл)

- потребитель, рынок, конкуренты

- объемы

- цены

- затраты (ресурсы)

- прибыль ожидаемая

- государственные институты

- качества лидера и ведущих менеджеров

- архитектура системы

Подэтапы                                                                  II этап

Проектирование всех основных элементов производственной системы

- продукт, тип производства

- технология

- средства производства

- организация труда

- организация производства

- управление, структура ОТУ

- качество ПС

 

Проектирование ресурсной составляющей организуемой производственной системы

- материалы

- финансы

- труд

- энергетика

- информация

- время

- уточнение затрат

                                                                                   

Проектирование управленческой составляющей производственной системы

- функции управления, методы управления, способы управления

- состав управленческой структуры

- взаимосвязи элементов

- организационно-правовая форма

 

Документальное оформление проектных этапов бизнеса

- бизнес-план

- учредительские документы

- лицензирование, сертификаты

Информация о работе Теоретический подход к управлению социально-техническими системами