Теоретический подход к управлению социально-техническими системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:35, реферат

Описание работы

В работе рассмотрено управление в широком смысле как совокупность распоряжений, указаний, регулирующих воздействий с целью достижения данной организацией поставленных перед ней целей.

Содержание

Введение
Структурный и управленческий инструментарий
Первичные и вторичные классификаторы менеджмента
Объективные законы и процессы управления
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление производством
Заключение

Работа содержит 1 файл

Управление социально-экономическими системами.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

 

Принципы управления

 

 

 

Цели управления

 

 

Задачи управления

 

 

 

Методы управления

 

 

Функции управления

 

 

 

Социально-экономические

системы и процессы.

 

 

 

 

Схема 4.

 

Механизмы управления

 

 

 

 

Субъект                                                   Объект

                                     управления                                          

 

 

 

 

 

 

 

              Специалисты выделяют пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и являются объектами управления:

 

o              Стратегическое управление

o              Управление маркетингом

o              Управление организацией

o              Управление персоналом

o              Управление производством

 

 

Стратегическое управление

 

Стратегическое управление - понятие, введенное в обиход на стыке 60-70 годов. Важнейший фактор - стремление к выживанию в конкурентной борьбе. Связано с выработкой линии поведения предприятия с учетом изменений внешних условий его деятельности, характеризующихся неопределенностью. Это означает:

- вовремя распознать возможные проблемы в деятельности предприятия;

- полностью использовать возможности предприятия;

- повышать устойчивость деятельности предприятия.

Стратегическое управление на предприятии входит в прерогативу высших эшелонов менеджмента: собрание акционеров; правление акционерного общества; дирекция; ведущие специалисты по главным направлениям деятельности (сбыт и маркетинг, производства, финансы, кадры, инновации).

Стратегия - генеральная программа действий предприятия, устанавливающая приоритеты проблем,  ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей. Происходит от греческого “стратегос” - военноначальник, руководитель.

Cтратегическая ориентация - это ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации. Однако стратегии не обязательно связаны с  решением  долгосрочных перспективных задач, которые могут быть и нестратегическими, не требующими концентрации сил и определенного рывка. Они могут быть и долгосрочными, и среднесрочными, и текущими. Главное то, что они обеспечивают взаимную увязку различных действий предприятия для достижения целей при имеющихся ресурсах.

Однако стратегическое управление, как правило, не дает точной и детальной картины будущего, выраженной в четких количественных измерителях. Это в большей мере качественное пожелание разработчиков стратегии. Что касается технологии, то стратегическое управление не сводится к набору рутинных схем и процедур. Это скорее философия и идеология бизнеса и менеджмента.

Стратегическое управление  на предприятии может быть представлен в виде определенного сценария.

 

Философия и предпринимательская политика фирмы.

Философия - это кредо, верховные принципы деятельности фирмы. Включает описание высших ориентиров,  условий движения к ними, в том числе набор ограничений.

Философия поведения фирмы - категория динамичная. На стадиях промышленного развития произошли существенные изменения в ее содержании.

Предпринимательская политика - принципы сбалансированного поведения фирмы в отношении своих клиентов, поставщиков, кредиторов, собственников капитала (акционеров), государства, общественности. Это - своего рода линия на достижение  допустимого консенсуса с окружающей средой без ущерба для целей собственного бизнеса.

Предпринимательская политика действующих российский предприятий в сложившейся экономической обстановке выражается в следующих подходах:

1. Модель консервативного поведения

Поведение предприятия во многом инертно: сохранение сложнейших связей; традиционные формы решения проблем; надежда на государственную поддержку; затратные формы в ценообразовании.

2. Модель активного приспособления

Ориентир - самостоятельное выживание. Ставка на собственные силы, прогнозы, ресурсы. Принятие рисковых решений, вера в шанс. Свертывание неэффективных программ и производств.

3. Смешанная модель

Сочетание опоры на помощь государства (льготные кредиты) и активного использования собственных сил.

Миссия (стратегический облик) фирмы. Отражает смысл существования фирмы, ее предназначения; содержит описание реальных контуров фирмы (структура производства; сбыта; концепции качества и ценообразования; целевые группы потребителей). Оформляется в виде документа.

Анализ - это не только следующий этап сценария, но и исходный процесс стратегического управления. Включает в себя анализ:

- макроокружения (состояние экономики в целом, научно-технический прогресс, правовое регулирование, политические процессы и ограничения, природная среда и т.п.);

- непосредственное окружение (покупатели, конкуренты, поставщики, рынок рабочей силы, мода, демографический фактор, тенденции спроса и т.п.);

- внутренняя среда (кадры, организация, техника и технология, экономический и финансовый потенциал, состояние маркетинга и т.п.)

 

 
Стратегические цели:

В широком смысле - это предвосхищение в создании менеджера некоторого результата, на достижение которого направлено действие.

В зависимости от выполняемой роли цели классифицируются:

1. По масштабу действия:

- функциональные (ранее достигавшиеся данной организацией);

- цели-аналоги (технология их достижения данной организации известна);

- новые цели - стратегические.

Стратегические цели отражают масштабные намерения предприятия, ведущие к принципиально новым экономическим результатам.

2. По времени действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

3. По объекту действия: рыночные, экономические, финансовые, социальные, властные.

Целевые ориентиры российских предприятий переходного периода - курс на “выживание”. Причины: общий спад производства, нестабильность экономических условий.

 

Типы стратегий

 

В центре стратегического управления выработка и реализация стратегий.

Три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке:

1. Область, связанная с лидерством в минимизации издержек производства и реализации продукции. Завоевание доли рынка за счет более низких цен. Путь - совершенствование организации,  технологии, НИОКР, маркетинга.

2. Область, Связанная со специализацией производства. Отражает стремление к лидерству в производстве именно своей  продукции. Упор на специализацию. Клиенты выбирают именно данную марку продукции. Для этого необходим на фирме высокий потенциал НИОКР, качество, дизайн.

3. Область фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном сегменте. Здесь фирма снижает издержки или проводит специализацию.

Различают общие (базовые) и частичные (функциональные) стратегии.

Общая (базовая) стратегия - модель стратегического поведения фирмы в целом или ее отдельной части, представляющей собой стратегическую хозяйственную единицу (СХЕ).

Общие стратегии обычно привязаны к той или иной фазе жизненного цикла предприятия. Фазы ЖЦ: зарождение (рост), стабилизация, скачок (достижение новых рубежей), кризис, банкротство (ликвидация).

Стратегические проблемы современных российских предприятий - реже достижение новых рыночных высот, чаще проблемы антикризисного менеджмента, в том числе:

- санация (оздоровление);

- инвестирование (собственное, иностранное);

- ликвидация (как лучше распорядиться имуществом);

- продажа предприятия (кому и каким образом).

Функциональные стратегии - это программы развития отдельных функциональных сфер и подразделений предприятий, обеспечивающих выполнение той или иной общей стратегии. Носят подчиненное значение.

 

 

Маркетинг

 

Главные стороны рыночных отношений - производство, представленное производителями товаров и услуг и потребление представленное потребителями, в своей деятельности и за свой счет преследуют разные интересы. Эти интересы далеко не всегда совпадают.

В это же время эти стороны рынка необходимы друг другу. Производство может покрыть свои издержки и получить прибыль для развития только реализовав свою продукцию потребителям. Потребители, в свою очередь, нуждаются в товарах и услугах предлагаемых производителями.

Таким образом,  возникает необходимость достижения компромисса между интересами производства и потребления. Эту роль в рыночных отношениях выполняет маркетинг (от англ. Market - рынок), термин буквально переводимый как рыночное поведение.

Острота необходимости достижения компромисса между интересами производителей и потребителей, а , следовательно, и маркетинговой деятельности зависит от уровня конкуренции и от насыщенности рынка товарами и услугами.

В условиях монопольного предложения, когда потребитель, хочет он этого или нет, неизбежно придет к единственному производителю, такой необходимости нет, производитель подавляет потребителя диктуя ему свои условия.

В условиях слабонасыщенного рынка, когда спрос превышает предложение необходимость маркетинговой деятельности также не ощущается. Поскольку спрос больше предложения, то потребители особенно не привередничают,  товаров все равно на всех не хватает. В первую очередь расходятся более качественные товары, затем менее.

По мере насыщения рынка и усиления конкуренции постепенно обнаруживается, что не все произведенные товары  покупаются. В таких условиях сформировалась сбытовая модель маркетинга, основной задачей которой являлось стимулирование сбыта продукции.

Рис 1. Обьекты изучения маркетинга

 

 

        Экономика                                          Покупатели                                        Конкуренты

 

 

 

      Независимые                                         

          средства                                     Изучение маркетинга                                Технология                               

       информации

 

 

 

         Природно-

      биологические                         Национальные особенности                           Политика

           факторы

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Модель маркетинга

 

 

                                                                                                      Обьективные факторы

 

 

 

Предприятие:

             стратегия

             маркетинговая координация

             маркетинговое планирование

             маркетинговое управление

 

 

Инструметы маркетинга:

               продукт

               цена

               ассортимент

               репутация

               маркетинговая коммуникация

               продажа

               доставка

               услуги

               упаковка

 

 

 

 

экономические

технологические

демографические

 

 

Рынок сбыта

 

С е г

м е н

т ы

р ы

н к

а

 

 

 

Информация о работе Теоретический подход к управлению социально-техническими системами