Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:35, реферат
В работе рассмотрено управление в широком смысле как совокупность распоряжений, указаний, регулирующих воздействий с целью достижения данной организацией поставленных перед ней целей.
Введение
Структурный и управленческий инструментарий
Первичные и вторичные классификаторы менеджмента
Объективные законы и процессы управления
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление производством
Заключение
Принципы управления
Цели управления
Задачи управления
Методы управления
Функции управления
Социально-экономические
системы и процессы.
Схема 4.
Механизмы управления
Субъект
Специалисты выделяют пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и являются объектами управления:
o Стратегическое управление
o Управление маркетингом
o Управление организацией
o Управление персоналом
o Управление производством
Стратегическое управление
Стратегическое управление - понятие, введенное в обиход на стыке 60-70 годов. Важнейший фактор - стремление к выживанию в конкурентной борьбе. Связано с выработкой линии поведения предприятия с учетом изменений внешних условий его деятельности, характеризующихся неопределенностью. Это означает:
- вовремя распознать возможные проблемы в деятельности предприятия;
- полностью использовать возможности предприятия;
- повышать устойчивость деятельности предприятия.
Стратегическое управление на предприятии входит в прерогативу высших эшелонов менеджмента: собрание акционеров; правление акционерного общества; дирекция; ведущие специалисты по главным направлениям деятельности (сбыт и маркетинг, производства, финансы, кадры, инновации).
Стратегия - генеральная программа действий предприятия, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей. Происходит от греческого “стратегос” - военноначальник, руководитель.
Cтратегическая ориентация - это ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации. Однако стратегии не обязательно связаны с решением долгосрочных перспективных задач, которые могут быть и нестратегическими, не требующими концентрации сил и определенного рывка. Они могут быть и долгосрочными, и среднесрочными, и текущими. Главное то, что они обеспечивают взаимную увязку различных действий предприятия для достижения целей при имеющихся ресурсах.
Однако стратегическое управление, как правило, не дает точной и детальной картины будущего, выраженной в четких количественных измерителях. Это в большей мере качественное пожелание разработчиков стратегии. Что касается технологии, то стратегическое управление не сводится к набору рутинных схем и процедур. Это скорее философия и идеология бизнеса и менеджмента.
Стратегическое управление на предприятии может быть представлен в виде определенного сценария.
Философия и предпринимательская политика фирмы.
Философия - это кредо, верховные принципы деятельности фирмы. Включает описание высших ориентиров, условий движения к ними, в том числе набор ограничений.
Философия поведения фирмы - категория динамичная. На стадиях промышленного развития произошли существенные изменения в ее содержании.
Предпринимательская политика - принципы сбалансированного поведения фирмы в отношении своих клиентов, поставщиков, кредиторов, собственников капитала (акционеров), государства, общественности. Это - своего рода линия на достижение допустимого консенсуса с окружающей средой без ущерба для целей собственного бизнеса.
Предпринимательская политика действующих российский предприятий в сложившейся экономической обстановке выражается в следующих подходах:
1. Модель консервативного поведения
Поведение предприятия во многом инертно: сохранение сложнейших связей; традиционные формы решения проблем; надежда на государственную поддержку; затратные формы в ценообразовании.
2. Модель активного приспособления
Ориентир - самостоятельное выживание. Ставка на собственные силы, прогнозы, ресурсы. Принятие рисковых решений, вера в шанс. Свертывание неэффективных программ и производств.
3. Смешанная модель
Сочетание опоры на помощь государства (льготные кредиты) и активного использования собственных сил.
Миссия (стратегический облик) фирмы. Отражает смысл существования фирмы, ее предназначения; содержит описание реальных контуров фирмы (структура производства; сбыта; концепции качества и ценообразования; целевые группы потребителей). Оформляется в виде документа.
Анализ - это не только следующий этап сценария, но и исходный процесс стратегического управления. Включает в себя анализ:
- макроокружения (состояние экономики в целом, научно-технический прогресс, правовое регулирование, политические процессы и ограничения, природная среда и т.п.);
- непосредственное окружение (покупатели, конкуренты, поставщики, рынок рабочей силы, мода, демографический фактор, тенденции спроса и т.п.);
- внутренняя среда (кадры, организация, техника и технология, экономический и финансовый потенциал, состояние маркетинга и т.п.)
В широком смысле - это предвосхищение в создании менеджера некоторого результата, на достижение которого направлено действие.
В зависимости от выполняемой роли цели классифицируются:
1. По масштабу действия:
- функциональные (ранее достигавшиеся данной организацией);
- цели-аналоги (технология их достижения данной организации известна);
- новые цели - стратегические.
Стратегические цели отражают масштабные намерения предприятия, ведущие к принципиально новым экономическим результатам.
2. По времени действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
3. По объекту действия: рыночные, экономические, финансовые, социальные, властные.
Целевые ориентиры российских предприятий переходного периода - курс на “выживание”. Причины: общий спад производства, нестабильность экономических условий.
В центре стратегического управления выработка и реализация стратегий.
Три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке:
1. Область, связанная с лидерством в минимизации издержек производства и реализации продукции. Завоевание доли рынка за счет более низких цен. Путь - совершенствование организации, технологии, НИОКР, маркетинга.
2. Область, Связанная со специализацией производства. Отражает стремление к лидерству в производстве именно своей продукции. Упор на специализацию. Клиенты выбирают именно данную марку продукции. Для этого необходим на фирме высокий потенциал НИОКР, качество, дизайн.
3. Область фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном сегменте. Здесь фирма снижает издержки или проводит специализацию.
Различают общие (базовые) и частичные (функциональные) стратегии.
Общая (базовая) стратегия - модель стратегического поведения фирмы в целом или ее отдельной части, представляющей собой стратегическую хозяйственную единицу (СХЕ).
Общие стратегии обычно привязаны к той или иной фазе жизненного цикла предприятия. Фазы ЖЦ: зарождение (рост), стабилизация, скачок (достижение новых рубежей), кризис, банкротство (ликвидация).
Стратегические проблемы современных российских предприятий - реже достижение новых рыночных высот, чаще проблемы антикризисного менеджмента, в том числе:
- санация (оздоровление);
- инвестирование (собственное, иностранное);
- ликвидация (как лучше распорядиться имуществом);
- продажа предприятия (кому и каким образом).
Функциональные стратегии - это программы развития отдельных функциональных сфер и подразделений предприятий, обеспечивающих выполнение той или иной общей стратегии. Носят подчиненное значение.
Маркетинг
Главные стороны рыночных отношений - производство, представленное производителями товаров и услуг и потребление представленное потребителями, в своей деятельности и за свой счет преследуют разные интересы. Эти интересы далеко не всегда совпадают.
В это же время эти стороны рынка необходимы друг другу. Производство может покрыть свои издержки и получить прибыль для развития только реализовав свою продукцию потребителям. Потребители, в свою очередь, нуждаются в товарах и услугах предлагаемых производителями.
Таким образом, возникает необходимость достижения компромисса между интересами производства и потребления. Эту роль в рыночных отношениях выполняет маркетинг (от англ. Market - рынок), термин буквально переводимый как рыночное поведение.
Острота необходимости достижения компромисса между интересами производителей и потребителей, а , следовательно, и маркетинговой деятельности зависит от уровня конкуренции и от насыщенности рынка товарами и услугами.
В условиях монопольного предложения, когда потребитель, хочет он этого или нет, неизбежно придет к единственному производителю, такой необходимости нет, производитель подавляет потребителя диктуя ему свои условия.
В условиях слабонасыщенного рынка, когда спрос превышает предложение необходимость маркетинговой деятельности также не ощущается. Поскольку спрос больше предложения, то потребители особенно не привередничают, товаров все равно на всех не хватает. В первую очередь расходятся более качественные товары, затем менее.
По мере насыщения рынка и усиления конкуренции постепенно обнаруживается, что не все произведенные товары покупаются. В таких условиях сформировалась сбытовая модель маркетинга, основной задачей которой являлось стимулирование сбыта продукции.
Рис 1. Обьекты изучения маркетинга
Экономика
Независимые
средства
информации
Природно-
биологические
факторы
Рис 2. Модель маркетинга
Предприятие: стратегия маркетинговая координация маркетинговое планирование маркетинговое управление |
|
Инструметы маркетинга: продукт цена ассортимент репутация маркетинговая коммуникация продажа доставка услуги упаковка
|
|
экономические технологические демографические
| ||
Рынок сбыта
| ||||||
С е г | м е н | т ы | ||||
р ы | н к | а | ||||
| ||||||
|
Информация о работе Теоретический подход к управлению социально-техническими системами