Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:35, реферат
В работе рассмотрено управление в широком смысле как совокупность распоряжений, указаний, регулирующих воздействий с целью достижения данной организацией поставленных перед ней целей.
Введение
Структурный и управленческий инструментарий
Первичные и вторичные классификаторы менеджмента
Объективные законы и процессы управления
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление производством
Заключение
В условиях насыщенного рынка с острой конкуренцией, когда предложение превышает спрос, сбытовая модель маркетинга не дает ощутимого эффекта. Чисто сбытовых, после производственных усилий оказывается недостаточно для получения желаемых результатов. В таких условиях используется модель интегрированного маркетинга, сущность которого коренным образом отличается от сбытового и включает в себя новые важные задачи, такие как анализ рынка и потребительских запросов и формирование предложения товара (услуги) на рынок.
Современное определение маркетинга, признанное в 1995 г. Американской ассоциацией маркетинга (АМА) выражено следующим образом:
Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Более лаконичное определение, выражающее основной дух маркетинга как философии фирмы предлагается Ф.Котлером: “Маркетинг - это удовлетворение нужд потребителей посредством обмена”. Философия интегрированного маркетинга ставит во главу угла деятельности любой фирмы интересы, запросы, желания потребителей, считая, что производство должно подлаживаться под запросы потребителей (сегодняшние и перспективные), а не наоборот.
Данная философия предпринимательского поведения называется маркетинговой концепцией управления предприятием (фирмой). Маркетинговая концепция управления не отрицает важности усилий по стимулированию сбыта (сбытовой концепции), а поглощая ее переводит управление на новый, более высокий уровень эффективности.
Переход от сбытовой концепции к маркетинговой состоит в отходе менеджеров от восприятия фирмы как “закрытой” системы, залог успеха которой определяется, главным образом, внутрифирменными факторами к рассмотрению фирмы в виде “открытой” системы, главные предпосылки благополучия которой отыскиваются вне ее.
Успешному планированию рыночного поведения способствует соблюдение фирмой следующих условий.
1. В центре всей деятельности фирмы должен стоять рынок сбыта.
2. Рынок фирмы должен быть очерчен географически.
3. Действия всех подразделений фирмы должны быть продуманы применительно к рынку и скоординированы между собой.
4. Процесс принятия текущих и перспективных рыночных решений должен базироваться на достаточном информационном материале.
Главной задачей маркетинга, в современном его понимании, является обеспечение менеджмента достаточно достоверной и полноценной информацией для выработки стратегии фирмы и разработка в рамках выбранной стратегии маркетинговых мероприятий по ее реализации.
Выполнение этой задачи достигается путем исполнения функций маркетинга с использованием инструментов маркетинга
Функции маркетинга достаточно однотипны для всей продукции той или иной фирмы. Инструменты маркетинга разрабатываются для каждого вида товаров отдельно и заново. Набор инструментов разработанный для конкретного товара называется маркетинговой смесью или marketing mix.
Место маркетинга в работе фирмы
Является по своей сущности функцией управления маркетинг принадлежит его высшему звену.
В крупных зарубежных фирмах руководитель работ по маркетингу имеет статус вице-президента фирмы, в средних, где имеется 1 - 2 заместителя, - управляет отделом, под эгидой коммерческого директора, в малых фирмах, где заместителей нет, менеджер по маркетингу подчиняется руководителю фирмы.
Столь высокое положение руководителя работ по маркетингу обусловлено с одной стороны безусловной важностью и значением этой функции для обеспечения благополучия фирмы, а с другой стороны необходимостью координации совместных усилий всех подразделений.
Успешное взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предприятия не только способствует успешной деятельности фирмы в целом, но и дает возможность обеспечить маркетинг необходимой информацией для подготовки новых и корректировки уже принятых маркетинговых решений.
Виды маркетинга
Маркетинг как дисциплина, основанная на изучении запросов потребителей и ставящая своей целью разработку способов удовлетворения этих запросов используется не только производителями товаров и торговлей, т.е. в сфере предпринимательства.
Широко используется маркетинг в сфере услуг как инструмент конкурентной борьбы за клиента - на финансовом рынке - в банковской деятельности, в туристическом и гостиничном бизнесе, сервисе, перевозках и др.
Кроме того, маркетинговые инструменты дают хороший эффект при использовании их в некоммерческой деятельности. Так религиозные организации борются за паству, применяя различные системы стимулирования - видеорекламу, дарят подарки, религиозные книги для привлечения душ на сеансы, проводят беседы по актуальным вопросам человеческой нравственности предварительно изучая “болевые” точки общества.
Проведение крупных спортивных мероприятий (некоммерческих - ставящих своей целью пропаганду спорта) требует серьезных маркетинговых усилий по рекламе, по системе привлечения посетителей, продажи билетов, по производству и распространению сувениров и т.д.
В медицинской деятельности полезно применение маркетинга для обеспечения не только врачебной помощи, но и для организации условий лечения в соответствии с запросами больных.
В области обучения применения маркетинга позволяет на основе изучения запросов на рынке труда и интересов людей предложить им знания пользующиеся спросом в более удобной и доступной форме.
В области политики использование маркетинга дает хорошие результаты. В отличие от товарно-денежных отношений, здесь в роли товара выступает политическая программа, составленная на изучении запросов населения, в роли рынка - избиратели (электорат), в роли платежного средства - бюллетень для голосования. Политические деятели нуждаются в формировании своего имиджа (как и фирма), рекламе, выбирают нужный мотив, стиль рекламы, каналы распространения.
Управление организацией
Менеджмент (управление) можно определить, как совокупность методов, с помощью которых выясняются, устанавливаются и реализуются цели и задачи той или иной группы людей.
Организация - группа людей, тем или иным образом оформивших свою принадлежность к группе, имеющие обязательства перед группой, обладающие всем необходимым для осуществления совместной деятельности, направленной на достижение общих целей.
Факторы внутренней среды, влияющие на объем и сложность управления:
1. Количество работников.
2. Объем производства (предоставляемых услуг).
3. Номенклатура и разнообразие выпускаемой продукции (предоставляемых услуг).
4. Используемая технология производства (порядок осуществления основной деятельности).
5. Социально-психологический климат.
Основные функции управления:
“Миссия" организации - главная цель ее деятельности, отражающая долговременное видение того, к чему стремится организация, особенная цель, отличающая ее от подобных ей фирм. Миссия должна быть понятна и побуждать к конкретным действиям менеджеров фирмы.
Миссия компании "Форд" (в формулировке основателя - Генри Форда):
"Предоставление людям дешевого транспорта".
Миссия крупного конгломерата:
"Превращение новых технологий в хорошо продаваемые товары".
"Критические факторы успеха" - ключевые для успешного осуществления миссии факторы, связанные с производством и доведением до потребителей товаров и услуг.
Планирование - это определение желаемого будущего состояния организации, а также деятельности, которую необходимо осуществить, чтобы перейти из нынешнего состояния в желаемое.
Прогнозирование - это определение характеристик внешней среды организации, не зависящих (или зависящих в малой степени) от деятельности организации. В отличие от планирования, которое определяет результаты, управляемых процессов, прогнозирование определяет результаты, складывающиеся под влиянием многих неуправляемых со стороны организации факторов и обстоятельств, том числе случайного характера.
Учет, как функция управления, - это сбор, обработка и хранение информации о достижении целей организации, выполнении планов, а также другой информации, связанной с деятельностью организации и величиной для осуществления ее миссии (см.табл. 1)
Контроль и анализ заключается в сопоставлении полученной информации о фактическом положении дел в организации с ожидаемым и выявлении расхождений, а также в анализе информации из внешней среды.
Регулирование - это воздействие на процессы, происходящие в организации и внешней среде с целью: либо устранения существенного расхождения между фактическим и ожидаемым состоянием организации, либо использования возможностей (или ликвидации угроз), выявленных в результате анализа внешней среды. Регулирование осуществляется на основе процедуры принятия управленческих решений.
Структура организации - это ее внутренне устройство т.е. взаиморасположение ее относительно самостоятельных частей, выполняющих определенные функции, и необходимые связи между частями, обеспечивающие функционирование организации в целом.
Субъект управления образуют люди, осуществляющие управление организацией.
Объект управления состоит из людей осуществляющих главным образом основную деятельность организации.
Связи между субъектом управления (СУ) и объектом управления (ОУ) называются вертикальными и характеризуются подчиненностью, т.е. отношениями, при которых элементы ОУ (т.е. отдельные работники, группы, подразделения и т.п.) подконтрольны СУ и обязаны выполнять его указания.
Структура, показывающая подчиненность объектов управления субъектам управления, называется структурой управления.
Производственная структура - это состав подразделений (участков, групп, работников), осуществляющих основную деятельность и технологические связи между ними, отражающие порядок выполнения деятельности.
Связи между элементами производственной структуры называются горизонтальными.
Управление персоналом
Понятие «управление персоналом» связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя отбор и расстановку кадров, их обучение и развитие компенсацию за вклад усилий работника, проектирование работы, поддержание отношений с профсоюзами и разрешением трудовых споров (управление конфликтом).
Схема 5.
Категории персонала
Рабочие
Руководители Специалисты Другие служащие
Высшего Среднего
уровня уровня
Линейные
Определение пригодности кандидата на должность:
1. Изучение документов:
- обязательных (паспорт, трудовая книжка, об образовании);
- дополнительных (резюме, анкета, рекомендации).
2. Беседы.
3. Выполнение кандидатом пробной работы, разбор производственных ситуаций, тесты).
4. Заключение психолога.
5. Графологическое заключение.
Способы изучения персонала:
1. Анкетный.
2. Беседы.
3. Наблюдения.
4. Анализ результатов деятельности.
5. Естественный эксперимент.
6. Выявление общественного мнения.
7. Тестирование.
Ротация персонала - перемещение хорошо справляющихся работников на другую работы, не связанное с изменением должностного статуса.
Основные функции руководителя:
1. Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
Информация о работе Теоретический подход к управлению социально-техническими системами