Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:35, реферат
В работе рассмотрено управление в широком смысле как совокупность распоряжений, указаний, регулирующих воздействий с целью достижения данной организацией поставленных перед ней целей.
Введение
Структурный и управленческий инструментарий
Первичные и вторичные классификаторы менеджмента
Объективные законы и процессы управления
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление производством
Заключение
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление в широком смысле - это совокупность распоряжений, указаний, регулирующих воздействий с целью достижения данной организацией поставленных перед ней целей.
В этом смысле “управление” - это синоним понятия менеджмент. Однако под менеджментом понимается также:
- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
- вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациям;
- собирательное понятие, характеризующее определенную категорию людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Управление обычно рассматривается как процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других мероприятий – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями:
организация
планирование
стимулирование
контроль
оценка результатов труда
Процесс управления – общая сумма всех этих функций.
Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличение масштабов производства. В индивидуальных, малых предприятиях управление может быть сосредоточено в руках его собственника. Напротив, при увеличении масштабов предприятия исполнение этой функции поручается специально нанимаемым лицам - менеджерам.
Все процессы социально-экономической системы, как в живом организме взаимообусловлены. Функционирование частей определяет характер функционирования целого и наоборот. Важнейшей характеристикой целостной системы является её структура. Под структурой понимают совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы.
Структура – относительно устойчивая связь между элементами системы обеспечивающая сохранение её основных свойств (качеств) при различных внешних и внутренних изменениях.
С понятием «структура» связано понятие «элемент». Под элементом понимают наименьшее звено в структуре системы. В соответствии с изменяющимися условиями система меняет свою структуру, корректирует цели развития и содержание деятельности её частей, т.е. происходит целенаправленная самоорганизация системы, которая реализует способность к саморазвитию. Чем лучше и быстрее система реагирует на изменение условий существования, чем выше её адаптивность, тем совершеннее механизм самоорганизации и следовательно, выше эффективность управления.
Различают несколько видов структур системы. Основными считаются структуры экономической и организационной систем.
Структура экономической системы – совокупность отношений и связей между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем и звеньев, каждому из которых соответствует определенная функция и цель.
Структура экономической системы обычно подвижна и формируемся применительно к возникшим условиям и ситуациям. В отличие от структуры экономической системы структура организационной системы складывается из самостоятельных структурных подразделений, звеньев и управляющих ячеек.
На решение задач управления организационными системами полностью ориентирован системный анализ. Организация его процедур полностью определяется задачам конкретного исследования и особенностями объекта с целью поиска наилучшей альтернативы управления. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры – это творческий акт, в котором присутствуют опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.
Звено управления – это одно или несколько подразделений, которые не обязательно объединены административно, но выполняют определенную функцию управления, как правило, заключающуюся в планировании, регулировании и координации деятельности нескольких служб, или аппарата управления в целом.
Управляющая ячейка – это отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, на которое возложено осуществление одной или нескольких специальных функций управления.
Основными элементами организационной структуры управления являются состав и структура функция управления, численность функциональных и линейных работников управления, состав самостоятельных структурных подразделений, количество уровней управления и распределение работников между ними.
Для того чтобы добиться успеха, результативности в работе, нужно эффективно управлять этими процессами организации. Следует также различать управлени сложным техническим комплексом и управление коллективом работников в процессе сознательной, направленной, производственной деятельности. Если первое представляет собой чисто техническое управление, то второе – организационное управление, т.е управление производственным коллективом предприятия.
Различают ряд инструментов управления касающихся способов воздействия на людей:
иерархию, организацию, где основное устройство воздействия власти заключается в подчинении и давлении на человека сверху, с помощью принуждения, контроле над распределяем материальных благ, и т.п.
культуру, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, моральные и социальные нормы, установки, ценности, шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
рынок, т.е. равноправные отношения по горизонтали, основанные на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
При формировании структур управления учитывают следущие аспекты:
стратификацию, т.е. сколько может потребоваться уровней управления для нормального функционирования предприятия.
формализацию, т.е насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем бюрократичнее стиль руководства, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура организации.
централизацию, т.е иерархию доведения принятых решений, а также определение круга вопросов, которые должно решать руководство.
сложность организационной структуры, т.е. насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.
Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия сотрудников. Каждый из них должен понимать что ожидают от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Это достигается с помощью схемы организации и распределения обязанностей.
Такая схема дает лишь общие контуры структуры организации и отражает реальную структуру фирмы. Если же схему составить трудно, то скорее всего сама организация дефектна, в таком случае анализ её структуры поможет обнаружить «слабые места»: накладки полномочий и недостаточно управляемые звенья производственного процесса.
Для упорядочения и систематизации организационно-управленческих критериев в менеджменте применяют первичные и вторичные классификаторы. Всякая классификация менеджмента должна содержать многие критерии, но увеличение их численности быстро лишает анализ четкости и эффективности. Их описание представлено в схемах 1и 2.
Схема 1.
Первичные классификаторы менеджмента
Классификатор
компонентов
менеджмента
Менеджмент
компании
Структура
Финансы
Учет
Маркетинг,
бизнес-план
Макроэкономика
Организация,
Логистика
Труд и зарплата
Схема 2.
Вторичные классификаторы менеджмента
Структуры
Организационная структура
Положение об организационной структуре
Положение о должностных обязанностях
Штатное расписание отдела (службы)
Финансовая структура (схема управления)
Заработная плата
Финансы
Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой являются объективные законы природы общества и мышления. Законы мышления – это составная законов общества. Общество, будучи составной частью природы, принадлежит ей и подчиняется её законам в своем развитии (как прогрессивном, так и регрессивном).
Законы природы вскрывают наиболее общие основы бытия и развития объективного мира. Если умело ими пользоваться, то в конечном итоге они ведут человечество к прогрессу. Однако, если ими пренебрегать, они могут стать источником разрушительных противоречий в развитии общества и мышления. Законы, принципы, методы цели, функции, и другие категории управления входят в механизм управления (см. схему 3), который характеризует многообразие связей субьективно-обьективных отношений управления. В механизм управления частично входят и субъект и объект управления (см. схему 4).
В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношения к управленческим воздействиям. Субъект – это источник управленческого воздействия, а объект – приемник исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций и задач.
Так, например, функция «организация» относится к общим функциям управления (см. введение) Она входит в состав всех конкретных функций управления. Вместе с тем эта функция может быть разделена на ряд подфункций: прогнозирование, планирование, финансирование, организация, активизация, координация, информирование, контроль, и т.д.
Процесс управления любыми социально-экономическими системами в конечном итоге сводится к управлению поведением людей, мотивацией и стимулированием их поступков, деятельности, причем сама деятельность имеет исключительно вероятностный характер.
Схема 3.
Законы природы
Законы управления
Информация о работе Теоретический подход к управлению социально-техническими системами