Теоретический анализ понятия конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.

Содержание

Введение
Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте
Уровни и формы конкуренции
Конкурентоспособность объектов рыночных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Общий менеджмент.docx

— 195.67 Кб (Скачать)

Таким образом, можно согласиться  со следующей трактовкой термина  с позиции субъекта хозяйственной  деятельности: конкурентоспособность товара – это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции [16].

Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности – это качественная и (или) количественная характеристика продукции.

Критерии конкурентоспособности  можно классифицировать, по меньшей  мере, по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик (табл. 1) [17].

Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют  судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии – базовые и продвинутые; исходя из степени выраженности – явные и скрытые.

Так, критерии "безопасность" и "подлинность" характеризуют  способность продукции удовлетворять  простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем).

Критерий "уровень качества" позволяет оценить способность  продукции удовлетворить целый  комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических потребностей за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающие принадлежность покупателя к определенной социальной группе, например за счет одежды, мебели и пр.).

Критерий "уровень новизны" товара определяет его способность  удовлетворять как явные потребности  за счет известных показателей, так  и скрытые (латентные), т.е. новые  потребности или потребности, которые  потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.

Критерий "информативность" позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением  получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора.

Применение критерия "социальная адресность" направлено на необходимость  учета в свойствах продукции  индивидуальных потребностей человека или социальной группы.

Критерий "имидж" характеризует  репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при  дефиците сведений о качестве опереться  на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и  финансового риска.

Критерий "цена потребления" отражает потребность в потреблении  и использовании продукции, соответствующей  материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при  оценке конкурентоспособности, следует  различать единичный и комплексный  критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности  представляет собой одну из простых  характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности  состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой  и обобщенный критерий.

Групповой критерий конкурентоспособности  – это комплексный критерий, который  включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. В настоящем пособии подробно рассмотрены такие групповые критерии, как уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.

Понятия единичного и группового критериев условны, так как субъекты и условия оценки конкурентоспособности  могут быть различными. Некоторые критерии могут выступать в роли как единичных, так и групповых критериев, например продажная цена с позиции потребителя – единичный критерий, а с позиции предприятия-изготовителя – групповой.

Обобщенный критерий конкурентоспособности  – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.

Фактор конкурентоспособности  – непосредственная причина, наличие  которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, – важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

При проведении факторного анализа полезно использовать схему (рис. 3) Исикавы, которая позволяет выявить и сгруппировать факторы, влияющие на изучаемую проблему. На схеме она условно представлена в виде прямой горизонтальной стрелки, а факторы, воздействующие на нее, – наклонными стрелками, которые, непосредственно, отражают причины первопорядка и опосредственно – причины второго и последующих порядков, влияющие на проблему.

Так, на рис. 3 представлены макроэкономические факторы (первого порядка) конкурентоспособности  товаров (по данным анализа, проведенного в работах [13, 17]), а в табл. 2 указаны взаимосвязи между факторами и критериями конкурентоспособности.

Кроме рассмотренных выше понятий, приведем определения других терминов, раскрывающих сущность конкурентоспособности [17].

Формирование конкурентоспособности  – это установление, обеспечение  и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения  до потребителя. Так, для обеспечения  необходимого

качества товаров осуществляют воздействие на производственные (сырье, конструкцию, рецептуру, технологию), сбытовые (условия транспортирования, хранения), сервисные (дегустацию товара и другую помощь в его выборе, установку изделия на дому) факторы. Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций) и сервисные (условия реализации и технического обслуживания) факторы. Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т.е. влиять на факторы с целью улучшения значений критериев.

Обеспечение конкурентоспособности  – совокупность действий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности.

Методы обеспечения конкурентоспособности  – совокупность приемов, направленных на обеспечение конкурентоспособности.

В качестве производителей продукции выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые  вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки (товарные, отраслевые, территориальные), за факторы производства (природно-сырьевые, производственно-технологические, трудовые, финансовые ресурсы), за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности продукции составляет уровень предприятия. В этой связи рассмотрим понятие "конкурентоспособность предприятия".

Понятие "конкурентоспособность  предприятия" в экономической  литературе, чаще всего, сводится к  способности предприятия производить конкурентоспособный товар.

Однако, учитывая, что в  настоящее время предприятия  могут производить различные  виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегии диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относится к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.

На понятие "конкурентоспособность  предприятия" оказывает влияние  и тот факт, что само предприятие  может выступать как:

  • товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);
  • товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию).

Различие требований, предъявляемых  к предприятию субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, используемых для оценки уровня конкурентоспособности, что должно, в свою очередь, найти отражение в понятийном аппарате.

На современном этапе  экономического развития конкуренция, как движущая сила вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым для российской действительности, поэтому с точки зрения определения его экономической сущности необходимо внести уточнение самого термина "конкурентоспособность предприятия".

Зиннуров У.Г. [18] дал следующее определение: конкурентоспособности предприятия – это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентной продукции

Для случая, когда вопросы  конкурентоспособности выпускаемой  продукции, стоят не столь остро (например, энергетическая отрасль): конкурентоспособность  предприятия – это способность  предприятия противостоять внешним  воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

В понятие "управление конкурентоспособностью предприятия" следует вкладывать следующий экономический смысл: управление конкурентоспособностью предприятия – деятельность, направленная на формирование ряда управленческих решений, которые в свою очередь должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Таким образом, можно сказать, что несмотря на разнообразие подходов авторов к определению конкурентоспособности, все ученые сходятся в мысли о том, что конкурентоспособность не просто понятие, характеризующее отрасль, фирму, товар по результатам ее деятельности, а совокупность факторов, которыми нужно и можно управлять для повышения эффективности работы фирмы, получения максимальной прибыли и расширения рынка сбыта продукции путем выработки эффективно функционирующего механизма развития фирмы через управление конкурентоспособностью товаров.

 

Заключение

 

В современных условиях конкуренция  и конкурентная борьба на внутреннем и зарубежном рынках являются ключевыми  категориями рыночной экономики  и главным содержанием функционирования отечественных предприятий. Конкуренция  является движущей силой общества и  она диалектически связана с  категорией "конкурентоспособность", которая формируется на разных уровнях  экономической системы: страна, регион, отрасль, предприятие, продукция. В  нашей работе приведены показатели конкурентоспособности, образующие иерархическую систему, все элементы которой взаимосвязаны между собой, и показатели нижнего уровня входят как составные элементы в показатели верхнего уровня.

В условиях острой конкурентной борьбы проблема повышения конкурентоспособности  занимает центральное место в экономической политики страны, и она касается всех уровней ее иерархии, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество различных определений этого многогранного понятия, все же основным и определяющим фактором остается его способность производить конкурентоспособную продукцию, которая на рынке в наибольшей степени удовлетворяет потребности потребителей по сравнению с продукцией конкурентов.

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Смит, А. Исследование  о природе и причинах богатства  народов / А. Смит. – М. : Соцэкгиз, 1962. – 333 с.

2. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический  маркетинг : учебник / Р.А. Фатхутдинов.  – М. : ЗАО "Бизнес-школа, Интел-Синтез", 2000. – 640 с.

3. Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю ; пер. с англ. – М. : Республика, 1995.

4. Хайек, Ф.А. Познание, конкуренция и свобода / Ф.А. Хайек. – СПб. : Пневма, 1999.

5. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. ; под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. – М. :Международные отношения, 2004. – 896 с.

6. Лунев, В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой : курс лекций / В.Л. Лунев. – Новосибирск, 1995. – 110 с.

7. Куранов, Л.П. Экономическая теория : учеб. пособие / Л.П. Куранов. – М. : Пресс-сервис, 1998. – 688 с.

8. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика : учеб.-практ. пособие для вузов / А.Ю. Юданов. – М. : Акалис, 1996. –272 с.

9. Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И.П. Данилов. – М. : Пресс-сервис, 1997. – 420 с.

10. Завялов, П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей / П.С. Завялов // Маркетинг. – 1996. –№ 2. – С. 20 – 32.

Информация о работе Теоретический анализ понятия конкурентоспособности