Теоретический анализ понятия конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.

Содержание

Введение
Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте
Уровни и формы конкуренции
Конкурентоспособность объектов рыночных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Общий менеджмент.docx

— 195.67 Кб (Скачать)

Южно-Уральский  государственный университет

Международный факультет

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине

«Общий менеджмент»

 

«Теоретический  анализ понятия конкурентоспособности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2011-2012

 

Оглавление

Введение

  1. Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте

5

  1. Уровни и формы конкуренции

10

  1. Конкурентоспособность объектов рыночных отношений

19

Заключение

32

Список использованных источников и литературы

33


 

 

Введение 

 

На современном этапе  экономического развития проблема конкурентоспособности  занимает центральное место в  экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ  перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства  и его органов в области  обеспечения конкурентоспособности  национальной экономики. При этом повышение  конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров  и услуг), предприятия, отрасли, региона  и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность  предприятия как основного звена  экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность  предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность  производить конкурентоспособную  продукцию и создавать условия  для ее продвижения на рынок.

Сегодня, для отечественных предприятий, задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ и последствий кризисных явления в экономике наших лет, ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу.

В сложившейся ситуации для  успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний  рынок и вести маркетинговые  исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать  управляющее воздействие на собственную  конкурентоспособность и определять ее основные направления.

В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.

При вступлении на новый  для себя рынок, принятии принимает решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия. В связи с этим вопрос конкурентоспособность предприятия является крайне важным для изучения.

Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.

Для этого нам необходимо изучить развитие теоретической  мысли относительно развития конкуренции в историческом аспекте, рассмотреть уровни и формы конкуренции, определить понятие конкурентоспособности объектов рыночных отношений.

Изучение данного вопроса  позволит нам добиться в своей  практической деятельности эффективных  результатов в реализации задачи повышения конкурентоспособности  предприятия.

 

  1. Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте

 

Основу рыночной экономики  составляет понятие конкуренции, как  главной движущей силы эволюции взаимоотношений  субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Конкуренция возникает в  том случае, если на одном и том  же рынке продается много близких  по своим потребительским свойствам  товаров. Суть конкурентной борьбы состоит  в улучшении или сохранении позиции  предприятия на рынке, что достигается  благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов  как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Рыночный механизм предложения  и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков  ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков  ресурсов надлежащим образом удовлетворять  пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции  на экономику предприятия и ее результативность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять  эффективные технику и технологию, современные методы организации  производства и повышать качество выпускаемой  продукции. Поэтому на современном  этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают  теоретические аспекты понятия  конкуренции и раскрытие ее экономической  сущности как основы рыночной экономики  и движущей силы развития хозяйствующих  субъектов.

Наиболее целостные теоретические  положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали  конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

Английский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе [1] "Исследование о природе и причине богатства  народов" провел анализ конкуренции.

А. Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая "невидимая  рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в  условиях капиталистического производства Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли.

Макконнелл К.Р. и Брю  С.Л. считают, что конкуренция –  это наличие на рынке большого числа независимых покупателей  и продавцов, возможность для  покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его [3].

Австрийский ученый экономист  и социолог, виднейший представитель  неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция – процесс, посредством  которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции [4].

В своей книге "Международная  конкуренция" М. Портер отмечает, что  конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [5].

Известно, что конкуренция – важное средство контроля в рыночной экономике. Рыночный механизм спроса и предложения доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них – и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция обязывает предприятия-изготовителей и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Конкуренция ведет к лучшему  использованию способности и  знаний. Большая часть достигнутых  человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения пребывания на рынке, и она стимулирует рациональность.

Конкуренция не может функционировать  среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция – особый метод воспитания умов, изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.

Конкуренция – процесс  доказывания правоты меньшинства  – новаторов. Конкуренция усиливает  эффективность, меняет привычки, призывает  к большей внимательности, что  совершенно бесполезно в бесконкурентных  условиях [2].

На современном этапе  развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения  конкуренции. Так, одни авторы под конкуренцией понимают соперничество отдельных  юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий  такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Лунев В.Л. рассматривает  конкуренцию как форму взаимного  соперничества (с победителями и  побежденными) субъектов рыночной экономики. В работе [6] он отмечает, что конкуренция обусловливается суверенным правом каждого изсубъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов деловых людей.

Кураков Л.П. рассматривает  конкуренцию [7]:

− как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;

− борьбу между товаропроизводителями  за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение  наивысшей прибыли;

− состязание экономических  субъектов на товарном рынке, при  котором ни один из них не в состоянии  оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного  товара на данном рынке.

Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: "Конкуренция  – процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или  субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей" [2].

Юданов А.Ю. утверждает, что  рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся ими  на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что  до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии "Конкуренция: теория и практика" констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет [8].

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.

Поведенческая трактовка  конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его  потребностей.

Структурная трактовка конкуренции  – анализ структуры рынка для  определения степени свободы  продавца и покупателя на рынке (формы  рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка  конкуренции – соперничество  старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Как было доказано многими  экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

 

  1. Уровни и формы конкуренции

Информация о работе Теоретический анализ понятия конкурентоспособности