Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:41, контрольная работа
Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.
Введение
Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте
Уровни и формы конкуренции
Конкурентоспособность объектов рыночных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы
Южно-Уральский государственный университет
Международный факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Общий менеджмент»
«Теоретический анализ понятия конкурентоспособности»
Выполнил:
Проверил:
Челябинск, 2011-2012
Оглавление
Введение |
|
|
5 |
|
10 |
|
19 |
Заключение |
32 |
Список использованных источников и литературы |
33 |
Введение
На современном этапе
экономического развития проблема конкурентоспособности
занимает центральное место в
экономической политике государства.
Создание конкурентных преимуществ
перед соперником становится стратегическим
направлением деятельности государства
и его органов в области
обеспечения
Сегодня, для отечественных предприятий, задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ и последствий кризисных явления в экономике наших лет, ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу.
В сложившейся ситуации для
успешной конкурентной борьбы предприятиям
необходимо не только обновлять технологии
и технологическое
В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.
При вступлении на новый для себя рынок, принятии принимает решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия. В связи с этим вопрос конкурентоспособность предприятия является крайне важным для изучения.
Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.
Для этого нам необходимо изучить развитие теоретической мысли относительно развития конкуренции в историческом аспекте, рассмотреть уровни и формы конкуренции, определить понятие конкурентоспособности объектов рыночных отношений.
Изучение данного вопроса
позволит нам добиться в своей
практической деятельности эффективных
результатов в реализации задачи
повышения
Основу рыночной экономики
составляет понятие конкуренции, как
главной движущей силы эволюции взаимоотношений
субъектов, функционирующих в данной
среде. Наиболее успешным участником такого
соревнования является тот, кто способен
выдерживать конкурентную борьбу на
отечественном и внешнем
Конкуренция возникает в
том случае, если на одном и том
же рынке продается много близких
по своим потребительским
Рыночный механизм предложения
и спроса доводит пожелания потребителей
до предприятий-изготовителей
Однако этим не ограничивается
положительное воздействие
Наиболее целостные
Английский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе [1] "Исследование о природе и причине богатства народов" провел анализ конкуренции.
А. Смит трактовал конкуренцию
как поведенческую категорию, когда
индивидуальные продавцы и покупатели
соперничают на рынке за более
выгодные продажи и покупки
Макконнелл К.Р. и Брю
С.Л. считают, что конкуренция –
это наличие на рынке большого
числа независимых покупателей
и продавцов, возможность для
покупателей и продавцов
Австрийский ученый экономист и социолог, виднейший представитель неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции [4].
В своей книге "Международная конкуренция" М. Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [5].
Известно, что конкуренция – важное средство контроля в рыночной экономике. Рыночный механизм спроса и предложения доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них – и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция обязывает предприятия-изготовителей и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Конкуренция ведет к лучшему использованию способности и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения пребывания на рынке, и она стимулирует рациональность.
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция – особый метод воспитания умов, изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.
Конкуренция – процесс
доказывания правоты
На современном этапе развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения конкуренции. Так, одни авторы под конкуренцией понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией.
Лунев В.Л. рассматривает
конкуренцию как форму
Кураков Л.П. рассматривает конкуренцию [7]:
− как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;
− борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;
− состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке.
Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: "Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей" [2].
Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии "Конкуренция: теория и практика" констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет [8].
Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.
Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.
Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.
Функциональная трактовка конкуренции – соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.
Информация о работе Теоретический анализ понятия конкурентоспособности