Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:41, контрольная работа
Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.
Введение
Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте
Уровни и формы конкуренции
Конкурентоспособность объектов рыночных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы
Во многих странах малый бизнес получает значительную правовую и финансовую поддержку государства, становясь тем самым значительной революционизирующей силой в экономике развитых стран, способствует развитию конкуренции. Он выступает реальным ограничителем монополизма. Гибкость и динамизм, придаваемые современному производству научнотехнической революцией, приводят к перманентному перераспределению экономической силы между различными компаниями, появлению новых флагманов и аутсайдеров, а в итоге – к росту конкуренции.
Фирмы, занимающие монопольные позиции в той или иной сфере деятельности и пытающиеся обезопасить свою монополию за счет консервации своих "ноу-хау", зачастую оказываются обойденными другими фирмами, уделяющими первостепенное внимание новым научно-техническим разработкам, изучению конъюнктуры рынка и запросов потребителей. Мировая история дает немало примеров подобного рода.
Обострение конкуренции
в современных условиях связано
с усилением процессов
Наибольшего успеха добиваются
фирмы, которые функционируют в
условиях конкуренции, постоянно находятся
в поиске, ориентируются на запросы
потребителя, преодолевают в себе консерватизм
и инерцию. Роль государственных
централизованных структур сводится не
к непосредственному
Ретроспективный анализ развития конкуренции в рыночной экономике позволяет сделать следующие выводы.
1. В условиях рыночных
отношений конкуренция
2. Конкуренция – это
противовес монополизму,
3. В дилемме "монополия
или конкуренция" (в разрешении
ее противоречий) важнейшую роль
приобретает государство. Его
место и результирующее
4. Эффективная роль государства
в рыночной экономике
увеличенному монополизму и застою), а в выработке механизма, ограничивающего монополию и развивающего здоровые конкурентные начала, т.е. в разумном регулировании рыночных процессов.
Конечная цель любого предприятия – достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка.
Конкурентоспособность – показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.
По мнению П.С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
− необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
− универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
− к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
− конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений
− сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности [10].
Фаминский И., отмечая дефицит
работ по проблемам
− многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;
− относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других;
− различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: на уровне товара, предприятия, отрасли и, наконец, уровне национальной экономики в целом [11].
Гельвановский М., Жековская В., Трофимов И. подчеркивают, что конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В связи с этим можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности – макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, на котором формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные, общехозяйственные и отраслевые преимущества [12].
Андрианов В. предполагает,
что синтетическим показателем,
объединяющим конкурентоспособность
товара, товаропроизводителя, отраслевую
конкурентоспособность и
Анализ определений
Конкурентоспособность – это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг [9]. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность продукции.
Наиболее системно понятие
конкурентоспособности
В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений конкурентоспособности.
В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Многообразие существующих
подходов к понятию
До сих пор в экономической
литературе продолжаются дискуссии
по выбору базовых понятий и уровня
конкурентоспособности. Вместе с тем
от однозначного толкования базового
уровня конкурентоспособности зависит
и четкое разграничение параметров
оценки конкурентных преимуществ и
конкурентоспособности. В зависимости
от уровня конкурентоспособности, выбранного
автором для исследования, происходит
переход с категории
Вполне естественно, что в иерархии понятий конкурентоспособности базовым является "конкурентоспособность продукции", которая может рассматриваться для различных видов товаров (производственно-технического назначения, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.).
Рассмотрим понятие
Товары и услуги – это средство конкуренции, с помощью которых предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами – фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить [9], в виде модели (рис. 1).
Действие множества субъектов
направлено исключительно на один объект.
В модели обозначены зоны, которые
выполняют роль отборочных уровней.
Зону тотальной конкуренции
Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизована. Предпосылкой к определению понятий в любой области является систематизация. В данном случае ее главным признаком служит объект оценки конкурентоспособности:
− продукция (товары, услуги);
− организация;
− отрасль;
− страна.
Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом.
В этом определении заложены три отличительных признака: 1) пространство – конкретный рынок (страна, сегмент рынка); 2) период – фиксированный отрезок времени; 3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе "время – пространство".
Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласится и с таким вариантом: конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя [15].
Для универсальности приведенного
определения
Информация о работе Теоретический анализ понятия конкурентоспособности