Теоретический анализ понятия конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.

Содержание

Введение
Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте
Уровни и формы конкуренции
Конкурентоспособность объектов рыночных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Общий менеджмент.docx

— 195.67 Кб (Скачать)

Во многих странах малый  бизнес получает значительную правовую и финансовую поддержку государства, становясь тем самым значительной революционизирующей силой в экономике развитых стран, способствует развитию конкуренции. Он выступает реальным ограничителем монополизма. Гибкость и динамизм, придаваемые современному производству научнотехнической революцией, приводят к перманентному перераспределению экономической силы между различными компаниями, появлению новых флагманов и аутсайдеров, а в итоге – к росту конкуренции.

Фирмы, занимающие монопольные  позиции в той или иной сфере  деятельности и пытающиеся обезопасить  свою монополию за счет консервации  своих "ноу-хау", зачастую оказываются  обойденными другими фирмами, уделяющими первостепенное внимание новым научно-техническим  разработкам, изучению конъюнктуры  рынка и запросов потребителей. Мировая  история дает немало примеров подобного  рода.

Обострение конкуренции  в современных условиях связано  с усилением процессов интернационализации  производства, глобальным характером деятельности крупнейших корпораций. В этих условиях господство в той или иной стране монополистической структуры и связанные с этим тенденции к торможению научно-технического прогресса неизбежно приводят к ослаблению позиций данной фирмы (следовательно, и страны в целом) на мировом рынке. Поэтому со стороны государственных структур предпринимаются различные усилия по поддержанию конкурентоспособности различных фирм – крупных производителей на мировом рынке. Как показывает практика, разные страны выбирают при этом различные подходы.

Наибольшего успеха добиваются фирмы, которые функционируют в  условиях конкуренции, постоянно находятся  в поиске, ориентируются на запросы  потребителя, преодолевают в себе консерватизм и инерцию. Роль государственных  централизованных структур сводится не к непосредственному управлению, не к созданию тепличных условий, а к различным формам регулирования  процесса: созданию наиболее благоприятных  условий, поддержке необходимых  соотношений и пропорций, проработке стратегических вопросов функционирования экономической системы в целом.

Ретроспективный анализ развития конкуренции в рыночной экономике  позволяет сделать следующие  выводы.

1. В условиях рыночных  отношений конкуренция необходима  для развития производительных  сил, экономических систем.

2. Конкуренция – это  противовес монополизму, диктату  монополий по отношению к потребителю.  Однако взаимосвязь монополизма и конкуренции не сводится к простому противопоставлению. Их взаимодействие гораздо шире и сложнее: при определенных условиях конкуренция может привести к монополизму и наоборот.

3. В дилемме "монополия  или конкуренция" (в разрешении  ее противоречий) важнейшую роль  приобретает государство. Его  место и результирующее эффективное  воздействие неоднозначны, динамичны  и определяются разными факторами  и условиями.

4. Эффективная роль государства  в рыночной экономике проявляется  не во всеохватывающем и централизованном управлении хозяйствующими субъектами и различными сферами общества (в конечном итоге это приводит к многократно

увеличенному монополизму  и застою), а в выработке механизма, ограничивающего монополию и  развивающего здоровые конкурентные начала, т.е. в разумном регулировании рыночных процессов.

Конечная цель любого предприятия  – достижение определенных результатов  в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка.

 

  1. Конкурентоспособность объектов рыночных отношений

 

Конкурентоспособность –  показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

По мнению П.С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности  как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие  факторы:

− необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;

− универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;

− к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;

− конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений

− сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности [10].

Фаминский И., отмечая дефицит  работ по проблемам конкурентоспособности, методологическим и методическим подходам к анализу этой проблемы, выделяет существенные, на его взгляд, вопросы, связанные с термином "конкурентоспособность":

− многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;

− относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других;

− различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: на уровне товара, предприятия, отрасли и, наконец, уровне национальной экономики в целом [11].

Гельвановский М., Жековская  В., Трофимов И. подчеркивают, что конкурентоспособность  представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В связи с этим можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности – макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, на котором формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные, общехозяйственные и отраслевые преимущества [12].

Андрианов В. предполагает, что синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим  положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно  определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан [13].

Анализ определений конкурентоспособности, позволил выделить ее наиболее важные особенности:

  • конкурентоспособность – это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;
  • задаваемая величина, при создании новой продукции;
  • отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;
  • относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;
  • прогнозируемая, математическая величина.

Конкурентоспособность –  это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг [9]. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Наиболее системно понятие  конкурентоспособности трактуется Л.П. Кураковым: "Конкурентоспособность  – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение" [14].

В настоящее время в  экономической литературе существует достаточно большое количество определений  конкурентоспособности.

В самом общем смысле под  конкурентоспособностью понимается способность  опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности  в настоящее время в экономической  литературе чаще всего определяется:

  • либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности, но не принимается в расчет последующими исследователями;
  • либо особенностями выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природносырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (товарные, отраслевые, региональные, межрегиональные, мировые рынки).

До сих пор в экономической  литературе продолжаются дискуссии  по выбору базовых понятий и уровня конкурентоспособности. Вместе с тем  от однозначного толкования базового уровня конкурентоспособности зависит  и четкое разграничение параметров оценки конкурентных преимуществ и  конкурентоспособности. В зависимости  от уровня конкурентоспособности, выбранного автором для исследования, происходит переход с категории конкурентоспособности  предметов (товар, услуга), объектов (спрос, рынок, факторы производства) в категорию  факторов конкурентных преимуществ (внешних  или внутренних) по уровням управления. Так, при оценке конкурентоспособности государства наличие конкурентоспособной продукции является внутренним конкурентным преимуществом для государства. При оценке конкурентоспособности продукции наличие конкурентоспособного государства является внешним конкурентным преимуществом для предприятия.

Вполне естественно, что  в иерархии понятий конкурентоспособности  базовым является "конкурентоспособность  продукции", которая может рассматриваться  для различных видов товаров (производственно-технического назначения, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.).

Рассмотрим понятие конкурентоспособности  продукции (товаров и услуг).

Товары и услуги – это  средство конкуренции, с помощью  которых предприятия стремятся  завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами – фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить [9], в виде модели (рис. 1).

 

Действие множества субъектов  направлено исключительно на один объект. В модели обозначены зоны, которые  выполняют роль отборочных уровней. Зону тотальной конкуренции достигают  только субъекты, товар (услуга) которых  полностью удовлетворяют потребности  данного сегмента рынка. Товары, не отвечающие требованиям этой группы потребителей, отсеиваются.

Терминология в области  конкурентоспособности объектов не стандартизована. Предпосылкой к определению  понятий в любой области является систематизация. В данном случае ее главным признаком служит объект оценки конкурентоспособности:

− продукция (товары, услуги);

− организация;

− отрасль;

− страна.

Конкурентоспособность продукции  – это способность продукции  отвечать требованиям данного рынка  в рассматриваемый период по сравнению  с аналогом-конкурентом.

В этом определении заложены три отличительных признака: 1) пространство – конкретный рынок (страна, сегмент рынка); 2) период – фиксированный отрезок времени; 3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе "время – пространство".

Оценкой конкурентоспособности  товаров и услуг занимаются различные  субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласится и с таким вариантом: конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя [15].

Для универсальности приведенного определения конкурентоспособности  с позиции субъекта хозяйственной  деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) – коммерческий успех на рынке. Речь идет о таком  критерии, как доход. Коммерческий успех  имеет место при превышении доходов над издержками, т.е. при получении прибыли.

Информация о работе Теоретический анализ понятия конкурентоспособности