Теоретический анализ понятия конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.

Содержание

Введение
Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте
Уровни и формы конкуренции
Конкурентоспособность объектов рыночных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Общий менеджмент.docx

— 195.67 Кб (Скачать)

 

Конкуренция может происходить  на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном [2].

Конкуренция на рынке выступает  в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция  – соперничество между предпринимателями  одной отрасли хозяйства за более  выгодные условия выпуска и сбыта  товаров. Это происходит потому, что  предприятия отрасли существенно  различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря на эти различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравнению цен и прибылей. Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам:

1) число фирм-производителей;

2) различие ("дифференциация") товаров;

3) уровень концентрации (т.е.  удельный вес каждой фирмы  в производстве и реализации  данного товара);

4) способ формирования  цены товара;

5) возможности для появления  новой фирмы на данном рынке;

6) степень информированности  покупателей и продавцов о  ценах и качестве товаров;

7) в какой мере покупка  осуществляется без принуждения.

Можно выделить следующие  виды конкуренции: чистая, монополистическая  и олигополистическая.

Конкуренция чистая: рынок  чистой конкуренции образуют множество  продавцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказывает решающего влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку известно, что покупатель может свободно приобрести любое необходимое количество товара по рыночной цене.

Конкуренция монополистическая: рынок монополистической конкуренции  составляют множество покупателей  и продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Такая  возможность обусловлена способностью продавцов предложить покупателям  различные товары. Изделия могут  отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению, а также  по ассортименту сопутствующих услуг. Покупатели видят эти различия и  готовы платить за товары вплоть до самых высоких цен, фиксируемых на рынке.

Конкуренция олигополистическая: олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувствительных к политике ценообразования  и маркетинговой стратегии. Незначительность количества участников олигополистического  рынка в большей мере обусловлена  жесткими условиями проникновения  на такой рынок. Одно из существующих признаков олигополистического рынка состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на долговременный позитивный результат повышения цен: конкуренты вынудят снизить их.

В зависимости от социально-экономических  отношений, сложившихся в той  или иной стране, можно выделить неодинаковые типы конкуренции.

В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются  несколько типов конкуренции:

    • простых товаропроизводителей;
    • единоличных капиталов;
    • монополий;
    • национальных капиталов;
    • интернациональных капиталов.

Конкуренция, например, между  крестьянами-тружениками и ремесленниками ориентируется на общественную (рыночную) стоимость товара. Те из товаропроизводителей, что затрачивают на единицу продукции больше труда по сравнению с общественно необходимой величиной, разоряются.

Соперничество между капиталистическими предпринимателями ведется ради иной цели – получения большей  прибыли (которая составляет разницу между стоимостью продукции и издержками ее производства – затратами на средства производства и заработную плату).

Несмотря на различия, все  отмеченные типы конкуренции имеют  некоторые одинаковые черты и  общие тенденции. Конкуренция – это поистине "война всех против всех", когда сражение на рынке ведется на три "фронта".

Первый – среди продавцов: все они хотят продать свои продукты подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы  стимулировать покупательский спрос, зато продает больше. С этой целью  иногда даже применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ("бросовым") ценам.

Второй – среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую по сравнению с рыночной цену.

Третий – между "армиями" продавцов и покупателей, стоящих  в отношении уровня цен на противоположных  позициях.

Выигрывает "армия", которая  больше сплочена, и в итоге может  навязать противнику свою цену.

В итоге всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке  устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковыми качествами. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.

Среди конкурентов особенно выделяются смелые предприниматели, которые  нередко рискуют своим имуществом, изобретают и внедряют новинки техники  и технологии, находят более эффективные  формы организации труда и  производства, способы экономного использования производственных ресурсов. Тем самым они прокладывают для всех дорогу к научнотехническому и экономическому прогрессу.

Конкуренция является основным правилом рыночной экономики. Рынок  является открытым и конкурентным, а это значит, что он позволяет  свободно взаимодействовать достаточному числу покупателей и продавцов – конкурентоспособных объектов стоимости.

В Японии считают: "Чтобы  победить в конкурентной борьбе, нужно  найти лучшее в мире, перенять его  и сделать совершеннее, чем это  было раньше". Подобной стратегии  японские предприниматели придерживаются в отношении не только научно-технических новинок, но и организационно-управленческих методов работы, которые изобретаются за рубежом. В Японии, например, наиболее полное воплощение обрели теории "о внутренней мотивации участников производства" и "об участии работников в производстве", рожденные в США.

Таким образом, конкуренция, хотя в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество  экономических субъектов, и наиболее типичными определениями являются [2]:

− состязательность на рынке  в условиях отсутствия монополии;

− состязательные, сопернические  отношения между двумя или  несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся  в виде стремления каждого из них  обойти других в достижении единой цели, получить

более высокий результат;

− конкуренция есть особый вид по замыслу честной экономической  борьбы, в которой при наличии, в принципе, равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая сторона;

− соперничество между  участниками рынка за лучшие условия  производства и реализации продукции.

Проведенный анализ литературных источников, посвященных данной проблеме показывает, что присутствуют три  подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как  состязательность на рынке. Такой подход отражен в отечественной литературе. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход рассматривает конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной  теории морфологии рынка [2].

Как экономическая категория  конкуренция характеризуется предметом, в качестве которого выступает товар  или услуга, посредством которых  фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги. В широком смысле это представляется в виде удовлетворения потребности. Данное понимание приводит к более широкому набору конкурентов – здесь действуют все те, кто так или иначе может удовлетворить данную потребность товаром, услугой или перевести ее в какую-то иную потребность [9].

В роли объекта конкуренции  выступает потребитель и покупатель. Именно в этом качестве они имеют  возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Разделение предмета и объекта конкуренции показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) – с другой. Вследствие указанного разделения различаются методы и приемы конкурентной борьбы, а также их влияние [6].

Конкуренция на рынке выступает, как было отмечено выше, в различных  формах и может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

В первом случае речь идет о  конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и  ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предметной. Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные по требности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства.

Будучи обязательным и  исходным элементом рыночного хозяйства, конкуренция претерпела значительную эволюцию: от свободной и полной в период первоначального накопления капитала до государственно-монополистических образований в период индустриальной революции и "цивилизованной", "добросовестной" конкуренции в современный, постиндустриальный период развития общества.

Свободная конкуренция в  процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также к разорению тех, кто отстает от прогресса в производстве.

Создав определенные экономические  условия, "питательную среду" в  виде небольшого количества наиболее устойчивых и эффективно функционирующих  хозяйственных структур и достигнув определенной критической массы (с точки зрения механизма хозяйствования), конкуренция на определенном этапе развития (на рубеже XX в.) порождает противоположное своей сути явление – монополизм. Своеобразный экономический "маятник" уходит в другую сторону, меняя полюса и приобретая новое качество. В этом проявляется внутреннее противоречие самой конкуренции.

Свободная конкуренция как  способ хозяйствования уступает место  монополизму. Данный переход становится отражением не столько собственных  противоречий в дилемме "конкуренция  – монополия", сколько проявления более фундаментальных процессов  – действия экономических законов  общественного развития: концентрации и специализации производства, законов научно-технического прогресса (НТП), управления и др.

В процессе общественного  развития мелкое производство постепенно вытесняется крупным, централизованное управление занимает все более широкие  сферы деятельности. Сначала планомерная  организация охватывает уровень  основного хозяйственного звена – предприятие, затем планомерное регулирование распространяется на более крупные сферы производства – монополистические объединения. Непосредственные функции управления экономикой берет на себя государство, окончательно централизуя процесс выработки и принятия управленческих решений. Постепенно сфера деятельности государственных структур выходит за рамки чисто производственных процессов и распространяется на экономику в целом, а также на социальную область.

Научно-техническая революция  многократно ускорила процесс возникновения  новых технологий, привела к появлении товаров с качественно новыми потребительскими свойствами и образованию рынков принципиально новой продукции, способствовала быстрому обновлению производства. Все это придало экономике столь недостающие ей в период господства монополии динамизм и гибкость, сделало возможными резкие структурные сдвиги.

Существенные изменения  произошли в характере и содержании труда. Постепенно во все более широких  областях деятельности произошел отказ  от узкофункционального труда, с  преобладающей технической направленностью. Труд становится более творческим, разнообразным, требующим высокой квалификации, принятия быстрых и нестандартных решений.

Процесс управления перемещается с верхних этажей на нижние. Функции  верхних эшелонов управления, в том  числе государственных структур, ограничиваются, а права первичных  хозяйственных звеньев, наоборот, расширяются.

По мере развития этого  процесса все более неэффективными оказываются громоздкие иерархические  управленческие структуры, способствующие консервации монополистических отношений в экономике и препятствующие развитию конкуренции.

Принципиально изменяется положение  малого бизнеса. Из придатка монополистических  структур мелкие и средние предприятия превращаются в их конкурентов, препятствуют консервативной технической политике крупных корпораций.

Информация о работе Теоретический анализ понятия конкурентоспособности