Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:41, контрольная работа
Целью нашей работы является раскрытие сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений.
Введение
Развитие понятия конкуренции в историческом аспекте
Уровни и формы конкуренции
Конкурентоспособность объектов рыночных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы
Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном [2].
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция
– соперничество между
1) число фирм-производителей;
2) различие ("дифференциация") товаров;
3) уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара);
4) способ формирования цены товара;
5) возможности для появления новой фирмы на данном рынке;
6) степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров;
7) в какой мере покупка
осуществляется без
Можно выделить следующие виды конкуренции: чистая, монополистическая и олигополистическая.
Конкуренция чистая: рынок
чистой конкуренции образуют множество
продавцов и покупателей
Конкуренция монополистическая:
рынок монополистической
Конкуренция олигополистическая: олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувствительных к политике ценообразования и маркетинговой стратегии. Незначительность количества участников олигополистического рынка в большей мере обусловлена жесткими условиями проникновения на такой рынок. Одно из существующих признаков олигополистического рынка состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на долговременный позитивный результат повышения цен: конкуренты вынудят снизить их.
В зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы конкуренции.
В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько типов конкуренции:
Конкуренция, например, между
крестьянами-тружениками и
Соперничество между капиталистическими предпринимателями ведется ради иной цели – получения большей прибыли (которая составляет разницу между стоимостью продукции и издержками ее производства – затратами на средства производства и заработную плату).
Несмотря на различия, все отмеченные типы конкуренции имеют некоторые одинаковые черты и общие тенденции. Конкуренция – это поистине "война всех против всех", когда сражение на рынке ведется на три "фронта".
Первый – среди продавцов: все они хотят продать свои продукты подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, зато продает больше. С этой целью иногда даже применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ("бросовым") ценам.
Второй – среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую по сравнению с рыночной цену.
Третий – между "армиями" продавцов и покупателей, стоящих в отношении уровня цен на противоположных позициях.
Выигрывает "армия", которая больше сплочена, и в итоге может навязать противнику свою цену.
В итоге всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковыми качествами. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.
Среди конкурентов особенно
выделяются смелые предприниматели, которые
нередко рискуют своим
Конкуренция является основным правилом рыночной экономики. Рынок является открытым и конкурентным, а это значит, что он позволяет свободно взаимодействовать достаточному числу покупателей и продавцов – конкурентоспособных объектов стоимости.
В Японии считают: "Чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно найти лучшее в мире, перенять его и сделать совершеннее, чем это было раньше". Подобной стратегии японские предприниматели придерживаются в отношении не только научно-технических новинок, но и организационно-управленческих методов работы, которые изобретаются за рубежом. В Японии, например, наиболее полное воплощение обрели теории "о внутренней мотивации участников производства" и "об участии работников в производстве", рожденные в США.
Таким образом, конкуренция,
хотя в различной интерпретации,
но все же определяется как соперничество
экономических субъектов, и наиболее
типичными определениями
− состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
− состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить
более высокий результат;
− конкуренция есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии, в принципе, равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая сторона;
− соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Проведенный анализ литературных
источников, посвященных данной проблеме
показывает, что присутствуют три
подхода к определению
Как экономическая категория
конкуренция характеризуется
В роли объекта конкуренции
выступает потребитель и
Конкуренция на рынке выступает, как было отмечено выше, в различных формах и может быть внутриотраслевой и межотраслевой.
В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предметной. Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные по требности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства.
Будучи обязательным и
исходным элементом рыночного хозяйства,
конкуренция претерпела значительную
эволюцию: от свободной и полной в период
первоначального накопления капитала
до государственно-
Свободная конкуренция в процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также к разорению тех, кто отстает от прогресса в производстве.
Создав определенные экономические условия, "питательную среду" в виде небольшого количества наиболее устойчивых и эффективно функционирующих хозяйственных структур и достигнув определенной критической массы (с точки зрения механизма хозяйствования), конкуренция на определенном этапе развития (на рубеже XX в.) порождает противоположное своей сути явление – монополизм. Своеобразный экономический "маятник" уходит в другую сторону, меняя полюса и приобретая новое качество. В этом проявляется внутреннее противоречие самой конкуренции.
Свободная конкуренция как
способ хозяйствования уступает место
монополизму. Данный переход становится
отражением не столько собственных
противоречий в дилемме "конкуренция
– монополия", сколько проявления
более фундаментальных
В процессе общественного развития мелкое производство постепенно вытесняется крупным, централизованное управление занимает все более широкие сферы деятельности. Сначала планомерная организация охватывает уровень основного хозяйственного звена – предприятие, затем планомерное регулирование распространяется на более крупные сферы производства – монополистические объединения. Непосредственные функции управления экономикой берет на себя государство, окончательно централизуя процесс выработки и принятия управленческих решений. Постепенно сфера деятельности государственных структур выходит за рамки чисто производственных процессов и распространяется на экономику в целом, а также на социальную область.
Научно-техническая революция многократно ускорила процесс возникновения новых технологий, привела к появлении товаров с качественно новыми потребительскими свойствами и образованию рынков принципиально новой продукции, способствовала быстрому обновлению производства. Все это придало экономике столь недостающие ей в период господства монополии динамизм и гибкость, сделало возможными резкие структурные сдвиги.
Существенные изменения
произошли в характере и
Процесс управления перемещается
с верхних этажей на нижние. Функции
верхних эшелонов управления, в том
числе государственных
По мере развития этого процесса все более неэффективными оказываются громоздкие иерархические управленческие структуры, способствующие консервации монополистических отношений в экономике и препятствующие развитию конкуренции.
Принципиально изменяется положение малого бизнеса. Из придатка монополистических структур мелкие и средние предприятия превращаются в их конкурентов, препятствуют консервативной технической политике крупных корпораций.
Информация о работе Теоретический анализ понятия конкурентоспособности