Теоретические основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

1. Природа и сущность управления.
2.Основные категории теории управления: элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.

Работа содержит 1 файл

Muldagaliyeva_Nurgul_Management_Control_work1.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

         

Под организацией производства понимают распределение властных полномочий по разным уровням управленческой иерархии. В процессе работы возникает необходимость  принятия решений, поэтому в организациях право решать некоторые вопросы  отдают конкретным должностным лицам. Это существенно упрощает деятельность, поскольку каждый работник знает, кто должен принимать решение по тому или иному вопросу.

Существует два аспекта организационного процесса:

  1.  Деление организации на  подразделения соответствующие целям и стратегиям.

  2.  Взаимоотношение полномочий, которые связывают высшее руководство  с низшими уровнями работающих  и обеспечивающих возможность  распределения координационных  задач. 

  Средством при помощи, которого  руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование полномочий означает передачу ответственности за выполнение части работы, за которую в целом, тем не менее, продолжает нести ответственность руководитель.

Таким образом, понятие делегирование полномочий включает в себя такие понятия как полномочия и ответственность, без которых оно немыслимо.

Полномочия – это ограниченное организационно-закрепленное право  использовать ресурсы организации  и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.

Ответственность – это обязательство  выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Ответственность определяет круг решаемых задач, полномочия дают все необходимое для их решения.

Делегирование позволяет руководителю передать часть своих задач подчиненным. Это помогает руководителю освободить себя для решения задач, требующих большей значимости, таких, например, как стратегическое планирование и управление.

 

2. Принципы построения  организаций.

 

Формальная и неформальная организация.

Каждая организация, независимо от ее размера, базируется на формально  и точно

определенных взаимоотношениях между  ее членами. Эта формальная структура представлена организационной схемой (структурой). Такая схема содержит некоторую основную информацию об организационной структуре и природе ее функционирования. Она демонстрирует управленческую иерархию, начиная с руководителя: кто отчитывается перед кем и кто за что отвечает. Она показывает основное разделение работы: каким образом организация делится на отделы и другие подразделения. А также она показывает, какую именно работу осуществляет каждое подразделение и каким образом эта работа входит в выполнение общей миссии корпорации. Формальные организационные структуры есть нечто большее, чем просто квадратики на схеме. Они устанавливают отношения власти и области ответственности за принятое решение и выполнение. Они устанавливают порядок прохождения информационных потоков для прямых и обратных связей управления.

Даже при таких формализованных структурах в любой организации неизбежны споры о полномочиях и расстройства в коммуникациях. Но без таких структур эти проблемы могут серьезно осложнить протекание дела и отвлечь внимание управляющих от более важных и сложных вопросов.  Как только на предприятии начинают действовать люди, появляются разрывы между тем, что должно быть, и тем, что происходит в действительности.

Неформальная структура организации не менее реальна, чем формальная, и руководитель, который хочет добиться успеха, должен научиться управлять и ею. Каждый, кто когда-либо имел дело с секретаршей, ревниво оберегающей время своего босса, знает, кому принадлежит реальная власть в каждодневной жизни. Возможно, секретарь является незаметным квадратиком управленческой структуры, но без него ваш собственный квадратик может работать гораздо хуже, чем вы планировали.

Неформальная структура  часто поддерживает и усиливает  формальную. Например,

она имеет тенденцию  открывать более продуктивные каналы коммуникаций, чем это

возможно в официальной иерархии. Естественно, что многие ищут и находят в ней тех, с кем они чувствуют себя более свободно, если у них есть вопросы или нужен совет. Она также дает работникам чувство идентификации и определенного положения, удовлетворяющее их социальные потребности, предлагает групповую поддержку и защиту. В то же время неформальные структуры представляют потенциальную угрозу, если выпустить их из рук. Это происходит потому, что они возникают помимо официальной системы власти, они действуют не всегда в соответствии с интересами организации. противодействуя некоторым управленческим решениям (например, о реорганизации отдела или повышении ответственности за работу), они могут оказывать сопротивление необходимым изменениям. Они могут отвлекать внимание управляющих от более важных вещей. Кроме того, каждому известно, что необоснованные слухи в организации могут сильно подорвать ее моральный и управленческий кредит.

Классические принципы организации                   

Вильям Дж.Скотт идентифицирует четыре основных фактора, на которых строится классическая организация:

1.   разделение труда,  или специализация;

2.   скалярные (линейные) и функциональные процессы, или  цепочка команд;

3.   диапазон контроля, или диапазон управления;

4.   структура.

Некоторые организации изменили свою работу, опираясь на эту критику теории

разделения труда. Во многих случаях более эффективными оказались расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и участие в управлении.

Расширение  зоны труда - идея, прямо противоположная разделению труда. Она представляет собой попытку так структурировать различные задания, чтобы работник имел возможность выполнять разные операции. За счет снижения утомляемости растет производительность труда, хотя такой подход и требует более высокого уровня обученности работника

Должностная ротация - процесс перемещения отдельного человека от одной должностной позиции к другой. Периодической сменой работы можно уменьшить скуку

и потерю интереса. Рабочие  также получают возможность составить  более полное представление о значении каждой работы для общего результата. Также  позволяет управлению выбрать наилучшее время для перевода работников.

Организационная схема - это скелет организации. Жить с одним скелетом никто не хочет, но каждый признает его важность в поддержании и придаче формы телу. Организационные схемы используются широко и предназначаются для установления принципов работы в организации. Это способ понять взаимосвязи, от которых зависит прогресс в организации. Схемы должны придерживаться развития событий и становится чем-то большим, чем бумажная фантазия управляющих. Если схема предназначена для того, чтобы сделать более наглядными некоторые достижения, эта цель должна быть в ней отражена. Организационная схема и истинное состояние должны быть идентичны, в противном случае что-либо одно из них необходимо изменить.

Делегирование - одно из самых необходимых и подчас неправильно осуществляемых действий управляющих в линейной структуре. Управляющий не может

и не должен знать каждую работу, за которую он несет ответственность.

Управляющий делегирует обязанности, устанавливает ответственность (но никогда

не ответственность  за конечный результат) и обеспечивает права. Обязанности определяют, что работник должен делать. Ответственность есть обязательство давать отчет за выполнение работы. Права дают возможность работнику действовать официальным путем в сфере делегированного. Теодор Рузвельт однажды сказал: "Лучший руководитель - это тот, у кого достаточно здравого смысла, чтобы найти подходящих людей, способных сделать то, что он хочет, и достаточно самообладания, чтобы не вмешиваться, когда они это делают."

Диапазон контроля. Диапазон (норма) контроля или диапазон (норма) управляемости, руководства - это количество непосредственно подчиненных у одного руководителя. Классическая теория устанавливает предел или норму, поскольку каждый руководитель обладает ограниченными знаниями, и т.д. Самое простое определение организации - процесс, при котором люди работают друг с другом для достижения общих целей. В этом определении предполагается наличие четырех составляющих его понятий:ряда людей, необходимых для того, что никто не сможет сделать в одиночку (иногда это называется синергией), того, что они должны работать вместе для объединения способностей и умений, разделения труда между группами людей в соответствии с их интересами и способностями и единства цели, которое направляет их индивидуальные усилия.

 

3. Типы организационных  структур и их характеристика.

 

Под организационной  структурой управления понимается упорядоченная совокупность звеньев управления и связей между ними. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементами организационной структуры являются  службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции. В свою очередь, между подразделениями существуют определённые связи. Они подразделяются на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи  носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их главное  предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих проблем. Они имеют ряд важных преимуществ: экономят время, повышают качество взаимодействия, развивают у руководителей самостоятельность, инициативность. Они обычно не формализуются в ходе проектирования организации и устанавливаются чаще всего на неформальной основе при использовании метода установления прямых контактов между теми, кто имеет отношение к проблеме.

           Вертикальные связи – это связи  подчинения, объединяющие высшие  и низшие уровни организации. Необходимость в вертикальных связях возникает при иерархичности управления. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. Но при этом замедляется коммуникационный процесс, возникает опасность искажения информации и замедления процессов принятия управленческих решений.

На сегодняшний день выделяют следующие виды организационных структур:

1. Линейная организационная  структура.

Является наиболее приемлемой для простых форм производства. Отличительными чертами этой структуры является прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Линейная организационная структура характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из одних линейных звеньев и обладает тем преимуществом, что здесь соблюдается принцип единоначалия, простота и чёткость связей в уровнях иерархии.

Данная структура обладает рядом недостатков, основным из которых  является необходимость для руководителя обладать разносторонними знаниями по всем направлениям деятельности в условиях отсутствия специалистов по отдельным управленческим функциям.

2. Функциональная организационная  структура.

Используется так же, как и линейная организационная  структура, в композиции крупных систем управления и в тех ситуациях, когда особенно важным является профессиональный анализ проблем и разработка вариантов управленческих решений.

Возможно ее использование  в предприятиях и фирмах малого бизнеса, но в современных условиях она практически не используется.

Главным недостатком  является переплетение функциональных связей, множественность подчиненности, и как следствие, нарушение единства распорядительства и ответственности.

3. Линейно-функциональная  организационная структура.

Линейно-функциональная организационная структура характеризуется разделением деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессах управления. В современных условиях данная система наиболее часто применяется в организациях.

4. Штабная организационная структура.

Ее особенностью является выделение всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством – звеном функционально-линейного типа. Полномочия этого звена, как правило, ограничены только условиями управления функциональными звеньями, но не распространяются на нижестоящие линейные звенья.

Эта система менеджмента  удачно ориентирована на решение  комплексных проблем, согласование решений многофункционального типа, благоприятную организацию работы функциональных звеньев. Но при увеличивающихся объемах функциональной деятельности и при расширении масштабов управления штабы могут вырастать в параллельную структуру и, тем самым, возникает опасность потери необходимых связей функционального и линейного блоков организационной структуры.

5. Сложная линейно-функциональная  система менеджмента (линейно-функциональная  система с блочной дифференциацией  функциональных звеньев).

В этой системе вводятся звенья линейно-функционального типа (заместители руководителя по комплексу функций), и по этим блокам проводится дифференциация функциональных звеньев.

Такая система управления наблюдается в крупных фирмах или предприятиях. Но в условиях диверсификации производства или управления научно - производственными комплексами она становится консервативной и громоздкой, усложняются процессы координации деятельности, затрудняется оперативное управление.

6. Матричная организационная  структура.

Ее особенность заключается  в дифференциации связей линейной и  функциональной подчиненности, что  делает структуру адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала профессионализма и во временной организации ее функционирования.

Матричные ОС имеют большое  распространение в управлении современными крупными фирмами, особенно транснациональными.

 

 

Представить в схематичной  форме организационную структуру  Вашей организации. Определив достоинства  и недостатки организационной структуры в вашей организации

Информация о работе Теоретические основы управления