Теоретические основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

1. Природа и сущность управления.
2.Основные категории теории управления: элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.

Работа содержит 1 файл

Muldagaliyeva_Nurgul_Management_Control_work1.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

                   МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

 

Центр Дистанционного Образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет:

Менеджмент

 

Контрольная работа № 1

 

 

Слушатель:

Мулдагалиева Нургуль Исатаевна

 

Специальность, группа

Менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Алматы 2012

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

 

Тема: Теоретические основы управления.

 

1. Природа и сущность управления.

2.Основные категории теории  управления: элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.

 

 

Тема: Организация как  система.

 

1. Концепция жизненного цикла  организации: основные фазы.

2. Внутренняя среда организации.

3. Внешняя среда организации

 

 

Тема: Формы организации  в системе менеджмента

 

1. Понятие и значение организации в менеджменте.

2. Принципы построения организаций.

3. Типы организационных структур  и их характеристика.

 

Представить в схематичной  форме организационную структуру  Вашей организации. Определив достоинства  и недостатки организационной структуры в вашей организации

 

 

 

Тема: Мотивация деятельности.

 

1. Мотивация: понятие, сущность. Мотивационный процесс.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации

 

Рассмотрите мотивационную  политику Вашей организации, выделив при этом основные формы стимулирования персонала.

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

Тема: Теоретические основы управления.

 

1. Природа и сущность управления.

 

Термин «менеджмент» имеет американское происхождение и переводится  на русский язык как «руководство». На практике термином менеджмент характеризуется преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле менеджмент является менее емким, чем понятие управление. Поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие управление. И тем не мнением термин менеджмент в литературе трактуется широко. Определение менеджмент можно трактовать как:

-процесс управления хозяйственной деятельностью организации;

- процесс управления производством  (продажей) товара или слуг;

- функции управления организацией;

-персонал (аппарат) управления  организацией;

Менеджмент в аспекте исторического развития человеческого общества в целом, то его следует понимать и как искусство управления, и как науку управления.

Функциональный аспект менеджмента  предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: целепологание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ.

Посредствам выполнения этих функций  менеджеры обеспечивают условия  и организуют эффективное использование  труда, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.

Чтобы обеспечить условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара и услуг, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целевой организации являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами.

Менеджеры в организации взаимодействуют  между собой посредствам вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган- аппарат управления.

Когда говорят о менеджере, то, как правило, имеют в виду менеджера-профессионала, прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпорации. Менеджмент — это умение достигать поставленных целен, используя труд, интеллект и мотивы поведения других люден.

Хотя возникновение менеджмента  относят к концу XIX века, роль его была осознана только в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний— самостоятельной дисциплиной, а социальный слой менеджеров превратился во влиятельную общественную силу. В связи с возросшей ролью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрастает с появлением корпораций-гигантов, которые обладают огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей.

Не следует забывать и о малом бизнесе. В зрелой рыночной экономике это 95 % всех фирм, а для большинства населения — это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного менеджмента.

Роль менеджмента предприятия  сложно переоценить. Успешная деятельности на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизмов эффективной работы. Благополучие организации — это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.

Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей. А чтобы это было именно так, руководство предприятия должно заниматься рыночными исследованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей; хорошо знать своих конкурентов, ибо именно они задают те параметры, которые необходимо превзойти. Рынок очень подвижен, он все время меняется, следовательно, менеджмент должен обеспечить быстрое реагирование фирмы на псе рыночные изменения. Общая задача менеджмента разворачивается и конкретные задачи, одной из которых выступает обеспечение маркетинга.

Еще одной конкретной задачей является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и все изменения к работе предприятия в лучшую сторону,

Важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента— организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту; повышать эффективность труда служащих.

Основная задача менеджмента — сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

 

2.Основные категории  теории управления: элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.

 

Теорию управления принято рассматривать  как комплексную науку или  научное направление, опирающееся  на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью  проблемы управления и многоаспектностью  управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических, организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления ориентирована на решение практических задач.

Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.

Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности – методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

Принципы управления. В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становятся принципами. Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п. (например, японская и американская модели менеджмента).

Принципы управления можно  разделить на:

-общие для всех видов управления;

-относящиеся ко всем компонентам системы управления;

-специфические для управления конкретным предприятием;

-относящиеся к отдельным частям системы управления.

Нельзя считать какие-то принципы главными, основными, другие второстепенными.

Любая организационно-экономическая  система как совокупность производства и управления создается для достижения определенных целей. Структуру и состав любой системы можно определить только после определения целей и содержания процессов и средств, необходимых для достижения целей. Выполнение принципов управления предприятием способствует достижению поставленных перед организацией целей.

Технология управления – это приемы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.

Предмет менеджмента как система  отношений с подчиненными и клиентурой проявляется в общем предмете управленческого труда – информации, обеспечивающей принятие управленческих решений. Поэтому по отношению к предмету труда технологией управления являются совокупность и последовательность способов работы с информацией при осуществлении функций управления.

Процесс управления, как и процесс  производства, непрерывный, но с целью  его изучения выделяются этапы, связанные  с формированием и принятием  решений, руководство исполнением  решений, контроль.

Для субъекта управления информация – не только предмет труда, но одновременно и средства (знание, опыт) и продукт труда (управленческое решение).

Для обеспечения непрерывности  производства и управления должна быть выработана соответствующая технология управления. Чтобы своевременно принимать необходимые решения, фирма должна одновременно осуществлять эффективное управление производством реализуемых товаров и вырабатывать стратегию на будущее. Функции стратегического менеджмента должны сочетаться с функциями оперативного управления.

Эффективность технологии управления можно определить степенью управляемости  фирмы в целом и ее подразделений  и процессов. Управляемость предприятия  определяется организационной структурой системы управления и организацией в ней информационных потоков.

Технология управления должна учитывать  время управленческих циклов и их рациональное взаимодействие с производственными  циклами и жизненными циклами  товаров.

Функции управления. Функция (дословно – действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.

В любом виде управленческой деятельности можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функцией менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.

Функции управления можно условно  разделить на общие и специальные. Анализ теоретических работ по управлению свидетельствует, что классификации функций управления не различаются существенно, так как каждый перечень функций можно вывести из другого перечня, разделив или объединив какие-либо функции, при этом фактическое содержание управленческого труда не изменится. Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы: планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль и координация. Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.

Перечень функций расширяется  по мере усложнения производства и  управления. В современных системах управления каждая из функций управления выполняется, как правило, коллективно, поэтому естественно выделение  функций, отражающих разделение труда: учет, анализ, прогнозирование, регулирование и др.

Разделение труда в производстве обусловило появление специальных  функций управления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Каждая производственная функция и все  они вместе взятые требуют управления. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления.

В каждой специальной функции можно  выделить общие функции управления, или типовые элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организация, мотивация (активизация и стимулирование работы); учет и анализ, контроль.

Функции управления выполняются в  рамках определенной структуры системы  управления. Поэтому целесообразно  рассмотреть эту категорию.

В терминологии по структурам систем управления нет единообразия. Если любое предприятие считать организационно-экономической  системой, состоящей из производства и системы управления, то применяют  термин «структура системы управления». При этом под системой управления понимается совокупность органов управления, реализующая методы, технику и технологию управления и связи между элементами системы.

Информация о работе Теоретические основы управления