Теоретические основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

1. Природа и сущность управления.
2.Основные категории теории управления: элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.

Работа содержит 1 файл

Muldagaliyeva_Nurgul_Management_Control_work1.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Потребности — это внутреннее состояние  психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо. Многие люди имеют потребность к власти и  влиянию, но это может долгое время  не проявляться, пока не будут удовлетворены их основные потребности. Организация должна создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к достижению целей организации.

Ожидания. Люди, основываясь на прошлом  опыте и оценке текущей ситуации, формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на поведение.

Восприятие значительно влияет на ожидания и поведение. Для практических целей можно определить восприятие как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Если руководство хочет, чтобы работники стремились к достижению цели организации, оно должно доказать работникам, что желаемое поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей.

Отношение можно определить как  то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или любым проявлениям окружающей среды. Отношения формируют необъективное восприятие среды и тем самым влияют на поведение.

Ценности — это общие убеждения, вера в то, что хорошо и что  плохо или что безразлично. Ценность предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом. Ценности, как и многие другие индивидуальные черты, приобретаются посредством обучения. Каждая организация сознательно или несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей. Эта система составляет организационную культуру или нравственный облик организации. Организация стремится иметь свою собственную мораль и обычаи.

Влияние среды на личность и поведение.

Личность и среда. Личность — это сочетание стабильных характеристик человека. По определениям социальных психологов, личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведения, которые отражают уникальный характер приспособления конкретного человека к окружающей среде.

Личностные факторы и внешнее  окружение, действуя совместно, определяют поведение личности, причем часто  ситуация имеет все же большее  влияние на это поведение, чем  свойства личности.

Эти выводы имеют очень большое  значение, потому что они указывают на важность создания такой окружающей обстановки на работе, которая бы поддерживала тип поведения, желательный для организации.

Руководители должны совершенствовать свои способности направлять поведение  работников таким образом, чтобы  добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.

Рабочая среда — это совокупность всех внутренних факторов, которые  с помощью процесса управления формируются применительно к потребностям организации. В число этих факторов входят бесчисленные потенциальные вариации каждого, при этом все факторы взаимосвязаны и меняются во времени, что делает рабочую среду в организации чрезвычайно сложной.

Группы и управленческое лидерство. Группы могут оказывать влияние  на поведение конкретных людей. Благодаря  многочисленным возможностям социального  взаимодействия, группы формируются  спонтанно. Сама по себе организация  и ее подразделения по определению тоже являются группами. Члены группы формируют разделяемые ими установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы.

Нормой называются стандарты поведения, признаваемые приемлемыми в данных условиях. Чем в большей степени человек ценит свою принадлежность к группе, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами, которые могут

способствовать или противодействовать достижению формальных целей организации.

Лидерство. Чтобы быть эффективным менеджером, необходимо быть эффективным лидером. Лидерство — это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. В условиях организации важен стиль лидерства, стиль руководства, который отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, самооценку и личность. Эффективность конкретного стиля зависит от ситуации, определяемой содержанием работ и индивидуальными характеристиками подчиненных.

Системная модель внутренних факторов — это модель взаимоотношения внутренних факторов: целей, структуры, задач, технологии и людей.

Социотехнические подсистемы в  совокупности и взаимодействии составляют внутреннюю среду организации. Внутренние факторы обычно называют социотехническими  подсистемами, потому что они имеют социальный компонент — людей и технический компонент — другие внутренние факторы. При подготовке управленческих решений необходимо рассматривать и учитывать социальную структуру одновременно с технической структурой, а также учитывать индивидуальное и групповое поведение; только так можно достичь поставленных целей.

 

3. Внешняя среда организации

Значение внешней среды. В 1974 г., в преддверии мирового экономического кризиса американский экономист  Э. Элбинг писал: «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации».

Характеристика внешней среды

Взаимосвязанность факторов внешней  среды — это силы, с которыми одни факторы воздействуют на другие факторы. Так же как изменение  любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Сложность внешней среды — это  многочисленность факторов, на которые  организация обязана реагировать, а также высокий уровень изменчивости каждого фактора. В числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, — давление государственных актов, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения

Неопределенность внешней среды  является функцией количества информации, которой располагает организация о конкретном факторе, и функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надежная информация. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

 

Внешняя среда организации

 

Поставщики. С позиций системного подхода организация — это  механизм преобразования «входов» в  «выходы». Основные разновидности входов — рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, — это яркий пример прямого воздействия среды на операции организации. Изменчивость качества и цен ресурсов создает проблемы для организации.

Материалы. Некоторые организации  зависят от непрерывного притока  материалов. Примерами могут быть машиностроительные, торговые предприятия. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать  большие трудности для таких организаций.

Капитал. Для роста и процветания  предприятию нужны «поставщики» капитала. К потенциальным инвесторам относятся, например, банки, инвестиционные и кредитные программы федерального правительства и местных властей, акционеры, частные лица, покупающие облигации акционерных обществ. 

Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение  персоналом нужных специальностей и  квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением  поставленных целей. Люди, способные  эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, — главный ресурс, обеспечивающий эффективность и результативность организации.

Законы и государственная власть. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь частным  предприятием, хозяйственным товариществом или некоммерческой организацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Государственные органы. Организации  обязаны соблюдать не только федеральные  и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона..

Потребители. Подлинная цель предпринимательской деятельности — создавать потребителя. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя и удовлетворять его запросы.

Конкуренты представляют собой  важнейший внешний фактор. Руководство  каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как и конкуренты, то предприятие просуществует недолго. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Предприятия ведут конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

 

Внешняя среда косвенного действия.

 

Технология является одновременно внутренней переменной внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и реализации продуктов, скорость устаревания продукта, на то, как собирают, хранят и распределяют информацию, на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

«Технология» — это процессы, методы, технические средства осуществления любых производственных, обслуживающих, творческих видов деятельности на предприятии.

Состояние экономики. Руководство  должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Социокультурные факторы, в числе  которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также  влияют на организацию. Исследования показывают, что установки, жизненные ценности и традиции людей со временем изменяются.

Изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают положительным в деятельности организации. Это особенно важно для менеджеров применительно к их функции — мотивации людей с учетом целей организации. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности предприятия, поскольку они определяют вкусы потребителей. Организации должны быть в состоянии прогнозировать изменение ожиданий общества и удовлетворять их более эффективно, чем конкуренты.

Политические факторы имеют для руководителей особое значение. Один из них — настроение органов власти и управления, судебных органов в отношении предпринимательства.

Большое значение для предприятий  имеет фактор политической стабильности, поскольку политические изменения могут привести к ограничению прав собственности иностранцев и даже к национализации иностранной собственности, к установлению специальных пошлин на импорт. Политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.

Отношения с местным населением. Для большинства организаций  отношение местного населения имеет  первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Политический климат благоприятствует предпринимательству, составляющему основу притока средств местного бюджета. Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным населением, в среде которого функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ, благотворительной деятельности или поддержке молодых талантов.

 

Тема: Формы организации  в системе менеджмента

 

1. Понятие и значение  организации в менеджменте.

 

Организация — это процесс создания структуры предприятия, который  дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Сущность  данной функции состоит  в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми  элементами управляемой системы.

Значение организации заключается  в создании необходимых условий  для реализации поставленных целей. Функция организации – это  те задачи, которые должен выполнять менеджер в процессе работы, то есть:

- формирование, или уточнение структуры организации;

- определение способов управления;

- установление параметров организации, режимов работы ее подразделений и отношений      между ними;

- обеспечение организации необходимыми  ресурсами;

- создание внутренней культуры 

 Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.                                                                                Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Информация о работе Теоретические основы управления