Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы очевидна. В настоящее время любая фирма стремится получить прибыль. Одним участникам рынка достижение указанной цели в той или иной мере удается, а другим -- нет. Таковы реалии нашей жизни, поэтому фирме необходимо выбрать такую стратегическую позицию, что бы добиться основной цели.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора стратегических позиций в конкуренции, и проведении анализа на примере предприятия ОАО "Горизонт".

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы выбора стратегических позиций в конкуренции...............................................................................................................6
1.1 Сущность конкуренции........................................................................................6
1.2 Стратегическое управление конкурентными позициями и действиями......13
Глава 2. Анализ выбора стратегических позиций предприятия ОАО "ГОРИЗОНТ"..........................................................................................................23
2.1 Характеристика ОАО "ГОРИЗОНТ"................................................................23
2.2 Анализ деятельности ОАО "ГОРИЗОНТ".......................................................26
Глава 3. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО"ГОРИЗОНТ"...........................................................................32
Заключение..............................................................................................................38
Библиографический список.................................................................................40

Работа содержит 1 файл

курсач по см 1.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

 

 

Анализируя  приведенную информацию следует  отметить, что положение ОАО "Горизонт" в основном характеризуют графы 3,4 и 5. руководству предприятия следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке. Очень беспокоит проблема платежеспособности и финансового состояния. Предприятие получало кредиты у государства, но они, как правило, расходовались нерационально. Качество выпускаемой продукции претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с использованием импортных комплектующих, что приводит к его улучшению. Однако по сравнению с основными конкурентами все же оно оставляет желать лучшего, подтверждением чего является большое число возврата продукции, следовало бы также обратить внимание на организационно-управленческие факторы. Из-за необоснованного количества управленческого персонала возникают проблемы нерационального использования денежных ресурсов и отсутствия четкости разделения полномочий и функций в аппарате управления. Регион сбыта продукции ограничен (страны СНГ), в то время как изделия лидирующих фирм пользуется спросом почти во всех странах мира.

В целом в  результате сопоставления сильных  и слабых сторон нашего предприятия с конкурентами становится очевидна необходимость улучшения работы по ряду направлений таких, как управление предприятием, ассортиментом, работа с дилерами, повышение качества продукции, а также уделять большое внимание изучению рынка и разработке маркетинговых стратегий.

Так, если продукция  предприятия способна конкурировать  по цене, то надо позаботиться о выравнивании всех остальных параметров по имеющимся  стандартам. Конечно, лучше было бы найти и выделить для потребителя (прежде всего с помощью рекламы) еще какие-нибудь параметры изделия, выгодно характеризующие его в сравнении с имеющимися аналогами.

Также следует  обратить внимание на маркетинговую  политику фирм" конкурентов. Например, в последнее время основной конкурент  ОАО "Горизонт" на белорусском рынке ПО "Витязь" довольно активно рекламирует свою продукцию как на телевидении, так и в средствах массовой информации. Кроме того, оно увеличило гарантийный срок на свои телевизоры с 25 месяцев до 30 месяцев, в то время как гарантийный срок на телевизоры "Горизонт" по-прежнему 25 месяцев. Это большое упущение в политике, проводимой ОАО "Горизонт" так как даже рядовой потребитель не разбирающийся, скажем, в технических параметрах, скорее купит тот телевизор, гарантийный срок которого больше, а это отрицательно скажется на конкурентоспособности телевизоров ОАО "Горизонт".

Также, бесспорным является развитие такого направления  повышения конкурентоспособности  товара как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией телевизоров, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5-2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве. Более того можно проводить такую политику в соответствии с которой завод гарантирует поставку запасных частей к продаваемым телевизорам в течение определенного более или менее длительного срока, после снятия их с производства.

В течение 2004.г. в рамках выполнения отраслевой программы "Качество" ПО "ГОРИЗОНТ" на 2004 г. выполнен большой объем работ по повышению качества телевизоров цветного изображения. Это позволило достичь следующих результатов по основным качественным показателям телевизоров:

обеспечивается реализация государственной научно-технической программы "Телевидение" в части, касающейся ПО "ГОРИЗОНТ";

удельный  вес новой продукции в течение 2-х лет с начала освоения в  общем объёме производства ПО "ГОРИЗОНТ" составил 78,8 %;

наработка на отказ по результатам производственного контроля надёжности составила 12585 час.;

уровень отказов  телевизоров в гарантийный период составил 1,06%;

уровень отказов  на прогоне и в секции УП "ТД ГОРИЗОНТ" составил 1,38%;

Повышение технического уровня и качества изготавливаемой продукции , а так же проведение рекламных мероприятий позволило существенно увеличить объем экспорта в Российскую Федерацию.

Основная  продукция - телевизоры цветного изображения  сертифицированы на соответствие требованиям  по безопасности и ЭМС.

В 2005 году планируется:

Обеспечить  с целью сертификации в Российской Федерации соответствие разрабатываемых  и серийно выпускаемых телевизоров  требованиям вновь введённых  ГОСТ Р по ЭМС и безопасности.

Обеспечить  организацию проведения комиссией  БелГИМ инспекционного контроля СМК ПО "ГОРИЗОНТ" в составе РУП "ЗАВОД ГОРИЗОНТ", НИ РУП "ИЦТ", РУП "КСТ" на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

Обеспечить  подготовку отзывов (предложений) о  проектах государственных стандартов.

Обеспечить  обновление, пополнение и актуализацию фонда нормативных документов.

Обеспечить  обучение вновь принятого персонала  основам МС ИСО семейства 9000 и  СМК ПО "ГОРИЗОНТ".

Обеспечить  проведение оценки удовлетворенности  потребителей по результатам анкетирования  на выставках, при сервисном обслуживании.

С целью увеличения надежности телевизоров модернизировать  строчную развертку и источник питания.

При заключении контрактов на поставки ПКИ и материалов вносить в раздел "Качество" порядок рекламации и утилизации ПКИ, отказавших по вине поставщика.

Внедрить  в производство новые внешние  виды телевизоров: 54/20, 54/7, 54/21.

Внедрить  в серийное производство технологический  процесс SMD-монтажа.

Обеспечить  обновление парка рабочих средств  измерений до 5%.

Обеспечить  оценку и рассмотрение на заседаниях ДОК результатов функционирования процессов СМК.

Расширить область  аккредитации испытательного центра по

ГОСТ Р  МЭК 60065-2000 с последующими дооснащением необходимыми приборами и приспособлениями.

При проектировании будет продолжена разработка и освоение цветных телевизоров с расширенными функциональными возможностями и потребительскими характеристиками.

Выполнение  поставленных задач предполагается достигнуть за счет планирования технико-экономических  показателей качества подразделениям объединения, рассмотрения их выполнения на заседаниях ДОК у генерального директора и на ПДКК у главного инженера объединения. Положениями о премировании за основные результаты труда рабочих и основные результаты производственно-хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предусмотрена зависимость размера премиальной оплаты труда от выполнения качественных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Каждое предприятие  выбирает определенную рыночную стратегию  и использует ее в своей деятельности для получения преимуществ над конкурентами. Для оценки результатов использования выбранной рыночной стратегии необходимо периодическое проведение анализа конкурентоспособности предприятия и особенно в его рамках анализа конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая - связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Для завоевания конкурентного преимущества на рынке  предприятию необходимо учитывать  ряд составляющих конкурентоспособности:

- Качество продукции и услуг;

- Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

- Уровень квалификации персонала и менеджмента;

- Технологический уровень производства;

- Налоговая среда, в которой действует предприятие;

- Доступность источников финансирования.7

Конкурентоспособность самой фирмы можно частично определить с помощью экономических и финансовых показателей, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность. Вся деятельность предприятия осуществляется с учетом состояния рынка. В современных условиях, когда для фирм первостепенной проблемой становится обеспечение сбыта готовой продукции, использование концепции маркетинга единственно возможный путь создания условий для роста производства товаров. Благодаря ей может быть достигнуто увеличение прибыли, что является основой для дальнейшего развития и основной целью деятельности организации.

Таким образом, опираясь на проведённый анализ, можно  констатировать следующее: использование  конкурентных стратегий позволяет  предприятию выбрать оптимальные  условия развития предприятия в соответствии со сложившимися состоянием внешней среды для получения устойчивой конкурентной позиции предприятия. Каждая исследуемая конкурентная позиция, разработанная на основе обширной теоретичной и экспериментальной базе, по своему уникальна и неповторима, так же как уникально каждое исследуемое предприятие и неповторимо сочетание факторов внешней среды, оказывающих влияние на предприятие и его конкурентную позицию на рынке. Поэтому для каждого предприятия на разных участках времени необходимо выбирать соответствующие, индивидуальные конкурентные стратегии.

Так как внешняя  среда динамична, и возможности, на которые ориентирована конкурентная стратегия, не вечны, отсутствие необходимых  ресурсов в нужный момент времени  может привести к тому, что предприятие не сможет реализовать сформированную ранее конкурентную стратегию, даже если она была очень хорошо разработана, и сохранить устойчивую конкурентную позицию на рынке. Поэтому для того, чтобы достичь поставленных стратегических целей, на предприятии постоянно должен осуществляться процесс диагностики соответствия конкурентной стратегии состоянию внешней среды для её корректировки.

 

 

Библиографический список

1. Крылов А.В.  Менеджмент в России и за  рубежом №4 2008

2. Стратегический  менеджмент / Под ред. Петрова А. НЗАО Издательский дом Питер, 2005

3. А.П. Романов,  И.А. Жариков. Стратегический менеджмент : учебное пособие /- Тамбов : Изд-во  Тамб. 2006

4. Мыльник  В.В Стратегический менеджмент . НЗАО Издательский дом Питер  2003

5. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2006

6. Хмиль Т.М., Василик С.К., Шишмарева Л.О. Стратегический  менеджмент: Учеб. пособие. - Х.: ИД "ИНЖЭК", 2004. - 136с.

7. Юданов А.Ю.  Конкуренция - М.: Экономика, 2006

8. Шинкаренко  В.Г., Бондаренко А.С. Управление  конкурентоспособностью предприятия. - Х.: ИД "ИНЖЭК" 2005

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарика, 2005г.

10. Томпсон-мл. Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа.— Москва: Издательский дом «Вильямс», 2002г.

11. Фатхутдинов Р.А.Стратегический менеджмент: Учебник / - М.: Дело, 2005. - 448 с.

12. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента / Г.Г.Лигинчук. - М.: МИЭМП, 2009. - 115 с.

13. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

14. http://bizkiev.com/content/view/743/634/

15. http://www.cfin.ru/management/strategy/plan/competitive_advantages.shtml

16. http:// www.ereport.ru

17. http://horizont-group.com/ru/

1 Шинкаренко В.Г., Бондаренко А.С. Управление конкурентоспособностью предприятия. - Х.: ИД «ИНЖЭК» 2005 -50

2 Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2004-44

3 Юданов А.Ю. Конкуренция - М.: Экономика, 2006-77

4 Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

5 Хмиль Т.М., Василик С.К., Шишмарева Л.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - Х.: ИД «ИНЖЭК», 2004. - 136с..

6 http://horizont-group.com/ru/

7 Шинкаренко В.Г., Бондаренко А.С. Управление конкурентоспособностью предприятия. - Х.: ИД "ИНЖЭК" 2005




Информация о работе Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью на предприятии