Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы очевидна. В настоящее время любая фирма стремится получить прибыль. Одним участникам рынка достижение указанной цели в той или иной мере удается, а другим -- нет. Таковы реалии нашей жизни, поэтому фирме необходимо выбрать такую стратегическую позицию, что бы добиться основной цели.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора стратегических позиций в конкуренции, и проведении анализа на примере предприятия ОАО "Горизонт".

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы выбора стратегических позиций в конкуренции...............................................................................................................6
1.1 Сущность конкуренции........................................................................................6
1.2 Стратегическое управление конкурентными позициями и действиями......13
Глава 2. Анализ выбора стратегических позиций предприятия ОАО "ГОРИЗОНТ"..........................................................................................................23
2.1 Характеристика ОАО "ГОРИЗОНТ"................................................................23
2.2 Анализ деятельности ОАО "ГОРИЗОНТ".......................................................26
Глава 3. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО"ГОРИЗОНТ"...........................................................................32
Заключение..............................................................................................................38
Библиографический список.................................................................................40

Работа содержит 1 файл

курсач по см 1.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Размеры телевизионного экрана имеют большой диапазон. За рубежом осуществляется массовый выпуск телевизоров с размерами экрана 11 см, 16 см, 37 см, 42 см, 51 см, 61 см, 63 см, 70 см, 82 см. Производятся различные и по внешнему оформлению телевизоры от самых дорогих в корпусах из ценных пород дерева до очень дешевых пластмассовых, переносные и стационарные телевизоры.

За 2003 г. объединение  выпустило 246217 телевизоров, прирост  по сравнению с 2002 годом составил 104,0 % или 9518 штук, а против 2004 г. этот показатель равен 103,2 % или 7905 штук.

В производстве телевизоров применяют кинескопы  импортного производства фирм "Thomson", "Samsung", "Philips" и "Panasonic", а  также кинескопы литовского производства (табл1.).

 

Таблица 1 Производство телевизоров с применением кинескопов импортного и литовского производства, шт.

Модель телевизора по кинескопу

1 квартал 2003г.

1 квартал 2004г.

Отклонение  от 1 квартала 2003г.

шт.

%

шт.

%

Телевизоры  с кинескопами импортного производства

22091

43,7

53610

83,2

31519

Телевизоры  с кинескопами литовского производства

28403

56,3

10849

16,8

-17554

Итого

50494

 

64459

 

13965

Съем

107

 

342

   

Итого с учетом съема

50387

 

64117

 

13730


 

В 1 квартале 2003 г. 56,3 % выпущенных телевизоров были оснащены кинескопами литовского производства, телевизоров с импортными кинескопами -- 43,7 %. В 1 квартале 2004 г. наблюдается обратная ситуация: большинство телевизоров произвели с кинескопами импортного производства (83,2 %), остальные телевизоры -- с литовскими кинескопами (16,8 %). Предприятие ставит задачу улучшения качества телевизоров, поэтому в большинстве из них применяются кинескопы фирм "Thomson", "Samsung", "Philips", "Panasonic", а использование кинескопов литовского производства постоянно снижается ввиду их более низкого качества.

В 2004 г. расширилась  номенклатура производимых телевизоров  по сравнению с 2003 г. объединение  постоянно проводит работы по дальнейшему  научно-техническому развитию. Выпущена первая партия нового телевизора на моношасси "HORIZONT-54 CTV 655". Разработаны и переданы на подготовку производства комплекты конструкторской документации на новые телевизоры "Горизонт-54 ДТУ 675", "Горизонт-37 СТV 655 Е" в моноплатном исполнении.

Изменения в  реализации телевизоров и движении денежных средств за отгруженную продукцию в 2003 и 2004 г.г.

В целом реализации телевизоров "HORIZONT" В 1 квартале 2004 года была успешной. Этот показатель по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года возросла на 11,2 % по ОАО "Горизонт" и на 5,7 % по РУП "Завод Горизонт". Проанализируем объемы экспорта и импорта по странам и регионам, для этого используя данные табл. 2.

Таблица 2 Объемы экспорта-импорта в 2004 году

Показатели

Объемы, в тыс. долларов США

Темп роста, в %

2004г.

2003г.

1. Экспорт всего

13316,7

10050,2

132,5018408

в том числе:

     

в Россию

12804,1

9299,6

137,6844165

в другие страны СНГ

282,6

598,8

47,19438878

за пределы  СНГ

230

151,8

151,5151515

2. Импорт всего

25085,4

24809,9

101,1104438

в том числе:

     

из России

2151,8

3567,4

60,3184392

из другиз стран  СНГ

285,8

301,9

94,66710831

из-за пределов СНГ

22647,8

20940,6

108,152584


 

Российская  Федерация пока основной регион для  экспортных поставок телевизора "Горизонт".

По результатам  анализа социально-политической обстановки в регионах, опыта работы, можно выделить наиболее приоритетные регионы экспорта продукции ОАО "Горизонт": г.Москва, г.Санкт-Петербург, Центральный район, Поволжье, Юг России, Урал, Западная Сибирь. Прогнозируемый объем экспорта в эти регионы в предстоящий сезон составляет до 2000 штук ежемесячно. Сотрудничество с предприятиями из Средней Азии и Казахстана сопряжено с большой долей риска по соображениям экономической безопасности. Оплата денежными средствами из этих государств за поставляемую продукцию по ряду причин невозможна.

Сальдо внешней  торговли по предприятию имеет отрицательное  значение за 2004 г. (т.к. 80 % покупных комплектующих  изделий приобретаются по импорту  в дальнем зарубежье) и составляет минус 11768,7 тысяч долларов США. В разрезе основных регионов сальдо внешней торговли по России имеет положительное значение и составляет 10652,3 тысяч долларов США, в другие страны и за пределы СНГ соответственно минус 3,2 тысяч долларов США и минус 22417,8 тысяч долларов США.

Как было сказано выше, ОАО "Горизонт" является одним из ведущих предприятий промышленности с высоким техническим уровнем производства, специализирующееся на выпуске телевизоров цветного изображения (ТЦИ).

ОАО "Горизонт" производит шестьдесят пять модификаций телевизоров при номенклатуре базовых моделей более пятнадцати.

Подготовка  производства и освоение новых модельных  рядов осуществлялись с 1996 г. по 2002 г. и стали возможными в результате внедрения сквозной системы автоматизированного  проектирования Proingener. Если раньше на подготовку производства уходило 2-3 года, то с помощью Proingener, сократив подготовительный цикл в несколько раз, завод оперативно за 4-6 месяцев обновляет внешний вид серийных изде-лий. Оценивая дизайн телевизоров "Горизонт", можно с уверенностью констатировать, что он ни в чем не уступает зарубежным аналогам.

Специалисты ОАО "Горизонт" придерживаются концепции  концерна "PHILIPS", которая нынче  доминирует в мире телевизионной  техники. Самые современные технические  решения нашли отражение в различных серийно выпускаемых, а также во вновь осваиваемых моделей телевизоров. НИИ ЦТ входящим в состав объединения, поддерживается постоянная связь с институтом концерна "PHILIPS" по вопросам разработки новых перспективных моделей телевизоров. Сборка и настройка телевизоров также осуществляется на автоматической линии компании "PHILIPS".

Руководство и специалисты завода ответственно относятся к поддержанию достигнутого уровня качества, организации системы  управления качества. Особое внимание специалисты завода уделяют работам, связанным с сертификацией продукции, совершенствованию системы качества, аттестации производства.

Поскольку критерий оценки системы качества, состояние  производства и его способность  обеспечивать стабильный уровень качества регламентируют международные стандарты ИСО серии 9000, то руководством объединения было принято решение о приведении заводской системы управления качеством в соответствие с требованиями ИСО серии 9000.

Для достижения поставленной цели в объединении  была проведена работа по подготовке и проведению сертификации системы качества (СК), разработки, производства и технического обслуживания цветных телевизоров.

В частности, подготовлена и внедрена нормативная  документация СК, включая политику в области качества, руководство по качеству, процедурные документы (методические указания, стандарты предприятия (СТП), рабочие и должностные инструкции; персонал обучен требованиям стандартов ИСО 9001; обучена и аттестована группа специалистов на право проведения внутреннего аудита; разработана, изготовлена и внедрена наглядная агитация по СК; проведены внутренние проверки подразделений ОАО "Горизонт" и НИИ ЦТ по элементам СК, разработаны и выполнены корректирующие мероприятия по несоответствиям, выявленным при внутренних проверках; проведен предварительный аудит СК специалистами ГП ЦЭСМ.

В результате работы комиссии Госстандарта было вынесено решение, что СК по разработке и производству цветных телевизоров ОАО "Горизонт" в составе ГП НИИ ЦТ и ОАО "Горизонт" соответствует требованиям СТБ ИСО 9001. И Госстандартом Республики Беларусь был выдан сертификат № BY/112 05.0.0.0031 от 18.11.99г.

Все работы по подготовке и сертификации СК проводились  под методическим руководством службы главного контролера.

Однако работа по сертификации на соответствие выпускаемой продукции требованиям европейских международных стандартов на этом не прекратилась. И уже 4 февраля 2001 года ОАО "Горизонт" становится первым предприятием в СНГ, которое получает сертификат независимой сертификационной группы "NEMKO" (г.Осло, Норвегия), удостоверяющий, что телевизоры "Горизонт" соответствуют европейским стандартам по электромагнитной совместимости, электро- и пожарной безопасности.

Важность  проведенных работ очевидна, поскольку  получение сертификата соответствия международных институтов решает все проблемы по выходу телевизоров на западноевропейский рынок.

А признанием продукции, выпускаемой ОАО "Горизонт", на отечественном белорусском рынке  является то, что по результатам  конкурса, проведенного под эгидой Белорусского общества защиты прав потребителя и Белорусской экологической партией зеленых, телевизор "Горизонт 54CTV670Ti-5" назван лучшей продукцией 2000 года, а читатели газеты "Частная собственность" считают минские телевизоры "Маркой года - 2000".

Поскольку СК по разработке и производству цветных телевизоров ОАО "Горизонт" соответствует требованиям СТБ ИСО 9001 только в составе ГП НИИ ЦТ и ОАО "Горизонт", то в дальнейшем под ней будет подразумеваться СК ОАО "Горизонт" по разработке и производству ТЦИ.

Система качества ОАО "Горизонт" основывается на бывшей системе КС УКП, которая в свою очередь базируется на стандартах предприятия. Система включает основополагающие стандарты предприятия, а также охватывает все стадии жизненного цикла продукции.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО "ГОРИЗОНТ"

В таблице 3 образец систематизации данных при оценке конкурентоспособности ОАО "Горизонт". Здесь указаны основные факторы, определяющие успех на рынке, и даны переменные, по которым можно количественно оценивать значение факторов. Каждая переменная получает оценку от 0 до 5 баллов.

0 -- наиболее  слабые позиции по данному  параметру конкурентоспособности;

5 -- доминирующее  положение на рынке.

Общий итог (сумма  баллов) показывает истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Просуммировав значения оценок по основным факторам и сопоставив эти данные с общим итогом, можно выяснить, за счет каких именно факторов нужно повышать конкурентоспособность. Так, в нашем случае "Горизонту" следовало бы обратить внимание и принять соответствующие меры по снижению цены и повышению надежности телевизоров.

В любом случае оценка конкурентоспособности предприятия  должны дополняться анализом его  слабых и сильных сторон. С помощью изучения данных можно более детально оценить конкурентоспособность своего предприятия, а также сопоставить между собой различные производственные подразделения внутри предприятия по уровню их конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны в этой области.

ГРАФА 1 -- показатели лидирующего положения на рынке.

ГРАФА 2 -- показатели выше среднего.

ГРАФА 3 -- средний  уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам.

ГРАФА 4 -- следует  позаботиться об улучшении позиций  на рынке.

ГРАФА 5 -- позиции на рынке должны быть улучшены решительным образом. Предприятие в кризисной ситуации.

Таблица 3 Контрольный  лист для анализа сильных и  слабых сторон предприятия "Горизонт" в конкурентной борьбе

Основные  группы показателей

1

2

3

4

5

Финансовые

         

Структура активов (задолжность по отношению к уставному  капиталлу)

     

*

 

Движение денежной наличности

       

*

Доход на новые  инвестиции

       

*

Производственные

         

Использование производственных мощностей

   

*

   

Производительность труда

     

*

 

Контроль качества

     

*

 

Организационно-управленческие

         

Административная  нагрузка

     

*

 

Система связи

     

*

 

Скорость реагирования управления на происходящие изменения  на рынке

   

*

   

Маркетинговые

         

Доля рынка сбыта

     

*

 

Репутация продукции

     

*

 

Расходы по сбыту

   

*

   

Цены

   

*

   

Качество информации о рынке

     

*

 

Информация о работе Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью на предприятии