Теоретические основы разработки системы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Лукойл».

Предмет исследования - организационная структура управления ОАО «Лукойл».

Цель исследования, проводимого в рамках курсовой работы, заключается в анализе организационной структуры управления ОАО «Лукойл» и поиске путей её совершенствования.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы разработки системы управления предприятием 5

1.1 Сущность и понятие организационной структуры 5

1.2 Классификация организационных структур 10

Глава 2. Характеристика управления предприятием ОАО «ЛУКОЙЛ» 14

2.1 Общая характеристика предприятияОАО «ЛУКОЙЛ» 14

2.2 Организационная структура управления на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» 16

2.3 Разработка организационной структуры подсистемы управления 18

2.4 Должностная инструкция оператора АЗС 20

2.5 Проблемы управления персоналом на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» 22

Заключение 24

Список источников и литературы 25

Работа содержит 1 файл

система управления развитием оао лукойл.docx

— 55.77 Кб (Скачать)

     Объективные факторы и условия определения  разнообразия организационных структур:

     - размер деятельности предприятия  (малое, среднее, крупное);

     - специализация на выпуске одного  вида продукции или широкой  номенклатуры изделий различных  отраслей;

     - характер выпускаемой продукции  (тип производства);

     - сфера деятельности предприятия  (организация на местный, национальный  или внешний рынок);

     - масштабы заграничной деятельности  и формы ее осуществления;

     вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).

     Помимо  перечисленных факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно  отметить динамизм внешней среды, технологию, отношение к организации руководителей  и сотрудников.

     Существуют  три главных этапа в проектировании любой организационной структуры  управления:

     1) определение характера выполняемой  работы;

     2) распределение работы между отдельными  позициями менеджмента;

     3) классификация элементов менеджмента,  разработка на этой основе  логических групп управления. 
 
 
 

     1.2 Классификация организационных структур 

     Любая организация представляет собой  технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом, а также взаимодействие индивида с организацией. Немаловажное место в этом занимает структура  организации, посредством которой  или через которую это взаимодействие осуществляется.

     Взаимодействие  на уровне «организация - внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов. Механистический тип организационных структур характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.

     Органический  тип организационных структур определяется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры  власти и небольшим количеством  уровней иерархии.

     Типы  организационных структур по взаимодействию подразделений: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная) или традиционная, дивизиональная или отделенческая и матричная.

     При линейной организации управления распределение  должностных обязанностей осуществляется таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.

     Функциональная  структура - тип организационной  структуры, при котором подразделения  создаются в соответствии с видом  выполняемых ими работ и подчинены  функциональным руководителям.  

     Основой линейно-функциональной схемы организационной  структуры являются линейные подразделения, осуществляющие на предприятии основную работу, и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые  на "ресурсной" основе: финансы, кадры, планирование, труд и заработная плата, снабжение.

     Прохождение в развитии организации этапа, соответствующего использованию линейно-функциональных схем, является обязательным. Данный этап развития может быть коротким по времени  или длинным. Однако он необходим, так  как "перепрыгивание" через него лишает организации возможности  отработки отношений "начальник-подчиненный" и выведения этих отношений на уровень, адекватный требованиям внешней  среды.

     Сочетание централизованного планирования наверху  и децентрализованной деятельности производственных подразделений образует дивизиональный тип организационной структуры. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации (деления предприятия на крупные организационные подразделения), в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок.

     Матричная схема построения организации предназначена  для объединения в группу специалистов компании с целью работы над проектом [3, с.74-76].

     Организации, построенные с включением элементов  матричной схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.

     Типы  организаций по взаимодействию с  человеком: корпоративная организация, индивидуалистская организация [3, с. 268-273].

     Корпоративная организация, или корпорация, рассматривается  как особая система связи между  людьми в процессе осуществления  ими совместной деятельности. Такое  понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права - юридического лица.

     Корпорации  как социальный тип организации  представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью  руководства, противопоставляющие  себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных  интересов.

     Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организаций. Это объединение людей свободное, открытое и добровольное, осуществляющих совместную деятельность. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов.

     Организация, ориентированная на рынок или  «движимая рынком» организация, может быть описана следующим образом. По характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком), это органический тип организации. По характеру взаимодействия частей внутри организации, это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. По характеру взаимодействия индивида с организацией; это индивидуалистский тип.

     Организационная структура управления документально  фиксируется в схеме структуры  управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделений, а также в должностных инструкциях для исполнителей.

     В схемах структуры управления отражаются состав структурных подразделений, подчиненность, внутренняя структура  каждого подразделения.

     Положение о самостоятельном структурном  подразделении предприятия должно включать:

     1. Общую часть (роль, подчиненность);

     2. Цели и задачи;

     3. Функции;

     4. Внутреннюю структуру;

     5. Взаимоотношения;

     6. Права;

     7. Ответственность;

     8. Критерии оценки работы;

     9. Порядок реорганизации и ликвидации.

     Должностные инструкции содержат следующие разделы  для каждого исполнителя:

     1. Должностные обязанности (виды  работ);

     2. Должен знать (законы, постановления,  ГОСТы);

     3. Квалификационные требования, отражающие  уровень общей и специальной  подготовки и практический стаж;

     4. Права и ответственность.

     В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав исполнителей в разряде каждого  структурного подразделения аппарата управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Характеристика управления предприятием ОАО «ЛУКОЙЛ» 

     2.1 Общая характеристика предприятияОАО «ЛУКОЙЛ» 

     «ЛУКОЙЛ» - одна из крупнейших международных  вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а  также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. «ЛУКОЙЛ» владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими  и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной Европе и странах  ближнего зарубежья. Основная часть  продукции Компании реализуется  на международном рынке. «ЛУКОЙЛ» занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной  и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

     «ЛУКОЙЛ»  является одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти  составляет около 1,1%, в общемировой  добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе  России, на ее долю приходится почти 19% общероссийской добычи нефти и 19% общероссийской переработки нефти.

     Доказанные  запасы углеводородов Компании на 1 января 2011 года составили 17,504 млрд. барр. н. э., в том числе 13,696 млрд. барр. нефти и 22,850 трлн. фут3 газа.

     Основная  часть доказанных запасов нефти  Компании расположена в Западной Сибири, Тимано-Печорской нефтегазоносной  провинции и Предуралье. Основная часть доказанных запасов газа расположена  в Большехетской впадине, Узбекистане и Каспийском регионе.

     «ЛУКОЙЛ»  также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами  России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Иране, Колумбии, Венесуэле, Кот-д'Ивуаре, Ираке.

     Сбытовая  сеть группы «ЛУКОЙЛ» охватывает 26 стран, включая Россию, страны ближнего зарубежья  и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывает 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,13 млн. м3 и 6 620 автозаправочных станций (включая АЗС, работающие по договорам франчайзинга).

     «ЛУКОЙЛ»  владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных  НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и  Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 44,46 млн. т/год нефти.

     В 2009 году консорциум в составе Группы «ЛУКОЙЛ» и норвежской компании Statoil сталпобедителем тендера на право освоения месторождения Западная Курна-2. Проект Западная Курна-2 по бурению месторождения на сегодняшний день является главнейшей задачей «ЛУКОЙЛ». По условиям контракта бурение на этом месторождении начнется в 2011 году.

     11 ноября 2010 года «ЛУКОЙЛ» начал  производство хлора и каустической  соды на «КАРПАТНЕФТЕХИМЕ».Новое химическое производство позволит выпускать продукцию мировых стандартов качества, существенно улучшить эффективность работы предприятия, в 1,5 раза снизить затраты энергоресурсов, а также повысить уровень технологической и экологической безопасности производства

     Один  из основных видов деятельности «ЛУКОЙЛА» - оптовая реализация продукции через  нефтебазы и обеспечение потребителей нефтепродуктами высокого качества через сеть автозаправочных станций и комплексов.

     Спектр  реализуемой продукции большой  и высококачественный: бензины всех марок, дизельное топливо, масла  и смазки, товары технической химии, сопутствующие товары, битумы, мазут.  

Информация о работе Теоретические основы разработки системы управления предприятием