Теоретические основы разработки системы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Лукойл».

Предмет исследования - организационная структура управления ОАО «Лукойл».

Цель исследования, проводимого в рамках курсовой работы, заключается в анализе организационной структуры управления ОАО «Лукойл» и поиске путей её совершенствования.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы разработки системы управления предприятием 5

1.1 Сущность и понятие организационной структуры 5

1.2 Классификация организационных структур 10

Глава 2. Характеристика управления предприятием ОАО «ЛУКОЙЛ» 14

2.1 Общая характеристика предприятияОАО «ЛУКОЙЛ» 14

2.2 Организационная структура управления на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» 16

2.3 Разработка организационной структуры подсистемы управления 18

2.4 Должностная инструкция оператора АЗС 20

2.5 Проблемы управления персоналом на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» 22

Заключение 24

Список источников и литературы 25

Работа содержит 1 файл

система управления развитием оао лукойл.docx

— 55.77 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы разработки системы управления предприятием                                                                                                      5

1.1 Сущность  и понятие организационной структуры 5

1.2 Классификация  организационных структур 10

Глава 2. Характеристика управления предприятием ОАО «ЛУКОЙЛ» 14

2.1 Общая  характеристика предприятияОАО «ЛУКОЙЛ» 14

2.2 Организационная структура управления на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ»                                                                                                       16

2.3 Разработка  организационной  структуры  подсистемы управления    18

2.4 Должностная инструкция оператора АЗС 20

2.5 Проблемы управления персоналом на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ»  22                                                                                                   

Заключение 24

Список  источников и литературы 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Большинство предпринимателей, руководителей, и  специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока к сожалению не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.

     На  производственном предприятии большое  значение играют: разработка организационной  структуры системы управления, подходы  к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации, этим обусловлена актуальность курсовой работы. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии.

     Структура организации это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации 

     Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами  организации. Многие традиционно выполнявшиеся  самой организацией виды работ в  настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию  традиционных границ между организациями.

     Считается, что организация существует во внешней  среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень  нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую  структуру, то есть структуру, которую  должна принять организация для  обеспечения производственной деятельности.

     Объектом  исследования является Открытое акционерное  общество «Лукойл».

     Предмет исследования - организационная структура  управления ОАО «Лукойл».

     Цель  исследования, проводимого в рамках курсовой работы, заключается в анализе организационной структуры управления ОАО «Лукойл» и поиске путей её совершенствования.

     Задачи  исследования:

     1. Изучение теоретических вопросов  по организации, принципам построения  и совершенствованию организационной  структуры;

     2. Анализ и оценка существующей  организационной структуры управления  предприятием ОАО «Лукойл»;

     3. Разработка рекомендаций по совершенствованию  организационной структуры управления  ОАО «Лукойл».

     Проблемы  исследования, разработки и внедрения  организационных структур управления предприятий нашли широкое отражение  в зарубежной экономический литературе в трудах М. Альберта, И. Ансоффа, Х. Виссема, П. Друкера.

     Следует отметить, однако, что большинство  публикаций, появившихся в последние  годы, в обобщенном виде передают зарубежный опыт изучения организационных структур управления предприятий. Это позволяет  заключить, что вопросы формирования организационных структур управления в России еще недостаточно проработаны  и требуют к себе повышенного  внимания.

     Применение  предложенных рекомендаций в данной курсовой работе повысит эффективность  труда управляющего персонала и  организационную культуру принимаемых  решений управленческой деятельности. 
 
 

     Глава 1.Теоретические основы разработки системы управления предприятием 

     1.1 Сущность и понятие организационной  структуры 

     Категория «структура» относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.

     Абстрактная категория «структура» и понятие «организационная структура управления» отличаются тем, что объектом структуризации может выступать сама организация или предприятие (структура организации, структура предприятия); управление (структура управления) и каждый элемент системы управления.

     Структура, отражающая состав и соподчиненность  различных элементов, звеньев и  ступеней управления, функционирующих  для достижения определенной цели, называется организационной.

     Структура организации (организационная структура) - это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации  [2, с.689].

     Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким  образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели [3, с.69].

     Организационная структура - это способ группировки  работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы [4, с. 331].

     Структура управления рассматривается как  необходимая форма реализации функций  управления. 

     Функции и структура управления представляют две неразрывно взаимосвязанные  и взаимообусловленные стороны  единого целого - организации системы  управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Взаимообусловленность  функций и структуры управления предполагает первичность функций  и вторичность структуры управления. Однако первичность и вторичность  функций и структуры относительны, а не абсолютны.

     Специализированное  разделение труда представляет закрепление  данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше  всех с точки зрения организации  как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых малых, имеет  место горизонтальное разделение труда  по специализированным линиям. Если организация  достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру  организации и в значительной степени - возможности ее успешной деятельности. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.

     Вертикальное  разделение труда представляет отделение  работы по координации от непосредственного  выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в  организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной  характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне.

     Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Сфера  контроля - это важный аспект организационной  структуры. Если одному руководителю подчиняется  довольно большое количество людей, то имеет место широкая сфера  контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется  небольшое количество сотрудников, т.е. когда сфера контроля узкая, то в этом случае можно говорить о многоуровневой структуре. Поэтому  большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой.

     Регулярное  воспроизведение таких видов  деятельности, как распределение  заданий, руководство и координация  действий сотрудников, формирует структуру  организации, а потенциальная возможность  различных их комбинаций объясняет  различия организационных структур.

     Структура не есть нечто раз и навсегда данное. Она постоянно развивается. Когда  речь идет об организационных структурах, имеются в виду распределение  и координация процессов труда. Структура организации - это совокупность методов разделения процесса труда  на конкретные рабочие задания и  координации их выполнения [5, с.526].

     Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами  организации. Многие традиционно выполнявшиеся  самой организацией виды работ в  настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию  традиционных границ между организациями.

     После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она  достижению общефирменных целей. Стратегия  определяет структуру. При реализации или изменении стратегии руководство  всегда должно учитывать ее взаимосвязь  со структурой и объединить формирование структуры организации и планирование. Структура основывается на стратегии  и должна обеспечивать ее эффективность  настолько, насколько это возможно с точки зрения общей ситуации.

     Считается, что организация существует во внешней  среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень  нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую  структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

     Сторонники  ситуационного подхода исходят  из того, что структура преуспевающих  организаций соответствует принятой стратегии и внешней среде, в  которой они осуществляют свои операции. Эффективное управление организацией предполагает формулирование адекватной стратегии, а также развитие структур, способствующих ее реализации посредством  стимулирования нововведения, соответствующего условиям внешней среды. Основной акцент делается на детерминизме (форма определяется внешней средой) или на функционализме (форма способствует эффективности  организации). Организационные формы  развиваются постепенно, по мере того как менеджеры осознают неэффективность  функционирующих механизмов. В них  вносятся изменения, соответствующие  различным аспектам желаемой структуры.

     Сторонники  ситуационного подхода считают, что менеджеры имеют право  выбора, но ограниченное необходимостью адаптации структуры к внешним  условиям, определяющей приемлемые результаты деятельности организации [5, с. 600-602].

     Решение о выборе структуры организации  в целом почти всегда принимается  руководством высшего звена. Руководители низового и среднего управления лишь помогают ему, предоставляя необходимую  информацию, а в более крупных  организациях - и предлагая структуру  подчиненных им подразделений, соответствующую  общей структуре организации, выбранной  высшим руководством.

     В широком смысле задача состоит в  том, чтобы выбрать ту структуру, которая больше всего отвечает целям  и задачам организации, а также  воздействующим на нее внутренним и  внешним факторам. «Наилучшая» структура это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью [2, с. 331].

     Нет точного ответа на вопрос, какой  способ лучше всего подходит для  построения структуры организации. Наилучшей организационной структурой будет та, которая соответствует  размерам, динамизму, сложности и  личному составу организации.

Информация о работе Теоретические основы разработки системы управления предприятием