Теоретические и методические аспекты формирования стратегии развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:18, дипломная работа

Описание работы

Тенденции развития современных рыночных отношений ставят новые задачи перед экономическими службами торговых предприятий. В настоящее время важно грамотно определить стратегические ориентиры и пути развития организации. Рост скорости изменения внешней среды, ее усложнение обусловили необходимость широкого использования стратегического подхода в управлении промышленным предприятием.

Работа содержит 1 файл

Diplom_OOO_Impuls_25_05_13.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

4. Технологические факторы. Состояние технологий в области информации, производства, продукции, работ и услуг: тенденции и скорость изменения технологий в отдельных областях деятельности, изменение требований к продукции и услугам, нововведения, обусловленные научно-техническим прогрессом, состояние дел в области транспортировки, упаковки и хранения продукции и т. д. Факторы, влияющие на особенности взаимодействия с партнерами по бизнесу: поставщиками, посредниками, транспортными организациями и пр.

5. Международные факторы. Факторы, определяющие функционирование организации на международном уровне: политика государства в отношении защиты интересов национального бизнеса, специфика бизнеса отдельных стран по данному направлению. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие работу организации на международных рынках; другие факторы, влияющие на характер взаимодействия с зарубежными партнерами.

6. Социокультурные факторы. Факторы социального поведения населения, его социальные установки, жизненные ценности, национальные традиции, изменения в стиле жизни. Перечень и характеристика общественных организаций, средств массовой информации, оказывающих влияние на формирование общественного мнения в области интересов организации.

Наиболее важной составляющей внешней  среды является рынок. В зависимости  от специфических особенностей товара различают: рынок ценных бумаг, рынок капитала, рынок товаров и услуг и пр. В качестве общего признака могут выступать географическое положение или специфические потребности, порождающие спрос. Рынок продукции производственно-технического назначения представляет собой совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, используемые в дальнейшем в процессе производства и оказания услуг. Рынок посредников состоит из организаций и частных лиц, приобретающих товары для их последующей перепродажи. Рынок бюджетных и других некоммерческих организаций приобретает товары и услуги, необходимые для поддержания их работоспособности.

Перечисленные факторы внешней  среды тесно взаимосвязаны. Значение отдельных факторов и перечень наиболее значимых их характеристик определяются особенностями выбранной сферы бизнеса и спецификой деятельности конкретной организации. Задача руководителей – постоянно отслеживать их изменение и адаптировать к ним деятельность организации для обеспечения поставленных целей.

Функционирование организации определяется не только состоянием внешней среды. Не менее важным фактором является ее внутреннее состояние. Внутренняя среда представляет собой совокупность элементов организации, определяющих ее сильные и слабые стороны, рыночные возможности и ограничения. Внутреннюю среду образуют:

1. Административная система (управление). Применительно к данной классификации ее следует рассматривать как совокупность средств, обеспечивающих координацию перечисленных выше элементов деятельности организации. Сюда можно отнести описание принципов организации систем управления, построение организационной структуры, механизм управления.

2. Персонал. Человеческие ресурсы представляют собой основную составляющую деятельности любой организации. Индивидуальные особенности персонала, его способности, квалификация и мотивация – переменные, определяющие поведение людей в организации, а, следовательно, и результаты ее деятельности.

3. Материально-техническая база. Характеристика основных средств, принадлежащих предприятию и арендуемых материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

4. Технология. Это понятие включает совокупность способов и средств, обеспечивающих производство продукции и услуг и доведение до потребителя.

5. Продукция. Характеристика ассортимента производимых реализуемых продукции, работ и услуг, их качеств, потребительских свойств, с точки зрения покупательских предпочтений, слабые и сильные стороны.

6. Информация. Информационные технологии, обеспечивающие функционирование организации.

7. Маркетинг. В силу особой важности данный элемент деятельности организации следует выделить особо. В данном контексте его следует рассматривать, как комплекс средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие организации с рынком.

8. Финансовая система. Финансовые ресурсы организации, их распределение, система управления финансами.

9. Философия и внутренняя культура организации. Данный элемент представляет собой идеологическую базу функционирования организации. Его определяет система ценностей, приоритетов, которыми руководствуется персонал при выборе решений, модель организационного поведения как внутри организации (кадровая политика, отношение к качеству реализуемых товаров и услуг и т. д.), так и за ее пределами (имидж организации, отношение к покупателям, партнерам по бизнесу и пр.). Перечисленные элементы внутренней среды организации находятся в тесной взаимосвязи. Изменение каждого из них приводит к неизбежному изменению характера других элементов и внутренней среды организации в целом. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней среды.

Среди большого количества факторов неопределенности необходимо выделить для промышленного предприятия  наиболее значимые (рис.6). Выбор наиболее значимых для промышленного предприятия факторов зависит от общей стратегии, отрасли, вида деятельности, размера, этапа жизненного цикла, географического положения. Наиболее существенные факторы на определенный момент времени для каждого конкретного предприятия необходимо учитывать в процессе разработки, а в дальнейшем и изменения при необходимости, стратегии производственно-хозяйственной деятельности. 

Внутренняя  среда

производство (ограниченность ресурсов, аварии, отказ и поломки оборудования);

маркетинг (потребительский и платежеспособный спрос);

финансы (размер дебиторской задолженности, финансовая устойчивость);

организационная структура (противоречие интересов  разной уровни иерархии);

управление  персоналом (принятие решений менеджерами — ограниченность сознательной деятельности, несоответствующая квалификация);

сбалансированность основных компонентов.

Внешняя среда

Макросреда

Микросреда

макроэкономические параметры (темп роста ВВП, инфляцияи т. п.);

технические и технологические новшества;

политика государства (экспорт/импорт, войны, волнения, кризисы);

стихийные бедствия;

экологическая ситуация (принятие более жестких требований, введение новых санитарных норм);

сдвиги в общественных потребностях;

уровень жизни;

законодательство;

кредитно-финансовая политика (курс валют, налоги, кредиты, льготы);

демографическая ситуация.

емкость и тенденции развития рынка;

интенсивность конкуренции;

способы продвижения товаров;

поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала (цены, объем и периодичность поставок);

потребители;

кредиторы;

государственные органы;

клиенты (изменение предпочтений);

посредники (задержки платежей);

процентные ставки коммерческих банков по кредитам, проценты банков по депозитам;

товары-субституты;

контактные аудитории


Рис. 6. Факторы неопределенности среды, влияющие на деятельность промышленного предприятия

 

Как было отмечено выше, процесс разработки стратегии происходит под влиянием многих факторов. Однако среди факторов  в условиях  нестабильности большое значение приобретают именно те, которые относятся  к факторам неопределенности среды.  Это такие  факторы, или переменные, значения которых неизвестны или известны  не полностью. Все факторы  неопределенности можно классифицировать по определенным признакам:

1. По источнику они делятся на неопределенность со стороны среды, человека (неоднозначность восприятия) или информации (отсутствие, недостаток или избыток).

2. По природе  неопределенность бывает случайная, когда факторы, которые при массовом появлении обладают свойством статистической устойчивости и описываются  определенным законом распределения вероятности; и нестохастическая,  когда факторы  не обладают  свойством статистической устойчивости и не описываются каким-либо законом распределения вероятности.

3. По возможности предвидения факторы неопределенности делят на предвиденные, т. е. которые учитывались, и непредвиденные, т. е. появились впервые.

4. По отношению к объекту — на факторы внешней и внутренней среды.

5. По времени факторы неопределенности разделяют на факторы, обусловленные тем, что объект не до конца изучен (перспективная)  и факторы,  связанные  с полным  или частичным отсутствием информации о поведении объекта в прошлом(ретроспективная).

6. По устранимости:  устранимая (влияние факторов можно нейтрализовать определенными действиями (страхование) и неустранимая (факторы, на которые нельзя повлиять).

7. По отношению  к субъекту:

  • целей (необходимо учитывать несколько различных целей);
  • критериев выбора (неоднозначность выбора критерия);
  • ограничений (наличие множества ограничений);
  • лингвистическая (вербальное или недостаточно точное с математической точки зрения описание характеристик изучаемого процесса);
  • условий (нехватка информации об условиях принятия решения).

Поэтому стратегия может существовать только как гибкая, подвижная, постоянно меняющаяся в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды предприятия. Упор должен делаться на искусстве импровизации, умении быстро реагировать на новую ситуацию и находить необычный ответ на действия конкурентов. Именно стратегия обосновывает выбор организации  в различных ситуациях.  А от того насколько правилен выбор каждого конкретного субъекта зависит и развитие экономики в целом.

 

    1. Система показателей оценки эффективности стратегии развития промышленного предприятия

 

Оценка стратегии производится не только в период принятия решения о выборе стратегии, но и по мере ее реализации, так как необходима постоянная оценка принятой стратегии как в процессе ее планирования, так и по ходе ее реализации [69, с. 201].

Оценку стратегии рекомендуется проводить по следующим критериям:

- соответствие стратегическим  ориентирам (позволяет ли развиваться  организации в соответствии с  видением, миссией и стратегическими  целями);

-  соответствие современному  потенциалу фирмы (потенциал фирмы  есть функция производная от изначальных условий деятельности, предпринятых фирмой усилий и состояния внешней среды, в том числе конкурентов, потребителей и поставщиков);

-соответствие уточненным/новым  возможностям и угрозам, заложенным  во внешней среде;

- приемлемость риска (вероятность наступления тех или иных стратегических событий, помноженная на прогнозируемый выигрыш/проигрыш);

- гибкость (возможность для быстрого  маневра в отношении корректировки  стратегии и ее замены, возможности  для вариативности в принятии  решений в будущем);

- предпочтения перед другими  стратегическими альтернативами (оценка  тех же факторов по отношению  к другим стратегиям).

Признаки эффективной и рациональной стратегии:

  • целевой характер развития при относительном постоянстве стратегических ориентиров;
  • ориентированность развития на долгосрочную перспективу;
  • адаптация процесса развития в форме обеспечения соответствия внутренних и внешних возможностей в течение длительного времени, в том числе за счет изменения внутренней и/или внешней среды;
  • обеспечение устойчивости конкурентной позиции организации в долгосрочной перспективе как способности противостоять неблагоприятным факторам изменения внешней и внутренней среды.

(ПРИЛОЖЕНИЕ!!!)

Эффективность выбранной стратегии развития промышленного предприятия определяется, прежде все, экономической эффективностью производственной деятельности [73, с. 289].

Принципы определения экономической  эффективности

  • соотнесение результатов и затрат;
  • соизмеримость затрат и результатов;
  • соотнесенность эффективности;
  • кумулятивность эффективности.

Оценку эффективности деятельности предприятий Парахина В.Н. предлагает проводить по общепринятым показателям (табл. 4).

Информация о работе Теоретические и методические аспекты формирования стратегии развития организации