Теоретические и методические аспекты формирования стратегии развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:18, дипломная работа

Описание работы

Тенденции развития современных рыночных отношений ставят новые задачи перед экономическими службами торговых предприятий. В настоящее время важно грамотно определить стратегические ориентиры и пути развития организации. Рост скорости изменения внешней среды, ее усложнение обусловили необходимость широкого использования стратегического подхода в управлении промышленным предприятием.

Работа содержит 1 файл

Diplom_OOO_Impuls_25_05_13.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

 

Функциональные стратегии разрабатываются  специально для каждого функционального  пространства компании. Они включают следующие элементы.

Стратегия организации

       
   

 

Рыночная (внешняя)

 

   

Внутрифирменная

 
         

 

 

     
   

 

 

Стратегия потребления  ресурсов рынка:

-политика запасов;

-маркетинговая политика  поставок.

 

Стратегия реализации товаров на рынке:

-маркетинговая политика  в отношении товаров;

-политика взаимодействия  с конкурентами

 

Стратегия использования  ресурсов:

-финансовая политика;

-техническая политика;

-социальная политика.

 

Стратегия управления:

-политика принятия  решений и информирования;

-политика управления  персоналом;

-структурная политика.

     
     
     
     

 

 

Рис. 5. Детализация стратегии организации

 

знаниями и ресурсами и желанием претворить выбранную стратегию  в жизнь.

Процесс формирования стратегии включает три этапа: формирование общей стратегии компании; формирование конкурентной стратегии; определение функциональных стратегий фирмы. При разработке общей стратегии решаются две основные задачи: установление конкретной роли каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и определении способов распределения ресурсов между ними.

Далее составленная матрица позволяет  увидеть, какие методы применяются  на каждом этапе формирования стратегии  развития компании (табл.3).

Таблица 3

Матрица системы методов  формирования стратегии

Наименование методов

Наименование этапов стратегии

Организационный этап

Диагностика внешней  среды

Диагностика финансового  состояния 

Формирование стратегии

Разработка планов реализации

Экспертного оценивания

+

 

+

   

Статистических оценок

+

 

+

   

SWOT-анализ

 

+

     

PEST-анализ

 

+

     

Организационной диагностики

+

 

+

   

Моделирования

   

+

+

 

Синтеза

     

+

 

Матричный

 

+

+

 

+

Тестирование

 

+

+

   

Декомпозиции

       

+

PIAR

       

+

Сбалансированная система  показателей

     

+

+


 

Методологической основой инструментария стратегического анализа являются общенаучные методы (системный и ситуационный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и т.д.), аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.).

Применение аналитических  методов в стратегическом управлении связано с применением системного подхода к управлению. Управленческая значимость методов анализа внешней  среды организации выражается в возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.

Метод стратегического  анализа внешней среды должен быть направлен на:

- установление и оценку факторов среды, представляющих угрозу или способствующих развитию организации;

- изучение изменений,  влияющих на текущую деятельность  организации, и установлении их  тенденций;

- разработку возможных  реакций на развитие факторов  среды;

- открытие новых способов создания некоторой полезности, имеющей ценность для потребителей.

Из наиболее часто используемых методов анализа внешней среды  достоинством всех анализируемых методов  анализа внешней среды стало  наглядное изображение внешних  факторов, совместное изучение внешних и внутренних факторов присуще SWOT-анализу, картам стратегических групп конкурентов. Оценка вероятности наступления нескольких событий характерна для анализа перекрестного воздействия и для матрицы «Еврокип». Среди недостатков методов анализа внешней среды отмечается практически для всех методов: статичность метода, невозможность учета внезапных событий, субъективность.

Большое значение в анализе  внешней среды играют экономико-математические методы. К недостаткам применения методов экономико-математического моделирования:

- необходимость серьезных  затрат на организацию исследовательской  работы и оплату труда специалистов;

- невозможность охватить  в моделях все наиболее существенные  тенденции развития;

- высокую вероятность  внезапных изменений, разрушительных событий, существенно снижающих полезный эффект модели.

Стратегический управленческий анализа – это инструмент стратегического  анализа, с помощью которого руководство  организации оценивает эффективность  хозяйственной деятельности с точки  зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Стратегический управленческий анализ оценивает не только текущее состояние предприятия, но и направлен на выявление стратегических проблем.

Портфельный анализ –  это инструмент стратегического  анализа, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (по парного сопоставления критериев). Достоинствами портфельных методов является комплексное рассмотрение определенного набора продуктов, простота и наглядность представления возможных стратегий, конкретные варианты стратегий, акцент на качественные стороны анализа. К недостаткам относят статичный характер, ограниченное количество позиций и показателей, ограниченное число стратегий, субъективизм.

Недостаток портфельного анализа заключается в использовании  данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. Построение матриц предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая в основном отсутствует в явной форме.

Недостаток классических моделей стратегического планирования в том, что они не принимают  во внимание те способности организации, которые составляют основу эффективного функционирования бизнеса (отличительные особенности). Экспертные методы стратегического анализа предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. Позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных мероприятий. Достоинства экспертного метода по сравнению с интуитивным подходом состоит в возможности обмена и противопоставления идей. Экспертные методы основываются на использовании неполной и косвенной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Используются преимущественно при решении неструктурированных и слабоструктурированных проблем. Достоинствам экспертных методов можно отнести возможность обмена и противопоставления идей, коллективная интеграция идей, наглядность результатов, творческое решение проблем, выработка сценариев развития. К недостаткам относят трудность коммуникации, потребность во времени, субъективизм и др.

1. Стратегия НИОКР, обобщающая  основные идеи о новом продукте - от его первоначальной разработки до внедрения на рынке, имеет две разновидности: инновационную и имитационную стратегию. Инновационная стратегия, т.е. стратегия разработки принципиально новых продуктов и услуг, требует больших затрат и очень рискованна; в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращаются в невозместимые для фирмы издержки. Поэтому более популярны имитационные стратегии, которые широко применяются даже в современных высокотехнологичных отраслях, например в компьютерной отрасли.

2.Производственная стратегия сосредоточена  на решениях о необходимых  мощностях, размещении промышленного  оборудования, основных элементах  производственного процесса, регулировании  заказов. Двумя наиболее важными аспектами производственной стратегии являются: контроль за издержками и повышение эффективности производственных операций.

3.Маркетинговая стратегия заключается  в определении подходящих продуктов,  услуг и рынков, которые могут  быть предложены. Эта стратегия  определяет наиболее эффективный  состав комплекса маркетинга (исследований  рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).

4.Финансовая стратегия ответственна  за прогнозирование финансовых  показателей стратегического плана,  оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение  и контроль за финансовыми  ресурсами. 

Факторы, влияющие на формирование стратегии развития промышленного предприятия

Как и любая коммерческая организация, промышленное предприятие является сложной многоцелевой системой, имеющей  ряд признаков:

  1. Достижение целей осуществляется путем преобразования различного рода ресурсов: людских, финансовых, материальных, технологических, информационных.
  2. Деятельность коммерческой организации – промышленного предприятия зависит от внешней среды.

3. Функционирование предусматривает разделение труда на виды деятельности, реализация которых обеспечивает достижение успеха.

Подобно биологическим организмам, условием выживания и развития коммерческих организаций является их способность  приспосабливаться к требованиям  внешней среды. Под внешней средой понимается совокупность элементов, находящихся за пределами организации и определяющих особенности ее функционирования. Внешняя среда формируется экономическими и политическими условиями, действующим законодательством, уровнем технического развития, технологиями, потребительскими предпочтениями, системой ценностей общества и рядом других факторов.

Субъектами внешней среды организации  являются физические лица, другие коммерческие и некоммерческие организации, выступающие  как элементы сферы бизнеса и  оказывающие прямое воздействие  на работу предприятия. К ним относятся:

- потенциальные покупатели товаров  и услуг организации;

- конкуренты;

- законодательные, исполнительные  и судебные органы власти, организации,  регламентирующие, регулирующие и  контролирующие деятельность торговой  организации;

- поставщики;

- потенциальные инвесторы, предоставляющие  организации на определенных  условиях денежные средства;

- партнеры по бизнесу, на договорных  условиях реализующие часть функций производственно-технологического процесса (транспортировка, охрана, предоставление информационных услуг и т. д.);

- трудовые ресурсы – люди, которые  могут быть наняты на работу  в организацию;

- посредники – физические лица  и организации, предоставляющие  услуги по налаживанию связей  промышленного предприятия с другими субъектами внешней среды (например, рекрутерские фирмы) или совершающие сделки по его поручению (например, дилеры).

Задача организации – обеспечение  эффективного взаимодействия со всеми  субъектами внешней среды.

Для анализа внешней среды совокупность факторов, ее составляющих, целесообразно сгруппировать следующим образом:

1. Экономические факторы. Состояние экономики страны и региона, в которых осуществляется бизнес: государственная экономическая политика, валовой внутренний продукт, уровень инфляции, стадия цикла деловой активности, инвестиционный климат, состояние налоговой системы, уровень занятости населения, изменение денежной массы, изменение ставки рефинансирования и т. д.

  1. Политические факторы. Действующая система законодательных актов и нормативных документов, определяющих политическую ситуацию в сфере бизнеса в отношении поддержки предпринимательской деятельности, и малого бизнеса в частности, социальной защищенности населения, охраны труда и здоровья трудящихся, защиты прав потребителей, экологии, ценообразования, инвестиционной политики и пр.
  2. Рыночные факторы. Факторы, формирующие спрос на рынке товаров, продукции, работ и услуг: уровень дохода населения и его отдельных групп, демографические факторы, структура потребления продукции и услуг. Факторы, характеризующие отдельные сегменты целевых рынков. Факторы конкуренции: уровень конкуренции в отрасли и в выбранной сфере бизнеса, ее качественные характеристики.

Информация о работе Теоретические и методические аспекты формирования стратегии развития организации