Теоретические и методические аспекты формирования стратегии развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:18, дипломная работа

Описание работы

Тенденции развития современных рыночных отношений ставят новые задачи перед экономическими службами торговых предприятий. В настоящее время важно грамотно определить стратегические ориентиры и пути развития организации. Рост скорости изменения внешней среды, ее усложнение обусловили необходимость широкого использования стратегического подхода в управлении промышленным предприятием.

Работа содержит 1 файл

Diplom_OOO_Impuls_25_05_13.doc

— 1.57 Мб (Скачать)
ВВЕДЕНИЕ

 

Тенденции развития современных рыночных отношений ставят новые задачи перед  экономическими службами торговых предприятий. В настоящее время важно грамотно определить стратегические ориентиры  и пути развития организации. Рост скорости изменения внешней среды, ее усложнение обусловили необходимость широкого использования стратегического подхода в управлении промышленным предприятием.

Управление развитием проявляется  в различных формах. Основной формой является формирование стратегии развития. Стратегическое управление – процесс формирования стратегии, ее реализации и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям. Определение стратегии для организации принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Оценка стратегии проводиться путём сравнения результатов работы с поставленными в стратегическом плане целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.

В самом общем виде стратегия  может быть определена как эффективная  деловая концепция, дополненная  набором реальных действий, который  способен привести эту деловую концепцию  к достижению реального конкурентного  преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

Стратегическое управление развитием  организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Вместе с тем стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из действий, которые являются реакцией на непредвиденное развитие событий.

Значительный вклад в развитие теории стратегического управления внесли зарубежные ученые: Ф. Абраме, И. Ансофф, К. Эндрюс, Э. Чандлер, М. Портер, Г. Хамел, Г. Минцберг, А Стрикленд. Вопросы стратегического развития и управления освещены в трудах известных российских ученых, таких как О.С. Виханский, М.И. Круглов, С.А. Попов, Н.Н. Тренев и др. Основы формирования стратегии развития организаций исследовались В.Ф. Ермаковым, Е.В. Исаенко, О.И. Клименко, В.И. Тепловым, А.К. Семеновым, и др.

Как правило, разрабатываются следующие  функциональные стратегии развития организаций:

  • финансовые, которые заключаются в прогнозировании финансовых результатов деятельности организации и расходования финансовых ресурсов;
  • управления персоналом, направленные на эффективное использование фактора производства «труд» во всех его проявлениях;
  • инновационные и инвестиционные, проявляющиеся в активизации деятельности организации;
  • производственные — стратегии эффективного использования факторов производства «труд», «собственность» и «капитал»;
  • маркетинговые, которые определяют что производить, где это будет продано и на каких условиях.

Цель проекта состоит в исследовании теоретических и  методических основ формирования стратегии развития организации и разработка стратегии развития ООО «Импульс» для повышения эффективности его деятельности.

Поставленная цель определила необходимость  решения следующих задач:

  1. Исследование понятия и сущности стратегии развития организации, а также методики формирования стратегии как перспективы развития организации;
  2. Рассмотрение факторов и системы оценки эффективности стратегии развития;
  3. Характеристика организационной структуры управления ООО «Импульс»;
  4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Импульс»;
  5. Оценка стратегического потенциала развития организации;
  6. Исследование допустимых стратегий развития промышленных организаций и формирование стратегии развития ООО «Импульс».

Предметом исследования являются методические и практические вопросы формирования и реализации стратегий организации. Объектом исследования служит финансово-хозяйственная деятельность ООО «Импульс». В работе использованы методы статистического, факторного и финансового анализа, инструменты SWOТ - анализа, методические рекомендации по разработке финансовой, инновационной и инвестиционной, производственной стратегии развития предприятий в условиях конкуренции.

Теоретической и методической основой  для написания проекта послужили работы отечественных и зарубежных экономистов по теме исследования, публикации периодических изданий. Информационной основой являются данные финансовой отчетности ООО «Импульс» за 2010 – 2012 гг.

 

1.Теоретические и  методические аспекты формирования  стратегии развития организации

 

    1. Понятие и сущность стратегии развития организации

 

В теории и практики существует два противоположных взгляда на понимание стратегии [3, с. 17].

При первом понимании стратегию  можно охарактеризовать как «конкретный  долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели», а выработку  стратегии «как нахождение цели и  составление долгосрочного плана». Данное понимание основывается на предположении, что все изменения предсказуемы, происходящие процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению.

При втором понимании под  стратегией подразумевают «долгосрочное  количественно определенное направление  развития организации, касающееся сферы средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящих организацию к ее целям». В данном случае исключается детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменения ситуации. В последнем случае стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде.

А. Чандлер, автор в области  стратегического планирования, в своих работах пишет, что стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [10, с. 15].

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии.

Поставленный учеными Гарвардской  группы под руководством К. Эндрюса  и Р. Кринстенсена вопрос «Какие направления  хозяйственной деятельности необходимо развивать?», существенно дополняет  и развивает определение стратегии А. Чандлера. Здесь речь идет о сегментации деловой активности предприятия, определяемой в западной литературе как структура предпринимательства.

Данный вопрос рассматривается  в контексте других двух вопросов: «Какими направлениями хозяйственной деятельности занимается организация, но не должна заниматься?» и «Какими направлениями хозяйственной деятельности организация не занимается, но должна заниматься?» [4, с. 18].

Известный специалист в области  стратегического планирования И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [1, с. 154].

По И. Ансоффу, существует четыре различные  групповые стратегии:

- правила, используемые при оценке  результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание — заданием;

- правила,  по которым складываются отношения  фирмы с ее внешней средой (какие  виды продукции и какие технологии  разрабатывать, куда сбывать и т.д.). Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией, или стратегией бизнеса;

- правила,  по которым устанавливаются отношения  и процедуры внутри организации.  Эти правила называют организационной концепцией;

- правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность — основные оперативные приемы.

И. Ансофф выделяет несколько отличительных  особенностей стратегии [2, с. 27].

1. Процесс  выработки стратегии не завершается  каким-либо немедленным действием.  Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная  стратегия должна быть использована  для разработки стратегических  проектов методом поиска. Роль  стратегии в поиске состоит  в том, чтобы: во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3. Необходимость  в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий  выведет организацию на желаемое развитие.

4. В  ходе формулирования стратегий  нельзя предвидеть все возможности,  которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий.  Поэтому приходится пользоваться  достаточно обобщенной, неполной  и неточной информацией о различных альтернативах.

5. При  появлении более точной информации  может быть поставлена под  сомнение обоснованность первичной  стратегии. Следовательно, необходима  обратная связь, позволяющая обеспечить  своевременное переформулирование  стратегии.

Наиболее обобщенное определение стратегии дано Г. Минцбергом. Он рассматривает стратегию как единство «5Р»: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и отвлекающий маневр (ploy) [43, с. 217].

Согласно  Г. Мицбергу, стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией [43, с. 228].

Таким образом, в стратегии формулируется  мысленная реализация заранее определенных намерений высшего руководства.

Стратегия как позиционирование есть соотнесение организации, предприятия к тому, что в теории управления принято называть внешней средой. Причем это соотнесение интересует нас не просто в «чисто теоретическом» аспекте, а как достижение предприятием неких конкурентных преимуществ по отношению к другим фирмам соперникам и нахождение компромиссных (эффективных для всех сторон) решений для предприятий (организаций) - партнеров. Как отмечает Г. Минцберг, в данном случае предприятие подобно организму, который ищет свою экономическую нишу чтобы успешно бороться за выживание в мире враждебности и нестабильности [43, с. 398].

Стратегия как перспектива понимается Г. Минцбергом как концепция бизнеса организации. Она определяется как «воспринятый путь завоевания мира», т. е. некая идеология развития. Данное представление стратегии очень важно для понимания того факта, что она (как понятие) не может существовать только в умах высшего руководства предприятия, а должна быть воспринята всеми его работниками. Более того, стратегия как перспектива есть реализация действия «коллективного разума», т. е. индивидуумов, объединенных единым пониманием проблем и (или) единством стереотипов поведения [73, с. 93].

Наконец, стратегия есть некоторый специфический маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента. Суть данного представления стратегии в том, что она должна ясно выражать цели и задачи развития предприятия для всех его работников, но быть неочевидной для конкурентов. В этом смысле стратегия — это отвлекающий маневр, обеспечивающий достижение конкурентных преимуществ и получение высокой и устойчивой прибыли.

Только объединение в себе пяти указанных характеристик («5Р»), по Г. Минцбергу, позволяет стратегии  выступать в качестве системной  характеристики, обеспечивающей развитие предприятия (организации).

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури  Ф. отмечают, что стратегия - это четкий способ оценки целей и направлений  развития корпоративного предприятия, детальный комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии и достижение ее целей [41, с.118]. Авторы Зайцев Л.Г. и Соколова М.И. стратегию характеризуют как средство создания, реализации и поддержания конкурентных преимуществ, комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных преимуществ [14, с. 41].

Градов А.П. определил понятие  стратегии следующим образом:  «Стратегия – основа для важнейших  управленческих решений,  набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы» [13, с. 188].

Информация о работе Теоретические и методические аспекты формирования стратегии развития организации