Теоретические аспекты стратегического управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы вызвана необходимостью проведения изменений в организации для дальнейшего ее развития в условиях жесткой конкуренции.
Целью курсового проекта является анализ особенностей подготовки производства продукции, планирование целей и стратегии проекта.
Задачи курсового проекта:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления инновациями;
- выяснить, выгоден ли проект по внедрению автономной системы отопления.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава I. Теоретические аспекты стратегического управления инновациями ...4
1. Сущность инновационной стратегии, виды инновационных стратегий........4
2. Цели и задачи стратегического управления инновациями..............................8
3. Содержание и формы стратегического управления инновациями...............18
4. Особенности инновационных стратегий фирмы в соперничестве конкурирующих фирм...........................................................................................26
5. Методы выбора инновационной стратегии....................................................31
Глава II. Технико-Экономическое обоснование внедрения автономной системы отопления здания...................................................................................33
Заключение............................................................................................................40
Список используемой литературы......................................................................41

Работа содержит 1 файл

курс.рИННОВАЦИИ.docx

— 167.02 Кб (Скачать)

- обеспечивать (способствовать) достижению целей базовых стратегий предприятия в целом за счет привлечения новых технологий и прогрессивных технических систем;

- разрабатывать и осуществлять частные технические стратегии в функциональных сферах предприятия и встраивать их в целостную систему технического перевооружения предприятия.

 

4. Особенности инновационных стратегий фирмы в соперничестве конкурирующих фирм.

 

Стратегии могут рассматриваться в зависимости от типа стратегического конкурентного инновационного поведения фирм (см.таблицу 1).

В основу отечественной классификации  положен биологический подход к  классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л.Г. Раменским, и используемый для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий.

Таблица 1.

Характеристики предприятий  по типу стратегического конкурентного  инновационного поведения

№ п/п

ПАРАМЕТРЫ

Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского)

«ВИОЛЕНТЫ»

«ПАТИЕНТЫ»

«ЭКСПЛЕРЕНТЫ»

«КОММУТАНТЫ»

Тип компании (классификация X. Фризевинкеля)

«Львы», «Слоны», «Бегемоты»

«Лисы»

«Ласточки»

«Мыши»

1.

Уровень конкуренции

Высокий

Низкий

Средний

Средний

2.

Новизна отрасли

Новые, зрелые

Зрелые

Новые

Новые, зрелые

3.

Какие потребности обслуживает

Массовые, стандартные

Массовые, но нестан-дартные

Инновацион-ные

Локальные

4.

Профиль производства

Массовое

Специали-зированное

Эксперимен-тальное

Универсальное мелкое

5.

Размер компании

Крупные

Крупные, средние и мелкие

Средние и мелкие

Мелкие

6.

Устойчивость компании

Высокая

Высокая

Низкая

Низкая

7.

Расходы на НИОКР

Высокие

Средние

Высокие

Отсутствуют

8.

Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества

Высокая производи-тельность

Приспособ-ленность к особому рынку

Опережение в нововведениях

Гибкость

9.

Динамизм развития

Высокий

Средний

Высокий

Низкий

10.

Издержки

Низкие

Средние

Низкие

Низкие

11.

Качество продукции

Среднее

Высокое

Среднее

Среднее

12.

Ассортимент

Средний

Узкий

Отсутствует

Узкий

13.

Тип НИОКР

Улучша-ющий

Приспосо-бительный

Прорывный

Отсутствует

14.

Сбытовая сеть

Собственная или контроли-руемая

Собственная или контроли-руемая

Отсутствует

Отсутствует

15.

Реклама

Массовая

Специали-зированная

Отсутствует

Отсутствует


Согласно этому подходу  стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:32

1. виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;

2. патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

3. эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;

4. коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Автором обозначений типов  фирм, ассоциируемых по конкурентному  поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой.

Существуют различные  варианты классификации инновационных  стратегий. В частности, Л.Г. Кудинов разделил инновационные стратегии предприятия на две группы:

  1. стратегии проведения НИОКР;
  2. стратегии внедрения и адаптации нововведений.33

Стратегии проведения НИОКР связаны с осуществлением предприятием исследований и разработок. Они определяют характер заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими видами продукции и процессами.

К данной группе Л.Г. Кудинов относит:

- лицензионную стратегию (стратегия используется, когда предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок научно-технических или других организаций);

- стратегию исследовательского лидерства (нацелена на достижение долговременного пребывания предприятия на передовых позициях в области определенных НИОКР);

- стратегию следования жизненному циклу (означает, что НИОКР жестко привязаны к циклам жизни выпускаемых продуктов и применяемых предприятием процессов.);

- стратегию параллельной разработки (предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс);

- стратегию опережающей наукоемкости (используется, если для предприятия характерно стремление повысить наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли).

- стратегии внедрения и адаптации нововведений относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ.34

Стратегии внедрения и  адаптации нововведений подразделяются на следующие основные виды:

- стратегия поддержки продуктового ряда (заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению);

- стратегия ретро-нововведений (применяется к устаревшим, но пользующимся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям);

- стратегия сохранения технологических позиций (используется предприятиями, которые занимают прочные конкурентные позиции, но по определенным причинам на некоторых этапах своего развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не имеют возможности вкладывать необходимые средства в обновление производства и продукции);

- стратегия продуктовой и процессной имитации (сводится к тому, что предприятие заимствует технологии со стороны);

- стратегия стадийного преодоления (предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие);

- стратегия технологического трансферта (реализуется головными предприятиями вертикально интегрированных структур, которые передают уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в структуру);

- стратегия технологической связанности (используется, когда предприятие осуществляет технологически связанные инновации, т.е. изготовляет технологически связанную продукцию в том случае, если надолго технологически связанных продуктов приходится более 70% выпуска);

- стратегия следования за рынком (нацеливает предприятие на выпуск наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент времени продукции);

- стратегия вертикального заимствования (характерна для малых предприятий в составе крупных вертикально интегрированных структур, которые вынуждены принимать и заимствовать технологии у предприятий-лидеров данных структур.);

- стратегия радикального опережения (выражает действия предприятия и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым);

- стратегия выжидания лидера (принимается крупными фирмами-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен).35

Любые стратегические решения  в области инновационного менеджмента  требуют детальной проработки с  точки зрения финансирования инноваций  и управления возникающими рисками.

 

5. Методы выбора инновационной стратегии.

 

Существующий методический аппарат выявления мировых и  отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа  массивов документов, в конечном счете, можно свети к следующим пяти методам:

- метод структурно-морфологического анализа (предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТПл на подотраслевом уровне);

- метод определения характеристик публикационной активности (его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТПл на отраслевом уровне);

- метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патиентов-аналогов (его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала);

- метод терминологического и лексического анализа (терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата);

- метод показателей (основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах).36

Глава II. Технико-Экономическое обоснование внедрения автономной системы отопления здания

В современном мире, в  период активного развития науки  и техники, когда государство  и представители бизнеса ведут  политику развития и привлечения  инноваций, вкладывая миллиарды  рублей в разработки ученых, технико-экономическое  обоснование приобретает особо  важное значение. Технико-экономическое обоснование является необходимым для каждого инвестора исследованием, в ходе подготовки которого проводится ряд работ по изучению и анализу всех составляющих инвестиционного проекта и разработке сроков возврата вложенных в бизнес средств.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) основано на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока  окупаемости вложений.

В ходе проведения ТЭО внедрения  автономной системы отопления здания использовалась методика по подготовке промышленных технико-экономических  исследований, которая включает в  себя следующие аспекты: формулировку общего замысла проекта; рассмотрение технических характеристик; расчет капитальных и эксплуатационных затрат; оценку коммерческой целесообразности реализации проекта.37

Актуальность проекта  обусловлена тем, что на сегодняшний  день остро стоит проблема отопления  здания вуза. Существующая система  центрального отопления не соответствует  предъявляемым к ней требованиям, она требует больших затрат в  процессе эксплуатации – это оплата отопления по тарифу, что составляет большую часть расходов, затраты  на ежегодную подготовку системы  к отопительному сезону, замена поврежденных частей. Таким образом, данная система  является энергоемкой, высокозатратной, морально устаревшей и совершенно не обеспечивает нужное количество тепла.

Решить данную проблему возможно,  используя современные энергосберегающие технологии в отоплении. Система инфракрасного отопления с датчиком регулирования температуры – один из примеров подобных технологий.

На сегодняшний день инфракрасное отопление признано во всем мире как  самое передовое и абсолютно  безвредное для здоровья, так как  отсутствуют все недостатки конвективного  отопления. Основная особенность инфракрасных обогревателей заключается в  том, что теплообмен происходит двумя  путями: во-первых, инфракрасные лучи проходят сквозь воздух, не нагревая его, но зато нагревают предметы, пол, стены, мебель, и, конечно же, человека; во-вторых, воздух нагревается за счет конвективного  теплообмена с нагретой поверхностью обогревателя. Системы автоматического  регулирования, которыми комплектуются  инфракрасные нагреватели, полностью  контролируют процесс обогрева помещений, как по температуре, так и во времени. Тепловой режим в каждом отдельно взятом помещении регулируется с  помощью терморегуляторов, поддерживающих заданную температуру воздуха в  максимально экономном режиме.

Основной недостаток ИК-обогревателей заключается в длительном прогреве большого по площади помещения, однако эту проблему можно решить путем увеличения количества обогревателей.

Проектирование предлагаемой системы отопления заключается  в расчёте необходимой мощности системы, выборе количества и типа применяемых  обогревателей, системы управления, их размещения, а так же в определении  необходимой длины подводящих и  управляющих проводов в распределительной  сети.

Информация о работе Теоретические аспекты стратегического управления инновациями