Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа
Актуальность темы работы вызвана необходимостью проведения изменений в организации для дальнейшего ее развития в условиях жесткой конкуренции.
Целью курсового проекта является анализ особенностей подготовки производства продукции, планирование целей и стратегии проекта.
Задачи курсового проекта:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления инновациями;
- выяснить, выгоден ли проект по внедрению автономной системы отопления.
Введение...................................................................................................................2
Глава I. Теоретические аспекты стратегического управления инновациями ...4
1. Сущность инновационной стратегии, виды инновационных стратегий........4
2. Цели и задачи стратегического управления инновациями..............................8
3. Содержание и формы стратегического управления инновациями...............18
4. Особенности инновационных стратегий фирмы в соперничестве конкурирующих фирм...........................................................................................26
5. Методы выбора инновационной стратегии....................................................31
Глава II. Технико-Экономическое обоснование внедрения автономной системы отопления здания...................................................................................33
Заключение............................................................................................................40
Список используемой литературы......................................................................41
- обеспечивать (способствовать) достижению целей базовых стратегий предприятия в целом за счет привлечения новых технологий и прогрессивных технических систем;
- разрабатывать и осуществлять частные технические стратегии в функциональных сферах предприятия и встраивать их в целостную систему технического перевооружения предприятия.
4. Особенности инновационных стратегий фирмы в соперничестве конкурирующих фирм.
Стратегии могут рассматриваться в зависимости от типа стратегического конкурентного инновационного поведения фирм (см.таблицу 1).
В основу отечественной классификации
положен биологический подход к
классификации конкурентного
Таблица 1.
Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
№ п/п |
ПАРАМЕТРЫ |
Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского) | |||
«ВИОЛЕНТЫ» |
«ПАТИЕНТЫ» |
«ЭКСПЛЕРЕНТЫ» |
«КОММУТАНТЫ» | ||
Тип компании (классификация X. Фризевинкеля) | |||||
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» |
«Лисы» |
«Ласточки» |
«Мыши» | ||
1. |
Уровень конкуренции |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Средний |
2. |
Новизна отрасли |
Новые, зрелые |
Зрелые |
Новые |
Новые, зрелые |
3. |
Какие потребности обслуживает |
Массовые, стандартные |
Массовые, но нестан-дартные |
Инновацион-ные |
Локальные |
4. |
Профиль производства |
Массовое |
Специали-зированное |
Эксперимен-тальное |
Универсальное мелкое |
5. |
Размер компании |
Крупные |
Крупные, средние и мелкие |
Средние и мелкие |
Мелкие |
6. |
Устойчивость компании |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
7. |
Расходы на НИОКР |
Высокие |
Средние |
Высокие |
Отсутствуют |
8. |
Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества |
Высокая производи-тельность |
Приспособ-ленность к особому рынку |
Опережение в нововведениях |
Гибкость |
9. |
Динамизм развития |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
10. |
Издержки |
Низкие |
Средние |
Низкие |
Низкие |
11. |
Качество продукции |
Среднее |
Высокое |
Среднее |
Среднее |
12. |
Ассортимент |
Средний |
Узкий |
Отсутствует |
Узкий |
13. |
Тип НИОКР |
Улучша-ющий |
Приспосо-бительный |
Прорывный |
Отсутствует |
14. |
Сбытовая сеть |
Собственная или контроли-руемая |
Собственная или контроли-руемая |
Отсутствует |
Отсутствует |
15. |
Реклама |
Массовая |
Специали-зированная |
Отсутствует |
Отсутствует |
Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:32
1. виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;
2. патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
3. эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;
4. коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой.
Существуют различные
варианты классификации инновационных
стратегий. В частности, Л.Г. Кудинов
Стратегии проведения НИОКР связаны с осуществлением предприятием исследований и разработок. Они определяют характер заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими видами продукции и процессами.
К данной группе Л.Г. Кудинов относит:
- лицензионную стратегию (стратегия используется, когда предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок научно-технических или других организаций);
- стратегию исследовательского лидерства (нацелена на достижение долговременного пребывания предприятия на передовых позициях в области определенных НИОКР);
- стратегию следования жизненному циклу (означает, что НИОКР жестко привязаны к циклам жизни выпускаемых продуктов и применяемых предприятием процессов.);
- стратегию параллельной разработки (предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс);
- стратегию опережающей наукоемкости (используется, если для предприятия характерно стремление повысить наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли).
- стратегии внедрения и адаптации нововведений относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ.34
Стратегии внедрения и
адаптации нововведений
- стратегия поддержки продуктового ряда (заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению);
- стратегия ретро-нововведений (
- стратегия сохранения технологических позиций (используется предприятиями, которые занимают прочные конкурентные позиции, но по определенным причинам на некоторых этапах своего развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не имеют возможности вкладывать необходимые средства в обновление производства и продукции);
- стратегия продуктовой и процессной имитации (сводится к тому, что предприятие заимствует технологии со стороны);
- стратегия стадийного преодоления (предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие);
- стратегия технологического трансферта (реализуется головными предприятиями вертикально интегрированных структур, которые передают уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в структуру);
- стратегия технологической связанности (используется, когда предприятие осуществляет технологически связанные инновации, т.е. изготовляет технологически связанную продукцию в том случае, если надолго технологически связанных продуктов приходится более 70% выпуска);
- стратегия следования за рынком (нацеливает предприятие на выпуск наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент времени продукции);
- стратегия вертикального заимствования (характерна для малых предприятий в составе крупных вертикально интегрированных структур, которые вынуждены принимать и заимствовать технологии у предприятий-лидеров данных структур.);
- стратегия радикального опережения (выражает действия предприятия и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым);
- стратегия выжидания лидера (принимается крупными фирмами-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен).35
Любые стратегические решения в области инновационного менеджмента требуют детальной проработки с точки зрения финансирования инноваций и управления возникающими рисками.
5. Методы выбора инновационной стратегии.
Существующий методический
аппарат выявления мировых и
отечественных тенденций
- метод структурно-морфологического анализа (предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТПл на подотраслевом уровне);
- метод определения характеристик публикационной активности (его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТПл на отраслевом уровне);
- метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патиентов-аналогов (его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала);
- метод терминологического и лексического анализа (терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата);
- метод показателей (основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах).36
Глава II. Технико-Экономическое обоснование внедрения автономной системы отопления здания
В современном мире, в период активного развития науки и техники, когда государство и представители бизнеса ведут политику развития и привлечения инноваций, вкладывая миллиарды рублей в разработки ученых, технико-экономическое обоснование приобретает особо важное значение. Технико-экономическое обоснование является необходимым для каждого инвестора исследованием, в ходе подготовки которого проводится ряд работ по изучению и анализу всех составляющих инвестиционного проекта и разработке сроков возврата вложенных в бизнес средств.
Технико-экономическое
В ходе проведения ТЭО внедрения автономной системы отопления здания использовалась методика по подготовке промышленных технико-экономических исследований, которая включает в себя следующие аспекты: формулировку общего замысла проекта; рассмотрение технических характеристик; расчет капитальных и эксплуатационных затрат; оценку коммерческой целесообразности реализации проекта.37
Актуальность проекта
обусловлена тем, что на сегодняшний
день остро стоит проблема отопления
здания вуза. Существующая система
центрального отопления не соответствует
предъявляемым к ней
Решить данную проблему возможно, используя современные энергосберегающие технологии в отоплении. Система инфракрасного отопления с датчиком регулирования температуры – один из примеров подобных технологий.
На сегодняшний день инфракрасное отопление признано во всем мире как самое передовое и абсолютно безвредное для здоровья, так как отсутствуют все недостатки конвективного отопления. Основная особенность инфракрасных обогревателей заключается в том, что теплообмен происходит двумя путями: во-первых, инфракрасные лучи проходят сквозь воздух, не нагревая его, но зато нагревают предметы, пол, стены, мебель, и, конечно же, человека; во-вторых, воздух нагревается за счет конвективного теплообмена с нагретой поверхностью обогревателя. Системы автоматического регулирования, которыми комплектуются инфракрасные нагреватели, полностью контролируют процесс обогрева помещений, как по температуре, так и во времени. Тепловой режим в каждом отдельно взятом помещении регулируется с помощью терморегуляторов, поддерживающих заданную температуру воздуха в максимально экономном режиме.
Основной недостаток ИК-обогревателей заключается в длительном прогреве большого по площади помещения, однако эту проблему можно решить путем увеличения количества обогревателей.
Проектирование предлагаемой системы отопления заключается в расчёте необходимой мощности системы, выборе количества и типа применяемых обогревателей, системы управления, их размещения, а так же в определении необходимой длины подводящих и управляющих проводов в распределительной сети.
Информация о работе Теоретические аспекты стратегического управления инновациями