Теоретические аспекты стратегического управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы вызвана необходимостью проведения изменений в организации для дальнейшего ее развития в условиях жесткой конкуренции.
Целью курсового проекта является анализ особенностей подготовки производства продукции, планирование целей и стратегии проекта.
Задачи курсового проекта:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления инновациями;
- выяснить, выгоден ли проект по внедрению автономной системы отопления.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава I. Теоретические аспекты стратегического управления инновациями ...4
1. Сущность инновационной стратегии, виды инновационных стратегий........4
2. Цели и задачи стратегического управления инновациями..............................8
3. Содержание и формы стратегического управления инновациями...............18
4. Особенности инновационных стратегий фирмы в соперничестве конкурирующих фирм...........................................................................................26
5. Методы выбора инновационной стратегии....................................................31
Глава II. Технико-Экономическое обоснование внедрения автономной системы отопления здания...................................................................................33
Заключение............................................................................................................40
Список используемой литературы......................................................................41

Работа содержит 1 файл

курс.рИННОВАЦИИ.docx

— 167.02 Кб (Скачать)

По своей содержательной направленности стратегическое управление инновациями носит прагматический характер. В нем на переднем плане  стоят реальные факты и потенциальные  возможности, которые предприятие  должно учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в  будущем. В то же время  стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики. Они формулируются в виде' деклараций об инновационных намерениях, из которых  формируется предпринимательская  концепция предприятия, определяются реализующие ее базовые и функциональные стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих оперативных планов. Например, главная цель - обеспечить доминирующее положение предприятия на рынке продукта А; базовая стратегия - увеличить объемы производства продукта А в границах маркетингового прогноза; одна из функциональных стратегий - произвести техническое перевооружение производства продукта А; альтернативы функциональной стратегии: а) модернизация действующей технической базы; б) переоснащение производства на базе новых технологий; в) полная организационно-техническая реконструкция производства продукта А.

Единой для всех предприятий  модели инновационной стратегии  не существует, равно как и единого  универсального стратегического управления инновациями. Каждое предприятие, действующее  в рыночной экономике, уникально  по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического управления инновационным процессом является уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для многих предприятий Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции предприятия, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, производимого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и других. В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки инновационных стратегий и осуществления стратегического управления инновациями.24

Процесс стратегического  управления, состоит из взаимосвязанных  фаз (этапов): стратегическое планирование (анализ ситуации, разработка стратегий); реализация стратегий; стратегический контроль. Интеграция вышеуказанных  фаз образует систему стратегического  менеджмента на предприятии, обеспечивающую охват управляющим воздействием всех звеньев и элементов, занятых  решением стратегических задач. Для  того чтобы их увязать воедино, необходимо наличие соответствующей организационной формы. Опыт показывает, что существующие формальные организационные структуры на предприятиях обычно недостаточно способны сконцентрироваться на выполнении экстраординарных инновационных мероприятий. Все они формировались на основе директивных типовых схем, которые разрабатывались в свое время НИИ труда для предприятий различных отраслей, типов производства, объемов выпуска продукции, уровня ее сложности, количества и годовой выработки продукции на одного работника.

Однако для решения  стратегических задач возникает  необходимость в радикальном  реформировании подходов к структурам управления, повышении уровня их вариантности. Это особенно важно при решении  крупномасштабных инновационных задач, требующих определенного качественного  рывка и концентрации сил всей системы. Практика выработала различные  подходы к организации стратегического  управления инновациями на предприятиях. В наибольшей степени условиям реализации стратегических инновационных задач  на предприятиях соответствует матричная  организационная структура.

Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного  результата по большому количеству проектов в области высоких технологий, а сама работа является сложной. Важной составной частью матричной структуры  является активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов. Эти группы создаются под цель или под проект для решения  какой-либо конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в  организации своей работы. Наличие  таких групп позволяет упростить  иерархию в организации и сделать  структуру более динамичной.25

Однако рассмотренный  выше подход не может быть признан  исключительным. Решение стратегических задач далеко не всегда ограничивается лишь организационными меркам только в самой системе. Возникает необходимость комплексного охвата также элементов внешней среды предприятия (сегментов рынка).

В новых условиях хозяйствования концепция выделения стратегических хозяйственных (производственных) единиц как относительно самостоятельных  структурных частей организации  становится актуальной. Согласно этому  подходу СХЕ представляют собой  организационно фиксированные комбинации в системе «товар - рынок», для которых характерна повторяемость (многоразовость) и однородность осуществляемых внутри них предпринимательских действий. Существующая первичная (формальная) организационная структура перекрывается в этом случае вторичной стратегической организацией (дуальная организация).

В результате образования  СХЕ на многих предприятиях создаются  так называемые инвестиционные центры (профит-центры), представляющие собой, автономно действующие предпринимательские звенья предприятия, располагающие достаточно самостоятельной стратегией своего поведения, собственным ресурсным обеспечением, организационно-технической базой и т. д.26

Процессы формированная и развития стратегических организационных образований по типу СХЕ представляют значительный интерес для российских предприятий, которые рано или поздно встанут на ноги и непременно окажутся перед необходимостью решения стратегических задач с учетом ситуаций рыночной стихии. Задача заключается в том, чтобы от признания факта необходимости и полезности выделения совокупностей СХЕ перейти к практической стороне их возможного создания на предприятиях.27

Однако, как уже было сказано  выше, диапазон стратегических задач  отнюдь не исчерпывается непосредственно  рыночной проблематикой. Подходы к  достижению стратегических рыночных целей  расположены также и на уровне функциональных сфер на предприятии (совершенство технической базы, новая технология, профессиональный уровень кадров и  т. п.) Отсюда возникает необходимость  внимания к пакету стратегических задач  обеспечивающего плана (техника  и технология, механизация и автоматизация, техническое перевооружение и реконструкция  и т. п.). Этим целям служит метод  формирования целевых организационных  структур, специально создаваемых для  решения комплекса стратегических инновационных задач в рамках той или иной функциональной сферы  деятельности на предприятии. Методическая сторона образования целевых  организационных структур этого  типа базируется на традиционных принципах  системного подхода.

Предприятие, выступающее  как производственно-экономическое  целое, обладает рядом специфических  системных качеств, которые позволяют  исследовать происходящие в нем  процессы многопланово, осуществлять в зависимости от поставленной цели различные комбинации неоднородных и разномерных мероприятий, моделировать из них по воле исследователя особые организационные образования - микросистемы. Получаемые в результате моделирования подсистемы необязательно имеют четко фиксированную структуру. Входящие в них структурные элементы, помимо осуществления основных функций, присущих данной подсистеме, могут выполнять смежные функции. Такой прием позволяет абстрагироваться от фактической организационной структуры управления, перегруппировать входящие в нее элементы по определенной схеме и сформировать новые организационные структуры, обеспечивающие эффективность инновационных процессов.28

Это отнюдь не означает отказа от классического понимания предприятия  как совокупности производственной и управляющей подсистем. Каждый из элементов объекта и субъекта управления выполняет свою специфическую  функцию в соответствии со своей  сферой деятельности. Однако для решения  комплексной задачи - обеспечения  интенсификации инновационных процессов - эти неоднородные элементы могут  быть сгруппироваться по проблемному  признаку. Для этого необходимо обосновать структуру целей проектируемой  инновационной подсистемы. При этом используется метод декомпозиции ее глобальной цели, позволяющий построить  функциональную модель инновационной  деятельности предприятия.

Сформированная в результате структуризации целей функциональная модель управления инновационной подсистемой  позволяет:

- выделить структурные модули управления инновационной деятельностью на основе анализа элементов и группировки их по определенным признакам в единые организационные образования;

- проверить полноту реализации функций управления, выявить функции, не выполняемые в настоящий момент;

- рационально распределить полномочия и ответственность на всех этапах принятия и реализации решений между иерархическими уровнями управления и звеньями стратегического управления инновациями;

- обеспечить единство мероприятий при разработке организационного механизма достижения целей.29

На основе данной функциональной модели разрабатываются организационные  модули управления. Под организационным  модулем понимается системно оснащенный, обладающий необходимыми качествами и  относительной самостоятельностью элемент организационной структуры  предприятия, предназначенный для реализации задач управления, связанных с решением инновационных проблем. В качестве организационного модуля выступают структурное подразделение, отдел, должностное лицо, выполняющие функции управления. Все последующие (по возрастанию уровня иерархии) стабильные или временные организационные образования рассматриваются как набор модулей - макромодули.

Выделение организационных  модулей позволяет применить  при формировании подсистемы стратегического  управления инновационной деятельностью  методологию модульного проектирования. Сущность ее состоит в синтезе  подсистемы из отдельных оргмодулей на основе заданного алгоритма их выбора в некоторой системе ограничений. Методология модульного проектирования предусматривает основную концентрацию сил на стадии построения структуры. управления, когда решающее значение приобретает обработка главных характеристик и принципов общей схемы управления, предопределяющих всю совокупность последующих организационных решений. Эта стадия имеет наибольшее методическое значение, поскольку именно на ней осуществляется увязка организационных преобразований со стратегией экономического, технического и социального развития предприятия.30

Главной задачей при определении  состава оргмодулей является объединение различных функций управления в однородные группы проблем, совместное решение которых требует построения самостоятельного элемента организационной структуры. Например, в связи с необходимостью выхода на новые стратегические горизонты (рыночная переориентация, конверсия и т. п.) некое предприятие поставило стратегическую цель технически перевооружить действующее производство.

Техническое перевооружение, как известно, по своей сущности является органической составной частью воспроизводственного процесса, обеспечивающей накопление и изменение структуры производственно-технического потенциала предприятий за счет комплексных и целенаправленных мер в области техники, технологии, организации и экономики производства. В этом качестве сфера технического перевооружения связана и взаимодействует с другими направлениями воспроизводственного процесса, в том числе с новым строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, образуя единую основу технического развития производства.

В силу специфического характера  элементов, составляющих механизм технического перевооружения, они в полной мере могут быть, учтены и реализованы  лишь при условии их определенного  организационного обособления и  относительно самостоятельного развития. Основными факторами такого организационного обособления в данном случае являются:

1. Существование проблемы  непрерывного технического обновления (развития) на современных предприятиях  и необходимость ее организационного  решения на основе НТД.

2. Участие в процессе  технического перевооружения большого  количества элементов и разнообразие  выполняемых ими функций.

3.  Наличие единых стратегических  целевых установок, ожидаемых  конечных результатов, пространственных  и временных характеристик действия  механизма технического перевооружения, как в целом, так и отдельных его частей.

4. Существование в действующих  производственных системах в  той или иной степени развитой  организационно-технической базы  для последовательного и непрерывного  осуществления мер по техническому  развитию производства. Сюда входят  подразделения (участки, цехи), постоянно  занятые выполнением заданий  по техническому перевооружению  и реконструкции производства, и  подразделения, привлекаемые к  этой работе периодически по  мере надобности.

5.  Возможность введения  в систему стратегического планирования  предприятия особого раздела  - «Стратегия технического перевооружения», служащего интегрирующей основой для объединения обособленного развития элементов, причастных к процессу технического перевооружения. 31

Согласно этому подходу  механизм технического перевооружения производства во всем многообразии входящих в него элементов выступает как  самостоятельная стратегическая подсистема, призванная решать следующие задачи:

Информация о работе Теоретические аспекты стратегического управления инновациями