Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа
Актуальность темы работы вызвана необходимостью проведения изменений в организации для дальнейшего ее развития в условиях жесткой конкуренции.
Целью курсового проекта является анализ особенностей подготовки производства продукции, планирование целей и стратегии проекта.
Задачи курсового проекта:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления инновациями;
- выяснить, выгоден ли проект по внедрению автономной системы отопления.
Введение...................................................................................................................2
Глава I. Теоретические аспекты стратегического управления инновациями ...4
1. Сущность инновационной стратегии, виды инновационных стратегий........4
2. Цели и задачи стратегического управления инновациями..............................8
3. Содержание и формы стратегического управления инновациями...............18
4. Особенности инновационных стратегий фирмы в соперничестве конкурирующих фирм...........................................................................................26
5. Методы выбора инновационной стратегии....................................................31
Глава II. Технико-Экономическое обоснование внедрения автономной системы отопления здания...................................................................................33
Заключение............................................................................................................40
Список используемой литературы......................................................................41
По своей содержательной
направленности стратегическое управление
инновациями носит
Единой для всех предприятий модели инновационной стратегии не существует, равно как и единого универсального стратегического управления инновациями. Каждое предприятие, действующее в рыночной экономике, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического управления инновационным процессом является уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для многих предприятий Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции предприятия, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, производимого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и других. В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки инновационных стратегий и осуществления стратегического управления инновациями.24
Процесс стратегического управления, состоит из взаимосвязанных фаз (этапов): стратегическое планирование (анализ ситуации, разработка стратегий); реализация стратегий; стратегический контроль. Интеграция вышеуказанных фаз образует систему стратегического менеджмента на предприятии, обеспечивающую охват управляющим воздействием всех звеньев и элементов, занятых решением стратегических задач. Для того чтобы их увязать воедино, необходимо наличие соответствующей организационной формы. Опыт показывает, что существующие формальные организационные структуры на предприятиях обычно недостаточно способны сконцентрироваться на выполнении экстраординарных инновационных мероприятий. Все они формировались на основе директивных типовых схем, которые разрабатывались в свое время НИИ труда для предприятий различных отраслей, типов производства, объемов выпуска продукции, уровня ее сложности, количества и годовой выработки продукции на одного работника.
Однако для решения
стратегических задач возникает
необходимость в радикальном
реформировании подходов к структурам
управления, повышении уровня их вариантности.
Это особенно важно при решении
крупномасштабных инновационных задач,
требующих определенного
Матричные организации создаются,
когда выбранная стратегия
Однако рассмотренный выше подход не может быть признан исключительным. Решение стратегических задач далеко не всегда ограничивается лишь организационными меркам только в самой системе. Возникает необходимость комплексного охвата также элементов внешней среды предприятия (сегментов рынка).
В новых условиях хозяйствования
концепция выделения
В результате образования СХЕ на многих предприятиях создаются так называемые инвестиционные центры (профит-центры), представляющие собой, автономно действующие предпринимательские звенья предприятия, располагающие достаточно самостоятельной стратегией своего поведения, собственным ресурсным обеспечением, организационно-технической базой и т. д.26
Процессы формированная и развития стратегических организационных образований по типу СХЕ представляют значительный интерес для российских предприятий, которые рано или поздно встанут на ноги и непременно окажутся перед необходимостью решения стратегических задач с учетом ситуаций рыночной стихии. Задача заключается в том, чтобы от признания факта необходимости и полезности выделения совокупностей СХЕ перейти к практической стороне их возможного создания на предприятиях.27
Однако, как уже было сказано
выше, диапазон стратегических задач
отнюдь не исчерпывается непосредственно
рыночной проблематикой. Подходы к
достижению стратегических рыночных целей
расположены также и на уровне
функциональных сфер на предприятии (совершенство
технической базы, новая технология,
профессиональный уровень кадров и
т. п.) Отсюда возникает необходимость
внимания к пакету стратегических задач
обеспечивающего плана (техника
и технология, механизация и автоматизация,
техническое перевооружение и реконструкция
и т. п.). Этим целям служит метод
формирования целевых организационных
структур, специально создаваемых для
решения комплекса
Предприятие, выступающее
как производственно-
Это отнюдь не означает отказа
от классического понимания
Сформированная в результате структуризации целей функциональная модель управления инновационной подсистемой позволяет:
- выделить структурные модули управления инновационной деятельностью на основе анализа элементов и группировки их по определенным признакам в единые организационные образования;
- проверить полноту реализации функций управления, выявить функции, не выполняемые в настоящий момент;
- рационально распределить полномочия и ответственность на всех этапах принятия и реализации решений между иерархическими уровнями управления и звеньями стратегического управления инновациями;
- обеспечить единство мероприятий при разработке организационного механизма достижения целей.29
На основе данной функциональной
модели разрабатываются
Выделение организационных модулей позволяет применить при формировании подсистемы стратегического управления инновационной деятельностью методологию модульного проектирования. Сущность ее состоит в синтезе подсистемы из отдельных оргмодулей на основе заданного алгоритма их выбора в некоторой системе ограничений. Методология модульного проектирования предусматривает основную концентрацию сил на стадии построения структуры. управления, когда решающее значение приобретает обработка главных характеристик и принципов общей схемы управления, предопределяющих всю совокупность последующих организационных решений. Эта стадия имеет наибольшее методическое значение, поскольку именно на ней осуществляется увязка организационных преобразований со стратегией экономического, технического и социального развития предприятия.30
Главной задачей при определении состава оргмодулей является объединение различных функций управления в однородные группы проблем, совместное решение которых требует построения самостоятельного элемента организационной структуры. Например, в связи с необходимостью выхода на новые стратегические горизонты (рыночная переориентация, конверсия и т. п.) некое предприятие поставило стратегическую цель технически перевооружить действующее производство.
Техническое перевооружение, как известно, по своей сущности является органической составной частью воспроизводственного процесса, обеспечивающей накопление и изменение структуры производственно-технического потенциала предприятий за счет комплексных и целенаправленных мер в области техники, технологии, организации и экономики производства. В этом качестве сфера технического перевооружения связана и взаимодействует с другими направлениями воспроизводственного процесса, в том числе с новым строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, образуя единую основу технического развития производства.
В силу специфического характера элементов, составляющих механизм технического перевооружения, они в полной мере могут быть, учтены и реализованы лишь при условии их определенного организационного обособления и относительно самостоятельного развития. Основными факторами такого организационного обособления в данном случае являются:
1. Существование проблемы
непрерывного технического
2. Участие в процессе
технического перевооружения
3. Наличие единых стратегических
целевых установок, ожидаемых
конечных результатов,
4. Существование в действующих
производственных системах в
той или иной степени развитой
организационно-технической
5. Возможность введения
в систему стратегического
Согласно этому подходу механизм технического перевооружения производства во всем многообразии входящих в него элементов выступает как самостоятельная стратегическая подсистема, призванная решать следующие задачи:
Информация о работе Теоретические аспекты стратегического управления инновациями