Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 20:48, курсовая работа
Целью данной работы является всесторонний анализ организации процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в органах муниципального управления и выработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
1. Рассмотреть теоретические основы профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров.
2. Дать характеристику объекта исследования.
3. Проанализировать организацию процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров………………………………………………..6
1.1. Основные направления развития и обучения персонала…………………………..................................................................6
1.2 Процесс и методы профессионального обучения и развития персонала……………………..........................................................................10
1.3. Повышение квалификации руководителей специалистов и служащих……………………………………………………………………..…17
Глава 2. Анализ деятельности Администрации Промышленновского района
2.1. История создания, основные виды деятельности, характеристика организационной структуры Администрации Промышленновского района............….………............................……………………………………22
2.2. Анализ структуры и динамики рабочей силы Администрации Промышленновского района………………. .................................................25
2.3. Анализ основных показателей деятельности Администрации Промышленновского района.........................................................................34
Глава 3.Характеристика процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района…………………………………………………………………………...40
3.1. Анализ реализации процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района………………………………………………………………………….40
3.2. Разработка предложений по совершенствованию процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района……………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………49
Рис. 2 Структура работников по категориям
Исходя из данных видно, что численность административно-
Структура работников по полу, возрасту и образованию представлена в таблице 3 и на рисунках
Табл. 3 Структура работников по полу, возрасту и образованию
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
По полу: -женщины |
94 |
93 |
91 |
-мужчины | 28 | 29 | 29 |
По возрасту : до 30 |
6 |
8 |
7 |
30-39 | 22 | 22 | 23 |
40-49 | 34 | 35 | 35 |
50-60 | 41 | 41 | 41 |
Старше 60 | 19 | 16 | 14 |
По образованию: -высшее |
79 |
85 |
88 |
-средне-техническое | 31 | 26 | 22 |
-среднее | 12 | 11 | 10 |
Общее количество работников | 122 | 122 | 120 |
Рис.3 Структура работников по полу
Исходя из данных видно, что в организации среди персонала в значительной степени преобладает женский пол. Однако данные таблицы и диаграммы свидетельствуют о росте количества мужчин и снижении количества женщин в кадровом составе организации за последние три года.
Рис. 4 Структура работников по возрасту
При анализе кадрового состава Администрации видно, что большее количество сотрудников – это люди в возрасте 50-60 лет; есть и в возрасте от 60 и выше, в то время как молодых специалистов в возрасте до 30 лет всего в 2009 году было 7 человек. Это явление является проблемным, называемое «старением персонала». В любой организации для успешного функционирования необходимы как работники с опытом работы, так и без него. Но при приеме на работу преимущественно требуются работники с опытом работы, которого зачастую нет у молодых специалистов. Также предлагаемая небольшая заработная плата не привлекает молодых специалистов в данные структуры.
Рис.5 Структура работников по образованию
С каждым годом численность работников с высшим образованием увеличивается. Это связано с системой повышения квалификации персонала и с появлением новых требований к уровню образования муниципальных служащих.
Рассмотрим структуру персонала по стажу. Она приведена в таблице 4 и на рисунке 6
Табл. 4 Структура работников по стажу
Стаж работы | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г.
|
До 1 года | 6 | 3 | 4 |
1-3 года | 9 | 14 | 9 |
3-5 лет | 27 | 28 | 34 |
Свыше 5 лет | 80 | 77 | 73 |
Всего | 122 | 122 | 120 |
Рис. 6 Структура работников по стажу
В целом можно сказать, что большая часть работников Администрации – это опытные сотрудники, хорошо знающие специфику своей организации. Следовательно, они выполняют свою работу качественно. Но по диаграмме видно, что численность работников со стажем больше 5 лет сокращается. Это прежде всего связано с выходом работников на пенсию, также возможно некоторые работники находят другое место работы. Видно, что работников без опыта работы (молодых специалистов) принимают на работу, но в совсем небольшом количестве.
Изменение численности работников представлено в таблице 5 и на рисунке 7
Табл. 5 Структура численности работников
| 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Количество принятых работников | 6 | 3 | 4 |
Количество выбывших работников | 3 | 3 | 6 |
Численность работников на конец года | 122 | 122 | 120 |
Рис. 7 Движение кадров
Проанализируем движение рабочей силы в организации. Для этого вычислим следующие коэффициенты:
1) Коэффициент оборота по приему = численность принятых/среднесписочная численность.
2007 год: 6/122= 0,05;
2008 год: 3/122= 0,02;
2009 год: 4/120= 0,03.
Эти данные показывают то, что в Администрации осуществляется небольшой набор работников.
2) Коэффициент оборота по выбытию = численность уволенных/среднесписочная численность.
2007 год: 3/122= 0,02;
2008 год: 3/122= 0,02;
2009 год: 6/120= 0,05.
К 2009 году этот коэффициент возрос до 0,05, что свидетельствует о увеличении количества увольнений. В основном причиной увольнения служит выход на пенсию или уход на другое место работы.
3) Коэффициент текучести = число уволившихся сотрудников по причинам, не вызванным общественной необходимостью/численность на начало года.
2008 год: 3/122= 0,02;
2009 год: 6/122= 0,05.
В организации небольшая текучесть кадров (0,05), что говорит о стабильности кадрового состава, правильной кадровой политике организации и об удовлетворении персонала своей работой.
4)Коэффициент замещения = (принятые - уволенные)/среднесписочная численность.
2008 год: (3 - 3)/122= 0;
2009 год: (4 - 6)/120= - 0,02.
Отрицательное значение коэффициента свидетельствует о превышении числа уволенных над числом принятых, а значение равное 0 свидетельствует о полном замещении работников.
Исходя из данных, видим, что количество принятых работников сокращается с каждым годом, а количество уволенных растет. Данное явление, скорее всего связано с экономическим кризисом, когда практически во всех организациях наблюдалось сокращение кадров. Также связано с выходом на пенсию (так как основной возраст работников Администрации Промышленновского района 50-60 лет),также уход на другую работу.
3.Характеристика процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района
3.1. Анализ реализации процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района
Ежегодно в городе Кемерово работники Администрации Промышленновского района и сельских поселений проходят курсы повышения квалификации.
Так в 2008 году курсы повышения квалификации по теме: «Муниципальное управление сельскими поселениями» прошли 11 человек, то есть это главы от каждого сельского поселения Промышленновского района.
В 2009 году курсы повышения квалификации прошли 9 работников по темам: «Муниципальное управление сельскими поселениями, правовая база, направление деятельности и развитие», «Размещение государственных и муниципальных заказов: правовое регулирование, процедурная практика», «Кадровая политика в органах муниципального и государственного управления».
В 2010 году курсы повышения квалификации прошли 6 работников по темам: «Организационно-контрольная работа и деловое администрирование в органах местного и государственного управления», «Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности муниципальных служащих», «Этика и культура управления. Конфликтология».
Так можно из вышеуказанных данных сделать вывод, что с каждым годом количество работников, проходящих, курсы повышение квалификации сокращалось. Данная ситуация объясняется следующим, в конце 2008 года начался экономический кризис, который непосредственно отразился на финансировании со стороны областного бюджета, также местного на профессиональном обучении и развитии, подготовке кадров Администрации Промышленновского района.
В связи с тем, что денежные средства из областного бюджета поступают в недостаточном объеме, то процесс обучения и развития персонала и подготовки кадров Администрации проходит на недостаточном уровне.
Но все, же помимо прохождения курсов повышения квалификации, также реализуются и другие методы.
Обучение новым программам. В связи с тем, что ежегодно происходит введение новых программ в разные отделы. Приглашают специалистов, которые обучают работников компьютерным программам. Так, например, недавно была введена программа «Парус», которой обучили всех сотрудников бухгалтерии.
Также наиболее часто используемый метод профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров, это метод дублирования или наставничества (о котором упоминалось в 1 главе). Но данный метод реализуется формально. Метод также упрощает обучение, поскольку стажеры учатся, выполняя фактическую работу и получая быструю обратную связь.
В целом можно выделить следующие отрицательные стороны, а именно:
«старение персонала», сложность в обучении, переподготовке и подготовке работников. Так как большая часть сотрудников - это люди в возрасте 50-60 лет, то в данном возрасте для человека обучение, подготовка и переподготовка является проблематичным. Также полученные знания ранее (высшее образование) устарели, не соответствуют современным требованиям;