Теоретические аспекты профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всесторонний анализ организации процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в органах муниципального управления и выработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
1. Рассмотреть теоретические основы профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров.
2. Дать характеристику объекта исследования.
3. Проанализировать организацию процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров………………………………………………..6
1.1. Основные направления развития и обучения персонала…………………………..................................................................6
1.2 Процесс и методы профессионального обучения и развития персонала……………………..........................................................................10
1.3. Повышение квалификации руководителей специалистов и служащих……………………………………………………………………..…17
Глава 2. Анализ деятельности Администрации Промышленновского района
2.1. История создания, основные виды деятельности, характеристика организационной структуры Администрации Промышленновского района............….………............................……………………………………22
2.2. Анализ структуры и динамики рабочей силы Администрации Промышленновского района………………. .................................................25
2.3. Анализ основных показателей деятельности Администрации Промышленновского района.........................................................................34
Глава 3.Характеристика процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района…………………………………………………………………………...40
3.1. Анализ реализации процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района………………………………………………………………………….40
3.2. Разработка предложений по совершенствованию процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района……………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - к печати.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

 

Рис. 2 Структура работников по категориям

 

Исходя из данных видно, что численность административно-управленческого персонала и основных работников с каждым годом растет. Это связано, прежде всего, с появлением новых более специализированных отделов. Сокращение же численности вспомогательного персонала обусловлено сокращением затрат на персонал.

Структура работников по полу, возрасту и образованию представлена в таблице 3  и на рисунках

 

 

 

Табл. 3 Структура работников по полу, возрасту и образованию

 

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

По полу:

-женщины

 

94

 

93

 

91

-мужчины

28

29

29

По возрасту :

до 30

 

6

 

8

 

7

30-39

22

22

23

40-49

34

35

35

50-60

41

41

41

Старше 60

19

16

14

По образованию:

-высшее

 

 

79

 

 

85

 

 

88

-средне-техническое

31

26

22

-среднее

12

11

10

Общее количество работников

122

122

120

 

Рис.3  Структура работников по полу

 

Исходя из данных видно, что в организации среди персонала в значительной степени преобладает женский пол. Однако данные таблицы и диаграммы свидетельствуют о росте количества мужчин и снижении количества женщин в кадровом составе организации за последние три года.

Рис. 4 Структура работников по возрасту

При анализе кадрового состава Администрации видно, что большее количество сотрудников – это люди в возрасте 50-60 лет; есть и в возрасте от 60 и выше, в то время как молодых специалистов в возрасте до 30 лет всего в 2009 году было 7 человек. Это явление является проблемным, называемое «старением персонала». В любой организации для успешного функционирования необходимы как работники с опытом работы, так и без него. Но при приеме на работу преимущественно требуются работники с опытом работы, которого зачастую нет у молодых специалистов. Также предлагаемая небольшая заработная плата не привлекает молодых специалистов в  данные структуры.

Рис.5  Структура работников по образованию

С каждым годом численность работников с высшим образованием увеличивается. Это связано с системой повышения квалификации персонала и с появлением новых требований к уровню образования муниципальных служащих.

              Рассмотрим структуру персонала по стажу. Она приведена в таблице 4  и на рисунке 6

Табл. 4 Структура работников по стажу

 

Стаж работы

2007 г.

2008 г.

2009 г.

 

До 1 года

6

3

4

1-3 года

9

14

9

3-5 лет

27

28

34

Свыше 5 лет

80

77

73

Всего

122

122

120


Рис. 6  Структура работников по стажу

 

В целом можно сказать, что большая часть работников Администрации – это опытные сотрудники, хорошо знающие специфику своей организации. Следовательно, они выполняют свою работу качественно. Но по диаграмме видно, что численность работников со стажем больше 5 лет сокращается. Это прежде всего связано с выходом работников на пенсию, также возможно некоторые работники находят другое место работы. Видно, что работников без опыта работы (молодых специалистов) принимают на работу, но в совсем небольшом количестве.

Изменение численности работников представлено в таблице 5  и на рисунке 7

Табл. 5  Структура численности работников

 

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Количество принятых работников

6

3

4

Количество выбывших работников

3

3

6

Численность работников на конец года

122

122

120

Рис. 7  Движение кадров

Проанализируем движение рабочей силы в организации. Для этого вычислим следующие коэффициенты:

1) Коэффициент оборота по приему = численность принятых/среднесписочная численность.

2007 год: 6/122= 0,05;

2008 год: 3/122= 0,02;

2009 год: 4/120= 0,03.

Эти данные показывают то, что в Администрации осуществляется небольшой набор работников.

2) Коэффициент оборота по выбытию = численность уволенных/среднесписочная численность.

2007 год: 3/122= 0,02;

2008 год: 3/122= 0,02;

2009 год: 6/120= 0,05.

К 2009 году этот коэффициент возрос до 0,05, что свидетельствует о увеличении количества увольнений. В основном причиной увольнения служит выход на пенсию или уход на другое место работы.

3) Коэффициент текучести = число уволившихся сотрудников по причинам, не вызванным общественной необходимостью/численность на начало года.

2008 год: 3/122= 0,02;

2009 год: 6/122= 0,05.

В организации небольшая текучесть кадров (0,05), что говорит о стабильности кадрового состава, правильной кадровой политике организации и об удовлетворении персонала своей работой.

4)Коэффициент замещения = (принятые - уволенные)/среднесписочная численность.

2008 год: (3 - 3)/122= 0;

2009 год: (4 - 6)/120= - 0,02.

Отрицательное значение коэффициента свидетельствует о превышении числа уволенных над числом принятых, а значение равное 0 свидетельствует о полном замещении работников.

Исходя из данных, видим, что количество принятых работников сокращается с каждым годом, а количество уволенных растет. Данное явление, скорее всего связано с экономическим кризисом, когда практически во всех организациях наблюдалось сокращение кадров. Также связано с выходом на пенсию (так как основной возраст работников Администрации Промышленновского района  50-60 лет),также уход на другую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Характеристика процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района

3.1. Анализ реализации процесса профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров в Администрации Промышленновского района

Ежегодно в городе Кемерово работники Администрации Промышленновского района и сельских поселений проходят курсы повышения квалификации.

Так в 2008 году курсы повышения квалификации по теме: «Муниципальное управление сельскими поселениями» прошли 11 человек, то есть это главы от каждого сельского поселения Промышленновского района.

В 2009 году курсы повышения квалификации прошли 9 работников по темам: «Муниципальное управление сельскими поселениями, правовая база, направление деятельности и развитие», «Размещение государственных и муниципальных заказов: правовое регулирование, процедурная практика», «Кадровая политика в органах муниципального и государственного управления».

В 2010 году курсы повышения квалификации прошли 6 работников по темам: «Организационно-контрольная  работа и деловое администрирование в органах местного и государственного управления», «Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности муниципальных служащих», «Этика и культура управления. Конфликтология».

Так можно из вышеуказанных данных сделать вывод, что с каждым годом количество работников, проходящих, курсы повышение квалификации сокращалось. Данная ситуация объясняется следующим, в конце 2008 года начался экономический кризис, который непосредственно отразился  на финансировании со стороны областного бюджета, также  местного на профессиональном обучении и развитии, подготовке кадров Администрации Промышленновского района.

В связи с тем, что денежные средства из областного бюджета поступают в недостаточном объеме, то процесс обучения и развития персонала и подготовки кадров Администрации проходит на недостаточном уровне.

Но все, же помимо прохождения курсов повышения квалификации, также реализуются и другие методы.

Обучение новым программам. В связи с тем, что ежегодно происходит введение новых программ в разные отделы. Приглашают специалистов, которые обучают работников компьютерным программам. Так, например, недавно была введена программа «Парус», которой обучили всех сотрудников бухгалтерии.

Также наиболее часто используемый метод профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров, это метод дублирования или наставничества (о котором упоминалось в 1 главе). Но данный метод реализуется формально. Метод также упрощает обучение, поскольку стажеры учатся, выполняя фактическую работу и получая быструю обратную связь.

В целом можно выделить следующие отрицательные стороны, а именно:

      «старение персонала», сложность в обучении, переподготовке и подготовке работников. Так как большая часть сотрудников - это люди в возрасте 50-60 лет, то в данном возрасте для человека обучение, подготовка и переподготовка является проблематичным. Также полученные знания ранее (высшее образование) устарели, не соответствуют современным требованиям;

Информация о работе Теоретические аспекты профессионального развития и обучения персонала, подготовки кадров