Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:34, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение вопросов эффективного построения работоспособной команды.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- рассмотреть теоретические источники создания эффективной команды;
- на практическом примере рассмотреть процесс построения команды.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ – ЕЩЕ ОДИН ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1 Что такое командообразование 5
Выгоды для организации и ее работников от командной организации труда 7
1.2 Технологии создания 10
1.3 Цели создания эффективной команды 21
2 ПРОЦЕСС КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В КОМПАНИИ ООО «НЕОН ЛЮКС» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 4
•
Оперативно-календарное
• Организация отчетности по установленным плановым позициям («как себя проконтролировать, чтобы не сбиться с пути?»).
Необходимость
планирования побуждает всех членов
команды детально проработать всю
схему собственных
В награду команда получает следующие «блага»:
• более четкое представление о результате, по достижении которого цель (план) считается выполненной;
• состав и характер ожидаемых «узких мест», о которых ранее имелось расплывчатое представление;
• более ясное представление о степени реализуемости отдельных намеченных мероприятий;
• четкое представление о состоянии и качестве наличных ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, организационных, строительных и др.);
• перечень проблем, которые не решены на стадии формирования плана из-за недостатка информации и неопределенности ситуации;
•
выбор рационального плана
• оценка характера ряда неопределенностей на этапе формирования плана, требующих последующей оперативной корректировки плана; оценка имеющегося резерва на блокирование непредвиденных обстоятельств.
Ссылки кого-либо из членов команды на отсутствие условий для планирования обычно являются попыткой оправдать собственное неумение планировать.
Один из парадоксов рыночной экономики заключается в том, что планированию больше внимания уделяется именно во времена высокой внешней нестабильности: чем больше внешнего хаоса, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий команды (надо учиться управлять обстоятельствами своей деятельности!). Составляя рациональный план действий, команда создает собственный инструмент контроля и управления продвижением к намеченным целям. Одновременно план является эффективным тренингом профессионального самообучения, в ходе которого приобретаются знания, опыт и профессионализм, которые не получить, не освоив эффективное планирование18.
Этапы планирования деятельности
1. Целеполагание – этап разработки целей
Цель
– это не что иное, как ожидаемый
результат. Формулировка цели должна раскрыть
этот ожидаемый результат. Цель есть
форма представления результата. Чем конкретней
цель, тем реальнее результат и перспектива
его достижения.
Например: цель – освоить новую технологию
ведения учебных занятий. Ожидаемый результат:
основная часть преподавательского состава
практически планирует и ведет свои занятия
по новой технологии.
Для того чтобы сформулировать цель, необходимо записать первую подходящую формулировку цели и определить, какие явления (показатели, параметры, эффекты) явились бы доказательством, что цель достигнута. Это и будет ожидаемый результат. Найдя наиболее удобное (убедительное) явление, подтверждающее выполнение цели, необходимо скорректировать ее формулировку. И так до тех пор, пока формулировка цели-результата не будет ясна всем. Это самый важный этап планирования, так как в процессе формулирования цели-результата члены команды прорабатывают схему его достижения (то есть содержательную часть самого плана).
Главное – не ставить слишком далеких, абстрактных целей. Чем дальше во времени цель, тем меньше в данный момент точной информации о возможностях ее достижения. Кроме того, нельзя забывать и о вероятностной природе сопутствующих условий и обстоятельств.
Формулировки прежней системы типа: «усилить...», «поднять...», «углубить...» – это формулировки не целей, а возможных путей (направлений) их достижения. А это – не одно и то же!
Если
необходимая цель не поддается конкретизации
до формы представления
Не случайно в заявках на финансирование требуется раскрыть не только цель предлагаемого проекта, но и задачи (подцели), решаемые в ходе осуществления проекта. Это позволяет лучше понять общую формулировку цели и путей ее достижения19.
Например: Цель – команда преподавателей должна освоить новую технологию ведения учебных занятий.
Задачи команды:
• приобрести и установить необходимое оборудование и наглядные пособия;
• разработать и издать необходимое количество инструктивно-методических материалов и пособий;
• овладеть методами эффективного использования оборудования и пособий;
• организовать цикл демонстрационных и пробных учебных занятий;
• перейти на планово-календарную основу учебных занятий по новой технологии.
Детализация разбиения цели на задачи определяется тем, как должен быть представлен ожидаемый результат по каждой задаче.
2. Определение направлений достижения намеченной цели (разработка стратегии и тактики)
Назначение
этой процедуры планирования – составление
набора различных вариантов выполнения
поставленных задач. Для того чтобы
составить набор вариантов
•
фактические и ожидаемые
• реальные социально-экономические условия и конъюнктуру;
• поведение внешних партнеров и руководящих органов;
• уровень подготовки членов команды.
Далее из «пакета» вариантов осуществляется выбор (одного-двух) рациональных вариантов, удовлетворяющих следующим требованиям:
•
достаточность собственных
• достаточная реальность выполнения в планируемые сроки (на уровне прогнозируемого развития внешней и внутренней ситуации);
• допустимый уровень потерь при выполнении выбранного варианта действий (оценка рисков)20.
Выбранные варианты действий и составят основу стратегии достижения поставленной цели.
Например:
Задачи:
• подготовить и провести методический тренинг-семинар;
• разработать и издать необходимые инструктивно-методические материалы и пособия.
Варианты выполнения задач:
• Оплатить инструктивно-методические материалы и обучение одного члена команды в организации, владеющей новой технологией.
•
Заключить договор с
• Разработать проект реализации поставленных задач и получить финансирование в вышестоящих органах или грант у отечественных или международных фондов.
Выбор основного направления действий производится на основе оценки соотношения «важность (срочность) решения задач – допустимый для команды уровень затрат и рисков».
3. Составление долгосрочного плана
Стратегический план
Составление 5-летних планов развития целесообразно в установившихся рыночных условиях при выходе экономики страны на стабильный уровень развития. В прежней экономической системе пятилетние планы считались нормативными, в современных условиях целесообразно опираться на трехлетние планы и набор жизненно важных стратегических целей на пятилетку.
Стратегический план должен содержать следующие сведения:
• набор стратегических жизненно важных целей по различным направлениям деятельности команды (с указанием ожидаемых результатов);
• основные пути достижения стратегических целей с указанием основных этапов промежуточных годовых результатов;
• указание членов команды, ответственных за различные этапы подготовки и реализации долгосрочного плана;
• социальные перспективы реализации стратегического плана для всех членов команды (основа мотивации его исполнения);
• ресурсы и результаты деятельности, на которые опирается разработка стратегического плана;
• варианты изменения стратегического плана при прогнозируемом возникновении негативных обстоятельств;
• плановая периодичность корректировки стратегического плана.
4. Плановая отчётность
Любой план теряет смысл, если не установлен порядок и форма отчётности по плановым позициям.
Формы отчётности устанавливаются внутри команды по взаимной договоренности и должны быть максимально упрощены. В отчетах членов команды содержится характеристика незавершённых позиций, значимый результат по которым должен быть получен в последующие календарные периоды21.
Таким образом, мы рассмотрели технологию построения команды и с позиции стратегического планирования.
Чтобы увидеть, как командообразование встраивается в более общую систему работы с организацией, опишем конкретный случай бизнес-организации, где была сформирована управленческая команда, выработано общее видение и проведено позиционирование членов команды в ходе консультирования по организационному развитию. При этом остановимся лишь на центральных моментах22.
Торговая организация ООО «Неон Люкс» была создана в 1988 г. Ее основала семья из четырех человек (родители и дети), которые и являются в настоящий момент владельцами фирмы. По мнению генерального директора (одного из владельцев фирмы), в организации существуют проблемы, связанные с нехваткой персонала (бухгалтеров, менеджеров и т. д.), отсутствием должностных инструкций, нормальной системы оплаты труда и др. В целом, непонятно, что сделано, что надо сделать, кто и за что отвечает. Запрос на консультирование формулировался следующим образом: необходимо создать жизнеспособную систему управления организацией, подобрать недостающий персонал, сформировать команду единомышленников.
Первые
встречи консультантов и