Технология создания команды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение вопросов эффективного построения работоспособной команды.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- рассмотреть теоретические источники создания эффективной команды;
- на практическом примере рассмотреть процесс построения команды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ – ЕЩЕ ОДИН ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1 Что такое командообразование 5
Выгоды для организации и ее работников от командной организации труда 7
1.2 Технологии создания 10
1.3 Цели создания эффективной команды 21
2 ПРОЦЕСС КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В КОМПАНИИ ООО «НЕОН ЛЮКС» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 4

Работа содержит 1 файл

Технология создания команды (кур).doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Государственный Университет Культуры и Искусств – Менеджмент-центр

факультет Корпоративного управления

5-й курс 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему

«Технология создания команды» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Необходимость формирования команды может возникать  в различных ситуациях развития организации. Быстрые изменения как в политике, так и в бизнесе приводят к появлению задач, для решения которых в данный момент отсутствуют конкретные специалисты. Существуют примеры создания команды в кризисных для организации ситуациях, когда основной ее задачей становится поиск путей выхода из кризиса при кардинальном изменении управленческой стратегии руководства организацией. Команда может быть сформирована в случае, когда решение задачи требует творческого подхода от определенной группы людей и не под силу отдельно взятому, пусть даже гениальному, человеку.

       Еще в конце 1980-х гг. на Западе пришли к выводу, что командообразование (team-building) является важным фактором, обеспечивающим лучшее качество услуг и в то же время сохраняющим здоровую конкуренцию. Командообразование становится одной из прогрессивных стратегий управления организацией, Команда - это нечто большее, чем простая группа отдельных людей. Если люди работают вместе, они могут произвести работу, которая превосходит по объему либо радикально отличается по качеству от работы отдельно трудящихся индивидуумов.

       В последнее время руководители многих организаций приходят к осознанию важности формирования команды единомышленников, слаженности работы коллектива для достижения поставленных перед фирмой или компанией целей, то есть к необходимости создания эффективной команды.

       Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат». Однако на практике психологический акцент нередко смещается с результатов деятельности на межличностную конкуренцию, что часто приводит к скрытой и явной конфронтации. А это, в свою очередь, ведет к деловому и экономическому спаду, формирует напряжение внутри коллектива, разрушительно воздействует на личность.

       Люди, составляющие команду:

    • работают лучше и эффективнее; - понимают друг друга;
    • рационально распределяют между собой роли;
    • не тратят лишнего времени на выполнение поставленных задач;
    • стабильно работают;
    • не стремятся никуда уходить из компании, в которой хороший психологический климат, и главное – они добиваются лучших результатов.

       Целью работы является рассмотрение вопросов эффективного построения работоспособной команды.

       Для достижения этой цели мы поставили  следующие задачи:

       - рассмотреть теоретические источники  создания эффективной команды;

       - на практическом примере рассмотреть  процесс построения команды.

       В качестве объекта для практического рассмотрения вопроса, нами была выбрана компания ООО «Неон Люкс», все материалы по данной компании были любезно предоставлены как её непосредственными руководителями, так и консалтинговой группой «Ирма», которая выполняла в данной компании заказ по формированию управленческой команды. 
 

 

1 КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ – ЕЩЕ ОДИН ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

       1.1 Что такое командообразование

       Слово «Командообразование» или teambuilding, как и большинство широкоупотребляемых в современной бизнес-лексике терминов, пришло из английского языка. Дословный перевод «командообразование» - «построение команды». Однако технологию командообразования все понимают по-своему. Например, в крупных западных компаниях принято отмечать вехи серьезных проектов совместным походом в боулинг-клуб или выезжать на природу с шашлыком, пивом или еще чем-то покрепче. Сотрудники, занятые в одном проекте, командообразуются таким способом.

       Существуют  тренинговые компании, специализирующиеся на физических способах командообразования - разного рода веревочные курсы, связанные со спортивной активностью на природе, часто с экстримом. Кто-то сплавляется на байдарках по горной реке, кто-то испытывает команду «на прочность» в горах. А вечером у костра песни под гитару… Вспоминается студенчество, стройотряды.

       Есть  классические обучающие семинары по командообразованию, где расскажут  о различных ролях в команде  и лидерстве. Это хорошая возможность  получить знания и в безопасных «лабораторных» условиях попробовать себя в разных командных ролях1.

       Как правило, руководитель, дающий задание менеджеру по персоналу, «найти тренинг по командообразованию», преследует определенную цель: сплотить коллектив для достижения конкретной цели или, как минимум, для повышения результативности общей работы.

       В настоящий момент интенсивно пропагандируется идея отказа от старых способов управления и перехода к новым методам, позволяющим обеспечивать «больше, но теми же силами». Развитие новых информационных технологий привело к уменьшению численности сотрудников во многих организациях, а значит, оставшиеся должны брать на себя большую ответственность. Соответственно повышаются и требования к сотрудникам: они должны иметь разнообразные навыки работы (быть компетентными во многих областях), быть способными самостоятельно принимать решения. В этой ситуации командная работа, где ответственность за конечный результат принимается всеми членами группы, видится как один из реальных способов выжить на рынке.

       Начиная с 1994 г. командообразование использовалось в 40 % всех программ по организационному развитию. В настоящее время проводятся исследования и опросы успешности внедрения и эффективности командной организации работы. Опрос компаний о причинах внедрения командной организации труда показал следующее:

       повышение качества (38 %);

       увеличение производительности (22 %);

       уменьшение  эксплуатационных расходов (17 %};

       удовлетворение  работой (12 %); реструктуризация (5 %);

       другие (6%)2.

Таблица 1

Выгоды  для организации и ее работников от командной организации труда

Что получает организация: Что получают члены команды:
1. Повышение  эффективности и производительности  труда 1. Полномочия  делать то, что является правильным  и необходимым в данный момент
2. Улучшение  качества услуг и продуктов 2. Больше информации, знаний и возможности принимать  решения
3. Производство  продукции мирового класса 3. Способность  более эффективно решать актуальные  проблемы
4. Более  качественное обслуживание заказчика  - быстрее, более ответственно 4. Способность  вводить изменения, выступать  с рационализацией процесса производства
5. Постоянное  усовершенствование структуры процессов  производства 5. Персональная  гордость за качество товара  или услуги
6. Улучшение  процесса принятия решения - успех  на рынке, победа в конкурентной  борьбе 6. Чувство значимости  и поддержки команды
7. Максимальная  реализация умственных способностей, потенциала и ответственности  каждого сотрудника 7. Вознаграждения, связанные с повышением производительности
8. Улучшение  связей внутри организации, интеграции  связей между руководством и  подчиненными, между подчиненными 8. Индивидуальный  рост и развитие профессиональных  навыков, эффективное обучение
9. Постоянный  рост и развитие организации  и ее людей 9. Ситуативное  лидерство
 

       Создать высокоэффективную команду нелегко. Эта работа требует времени и упорства.

       Ни  одна группа людей не становится командой единомышленников сразу. Любая команда проходит в своем развитии определенные стадии формирования3.

       Заметим, однако, что существуют два основных типа команд, в процессе формирования которых есть определенные отличия:

       Проектные группы, созданные для выполнения какой-то конкретной задачи и существующие достаточно короткое время.

       Постоянно существующие группы, отделы, службы, которые работают длительное время.

       В проектных группах роли чаще всего  уже распределены, хотя и могут меняться в процессе работы. В своем развитии проектные команды проходят следующие стадии:

       Узнавание и «притирка» друг к другу, выработка  норм и правил поведения внутри команды. На этой стадии возможно возникновение конфликтов.

       Дальнейшая  «притирка» и перераспределение  ролей, отработка схем взаимодействия между членами команды для  решения каких-либо рабочих и личных вопросов. На этой стадии возникновение конфликтов весьма вероятно.

       Интеграция  и успешная работа команды по выполнению поставленных перед ней задач.

       Команда «охладевает» к работе. Между участниками  вновь возможны конфликты, так как члены коллектива начинают задумываться, что им делать дальше. Важно уметь организовывать выход коллектива из проекта, работа над которым успешно завершена4.

       Какие стадии проходит постоянно существующая группа, прежде чем стать командой?

       Стадия  узнавания друг друга, «притирки», выработки  групповых норм и правил поведения. В это время состав группы может  быть нестабилен – люди могут уходить из группы или приходить в нее.

       Стадия  распределения и закрепления  групповых ролей, принятия групповых норм членами команды.

       Стадия  выработки, закрепления и оптимизации  схем взаимодействия между членами команды.

       Стадия  интеграции и успешной работы сформированной команды, коллектива.

       На  каждой стадии, особенно на первых трех, возможно возникновение конфликтных ситуаций, которые нужно уметь конструктивно решать, и этому нам тоже предстоит научиться.

       У каждого человека есть как своя формальная и неформальная роль, которую этот человек играет в жизни и работе группы.

       Для успешного функционирования команды  важны все люди и все роли, которые  они выполняют. Вы, вероятно, сталкивались в жизни с такой ситуацией, когда в коллективе нет человека, способного взять на себя ответственность за принятие решения и стать лидером, или когда все предлагают хорошие идеи, но нет человека-организатора, который смог бы претворить эти идеи в жизнь5.

       Часто бывает, что один человек в себе объединяет несколько ролей. Но, как  правило, он не может делать все достаточно эффективно, поэтому надо подготавливать к выполнению каких-то ролей и других.

       О ролях в команде будет сказано  несколько позже.

       А теперь, имеет смысл разобраться  с технологией построения команды.

       1.2 Технологии создания

       Понятие команды.

       Иногда  команды могут называться советами, комиссиями, группами. Возможно, многим будет ближе понятие коллектива. И все-таки, несмотря на некоторую  схожесть терминов, когда мы говорим  о команде, мы имеем в виду нечто  другое. В дальнейшем под командой мы будем подразумевать группу людей, дополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей организации и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.

       Командному  способу организации деятельности присущи:

    • согласованное видение стоящих перед организацией задач и система распределения ответственности для их успешного решения;
    • формирование направленности на общую и ясную цель;
    • распределение ролей и позиций с целью достижения максимальной самоотдачи;
    • обеспечение максимального включения каждого сотрудника в рабочий процесс;
    • обеспечение совместной выработки решений;
    • ориентация на эффективность и ситуационное лидерство;
    • генерация новых идей и способов решения проблем;
    • развитие внешних отношений и установление необходимых контактов с другими людьми и организациями;
    • проверка и оценка эффективности выполнения работы.

Информация о работе Технология создания команды