Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:34, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение вопросов эффективного построения работоспособной команды.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- рассмотреть теоретические источники создания эффективной команды;
- на практическом примере рассмотреть процесс построения команды.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ – ЕЩЕ ОДИН ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1 Что такое командообразование 5
Выгоды для организации и ее работников от командной организации труда 7
1.2 Технологии создания 10
1.3 Цели создания эффективной команды 21
2 ПРОЦЕСС КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В КОМПАНИИ ООО «НЕОН ЛЮКС» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 4
Грамотно сформированная команда устойчива к внешним воздействиям, она становится единым организмом, который способен гибко реагировать на изменения ситуации.
Таким образом, командообразование - это процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организации, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический интеллектуальный и творческий потенциалы6.
Основные черты командного способа организации.
Обычно командообразование проводится после организационной диагностики, аттестации или оценки персонала в организации и является своеобразным этапом в рамках консультирования по организационному развитию. В этом случае командообразование может проходить по трем направлениям:
Направления командообразования.
В каждом конкретном случае стадии командообразования могут длиться разное время. Одни стадии могут быть свернуты и представлены фрагментарно, на других же - сделан акцент. Все зависит от конкретной ситуации, поставленной задачи и самой группы людей, которая может быть уже командой, просто группой или вообще отсутствовать.
На
подготовительном этапе работы генеральным
директором организации совместно
с консультантами принимается решение
провести организационную диагностику
и оценить потенциал
На этапе формирования образа желаемого будущего, общего видения достигается согласованность между всеми участниками, вырабатывается общее видение задачи. Группа определяет направления движения, цели, задачи и специфику деятельности своей организации. Как правило, консультант ставит перед участниками задачу: описать организацию через 1-1,5 года и определить ее цели. Они должны быть:
Общее видение не означает, что все участники командообразования должны мыслить одинаково, но каждому участнику необходимо знать то, что видит другой, и иметь хотя бы минимальное согласие с ним относительно образа своей организации и ее целей. Выработка общего видения позволяет снять противоречия между участниками относительно своей организации.
На стадии позиционирования участники определяют основные позиции в деятельности своей организации и соответствие членов команды этим позициям с учетом всех необходимых составляющих: склонностей, способностей, опыта, типа личности и т. д. С целью эффективного проведения групповой дискуссии проводится также ролевое распределение участников. Большое внимание на этом этапе уделяется определению менеджерских и лидерских функций в управлении.
В ходе групповой дискуссии участники приходят к общему мнению относительно планирования деятельности организации, формирования целереализующей системы, составления конкретного плана-графика, распределения ответственности, определения сроков исполнения. Результатом этого этапа является составление плана работы организации.
Управленческая команда постоянно отслеживает, насколько эффективно она продвигается вперед; оценивает выполнение конкретных заданий; анализирует, что мешает и что способствует ее эффективной работе7.
Команда – это особый вид небольшой группы, которая характеризуется наличием специальных черт, определяющих эффективность ее деятельности (сочетание индивидуальности и колле- гиальности; взаимная зависимость, определенная степень закрытости от постороннего влияния, постоянная коммуникация и др.).
Можно выделить несколько ключевых принципов построения команды:
• коллективное исполнение работы;
• коллективная ответственность;
• оплата за конечный результат;
• адекватное стимулирование за конечный результат;
• управление и самоуправление;
• единоначалие и коллегиальность;
• повышенная исполнитель- ская дисциплина.
Процесс создания формальных и неформальных команд сложен и длителен. Технология создания команды предполагает реализацию процедур:
I.
Анализ показателей развития
трудового коллектива
II. Выбор формы управления в команде.
III.
Организация работы в команде:
распределение функций,
IV. Развитие команды.
Рассмотрим более детально эти процедуры.
I. Диагностический этап.
На данном этапе прежде всего выявляется степень сбалансированности следующих показателей:
1. Сплоченность команды. Важный фактор формирования команды – минимизация деструктивного поведения членов группы, которое проявляется в форме эгоизма, индивидуализма, пассивного неучастия в групповой деятельности (т. е. согласие работать на словах, а на деле – преследование индивидуальных интересов) и др. Поэтому для руководителя, стремящегося развивать коллектив по цепочке «рабочая группа» – «команда», необходимо приложить усилия к повышению чувства единства и взаимопонимания между членами коллектива аптеки, т. е. обратить внимание на сплоченность8.
Определить первоначально исходную степень сплоченности членов группы можно несколькими способами. Например, самый простой способ – опросить сотрудников об их готовности совместно проводить время, узнать о переживаниях по поводу выполнения совместной работы, поинтересоваться о том, с каким чувством они приходят на работу и покидают ее (и вовремя ли), доверяют ли они друг другу и т. д. Можно прибегнуть и к более сложным социометрическим про- цедурам. Сплоченный коллектив отличает взаимопонимание и взаимное влияние при принятии решений, желание прислушиваться к коллегам, уважение их интересов и позиций, удовлетворение от совместных действий.
2.
Уровень индивидуального
3.
Характер межличностных
II. Формы управления в команде
При всем многообразии вариантов можно выделить три основные формы управления в команде. На их выбор влияют результаты диагностического этапа.
1. «Театр одного актера». Эта форма используется в командах, имеющих общепризнанного лидера, которому команда полностью доверяет, полагая, что никто не предложит более рациональных и продуманных решений, чем он. Его распоряжения не подлежат критике. Руководитель-лидер осуществляет единоличное управление деятельностью команды, периодически советуясь с различными членами команды по своему усмотрению. Такая команда эффективна в своей деятельности до тех пор, пока авторитет руководителя-лидера непререкаем и принимается всеми членами команды почти на подсознательном уровне.
2. «Команда согласия». Такая форма наиболее приемлема для малочисленных команд высоких профессионалов, в которых мнение каждого крайне значимо для команды в целом. В таких командах все ответственные решения принимаются коллегиально, руководитель команды проводит их в жизнь, являясь одновременно одним из ключевых специалистов команды.
3.
«Совет». Занимает
Удачно
созданная или самопроизвольно
сформировавшаяся команда из совместимых,
уважающих друг друга специалистов
в процессе совместной профессиональной
деятельности и неформального общения
достаточно быстро превращается в сплоченный
жизнеспособный коллектив с общей целевой
установкой, единой системой ценностных
ориентиров.
III. Организация работы в команде
Для типовых, часто повторяющихся ситуаций в команде складываются стереотипы соответствующих ролевых распределений.
Наиболее часто ролевое распределение осуществляется в следующих областях:
1) профессиональная деятельность;
2)
взаимодействие с внешней
3) решение сложных проблем.
Для первого типа ролевого распределения основными являются:
• «организатор-координатор» – как правило, это руководитель команды;
• «главный специалист» (2–5 человек) – член команды наиболее высокой квалификации, выполняющий ключевые функции профессиональной деятельности;
•
«напарник» – член команды, работающий
непосредственно с главным
• «завхоз-ремонтник» – член команды, ответственный за снаряжение, оборудование и инвентарь команды;
• «агент по снабжению» – член команды, наиболее успешно действующий по обеспечению команды всем необходимым.
Для распределения ролей в ситуации второго типа характерно определение функций всеми членами команды (особо подчеркнем всеми членами) в соответствии с наиболее выдающимися личностными характеристиками каждого члена команды11.
Основные роли:
• «аналитик» – наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления;
• «переговорщик» – член команды, наиболее искусный из всех в коммуникации, «гений общения»;
• «скептик» – член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных сценариев действий команды;
• «лоббист-доставала» – наиболее «пробивной» член команды, который может «все достать», у которого обширные внешние связи;
• «душа команды» – наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, его Импульс и Совесть.
В третьем типе ролевого распределения так же, как и в остальных, ролевые функции определяются неформально в виде поручений различным членам команды в соответствии с их нестандартными способностями. Среди главных исполнителей в решении сложных проблем: