Технологии реализации контроллинга на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ технологий реализации контроллинга на современном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть концепции контроллинга в разных странах, цели, задачи и инструменты.
Проанализировать экономическую, управленческую и информационную подсистемы контроллинга и их взаимодействие.
Изучить технологии реализации контроллинга, применение информационных систем управления предприятием в контроллинге.
Предложить процедуру внедрения систем контроллинга на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЛИНГА………………………………..5
Сущность и концепции контроллинга……………………………………5
Цели и задачи контроллинга………………………………………………8
Инструментарий контроллинга……………………………………………9
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………13
Экономическая подсистема контроллинга……………………………...13
Подсистема управления…………………………………………………..16
Информационная подсистема контроллинга…………………………....20
Информационные системы управления предприятием и контроллинг.27
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПОМОЩИ КОНТРОЛЛИНГА………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Работа содержит 1 файл

Контроллинг.doc

— 887.50 Кб (Скачать)
     
  1. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ПРИ ПОМОЩИ КОНТРОЛЛИНГА

     Одним из наиболее эффективных в условиях ограниченности ресурсов методов внедрения  контроллинга является поэтапное изменение  информационных и управляющих потоков  предприятия. Его применение означает последовательное проведение ряда шагов, эффективность каждого из которых можно оценить сразу после осуществления.

     Здесь условно можно выделить четыре этапа (рис. 9)[4, c. 129, рис. 8]: целеполагание; внедрение на предприятии управленческого учета и отчетности; внедрение процедур планирования; внедрение процедур и механизмов контроля.

     Первый  этап - целеполагание. На данной стадии определяются цели внедрения контроллинга на предприятии. Представлен возможный перечень целей.

  • Увеличение конкурентоспособности предприятия. В настоящее время эффективные системы учета, анализа и планирования являются важнейшим фактором достижения успеха, что подтверждается объемами продаж крупнейших мировых поставщиков решений в этой области (продукты Oracle, R3 и т.д.). Внедрение подобных систем наряду с отлаженными механизмами поставки и транспортировки увеличивает прибыльность как отдельных корпораций, так и целых отраслей экономики.
  • Сокращение времени, необходимого руководству для принятия обоснованных тактических и стратегических решений.
  • Повышение качества принимаемых решений.
  • Сокращение товарно-материальных запасов на предприятии.
  • Выработка обоснованных критериев оценки эффективности подразделений и специалистов.
  • Снижение уровня трансакционных издержек.
  • Достоверное определение себестоимости каждого отдельного продукта.
  • Выделение любых видов затрат по предприятию.
  • Упрощение взаимодействия подразделений предприятия.

     В зависимости от целей выбирается набор инструментов, которые будут  внедряться, и определяются сроки внедрения.

     На  втором этапе - внедрение на предприятии управленческого учета и отчетности - решаются следующие задачи:

  • своевременного получения руководством текущей информации о деятельности предприятия (в удобном формате);
  • улучшения взаимодействия между подразделениями;
  • сокращения времени принятия управленческих решений ввиду уменьшения неопределенности;
  • улучшения мотивации сотрудников;
  • увеличения выработки;
  • снижения трудоемкости операций;
  • уменьшения величины запасов и потребности в ресурсах;
  • оптимизации использования производственных мощностей;
  • оптимизации потребления финансовых, материальных и кадровых ресурсов предприятия.

     С этой целью составляется структурная  схема предприятия, на которой указываются  входящие и выходящие из подразделений  информационные потоки, а также базы данных, существующие внутри подразделений ("как есть"). Далее задаются основные требования к системе управленческой отчетности ("как надо"). В частности устанавливаются:

     пользователи  различной информации;

     периодичность и формат входящих информационных потоков подразделений. Должен выполняться принцип уменьшения количества предоставляемой информации с движением вверх по иерархической лестнице;

     периодичность и формат выходящих информационных потоков.

     Составляются  необходимые учетные формы для использования внутри подразделений. Они должны соответствовать следующим установкам:

     изменение регистров учета должно быть вызвано  происшедшими событиями;

     все существенные изменения, произошедшие на предприятии, должны быть отражены;

     все изменения должны быть отражены в тот момент, когда они произошли.

     На  третьем этапе - внедрение процедур планирования - вырабатывается формат планов и заданий для различных подразделений с привлечением всех уровней руководства. Кроме того, определяются методики составления планов. Планирование должно охватывать ключевые показатели деятельности предприятия, а также сбыт, бюджеты накладных расходов и нормативы издержек, прибыль, программы инвестиций и финансирования.

     

     Рис 9. Алгоритм внедрения процедур контроллинга на предприятии

     Возможная структура системы планов предприятия.

     1. Целевые планы:

  • материально-вещественные цели - производимые товары и услуги;
  • стоимостные цели - финансовый результат, требования по ликвидности, левериджу, обороту и т.п.;
  • социальные цели - по отношению к инвесторам, партнерам, персоналу, общественности.
 
 

     2. Стратегические планы:

  • стратегические планы полей бизнеса и функциональные и региональные стратегии;
  • план совершенствования организационной структуры и правовой формы предприятия;
  • план совершенствования структуры управления.

     3. Оперативные планы:

  • ассортиментно-продуктовый план (в стоимостном и натуральном выражении);
  • планы по подразделениям (сбыт, производство, материально-техническое снабжение, транспортно-складское хозяйство, НИОКР, персонал, основные средства и т.д.);
  • плановые проекты.

     4. Общий план результата/финансовый  план (план по прибыли, выручке,  издержкам, плановый баланс, план  денежных потоков, план инвестиций).

     5. Плановые значения ключевых показателей  (в зависимости от применяемых  инструментов).

     Механизмы планирования должны использовать данные внедренного управленческого учета  и составляться в аналогичном  формате.

     На  четвертом этапе - внедрение процедур и механизмов контроля - вводятся в действие механизмы контроля соответствия фактических показателей плановым, а также разрабатывается система раннего предупреждения.

     Таким образом, мы рассматриваем контроллинг  как основное звено в системе  интеграции управленческих решений  и аналитического аппарата в компании. При внедрении контроллинга необходимо тщательно оценивать те инструменты, которые будут внедряться, и сопоставлять сложность внедрения, необходимость получаемой информации и соответствие получаемой модели предприятия действительности. Разработанная пощаговая методика внедрения контроллинга позволяет оптимизировать использование трудовых и финансовых ресурсов.[4, с. 128-135]

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Контроллинг – механизм управления, который  находится на стыке теории принятия решений, математического моделирования, теории систем, информационного и организационного моделирования.

     Весь инструментарий контроллинга относится к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы. Ценность в комплексности и увязанности между собой информации из различных областей функционирования компании.

     Основная  задача контроллинга - выбор наиболее эффективной структуры системы управления. Эффективность может определяться, например, минимальным рассогласованием между желаемым и фактическим значениями показателей системы, показателями качества принимаемых решений и прочими. Информационная структура, определяется организационной структурой и зависит от нее, поскольку содержит функции (задачи). Исполнители, сгруппированные по уровням управления, представляют собой организационную структуру. Исполнители имеют дело с информацией об объектах предметной области. Предметная область определяется функциональной областью экономической системы. Выбор соответствующих моделей и согласование их входных и выходных данных, определение последовательности реализации, выбор критерия эффективности использования моделей все это задачи контроллинга. Перечень моделей (функций), входные и выходные данные, управление (критерий эффективности) и ресурсы (математическое, информационное и организационное обеспечение) составляют структуру системы управления.

     В зависимости от ситуации, контроллинг  позволяет для конкретной экономической  системы выбрать наиболее подходящий по показателям качества принимаемых  решений метод, согласующийся с  целями управления.

     Для удовлетворения потребностей контроллинга  используются корпоративные информационные системы управления – решения, охватывающие деятельность всего предприятия, поэтому использование ИСУП является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.

     Предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет упрощения процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности. 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер.с нем. / Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. - Москва: «Финансы и статистика», 1997. - 800 с.
  2. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: «Финансы и статистика», 1995. - 304 с. 
  3. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананьина, С.В.Данилочкин, Н.Г.Данилочкина и др. - Москва: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 279 с. 
  4. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - Москва: «Финансы и статистика», 1998. - 256 с. 
  5. Калянов, Г.Н.  Консалтинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства. – Москва: СИНТЕГ, 2000. – 251 c.
  6. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1997. - 304 с. 
  7. Ойхман, Е.Г., Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии./ Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. - Москва: «Финансы и статистика», 1997. - 336 с. 
  8. Малышева, Л.И. Контроллинг на предприятии. /Л.И. Малышева // Журнал «Открытые системы». – 2000. - № 01-02. – С. 33-35.
  9. Карминский А.М., Информатизация контроллинга в финансово-промышленной группе /А.М. Карминский , А.В. Дементьев, А.А. Жевага // Контроллинг. - 2002. - №2.
  10. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. / А.М. Карминский [и др.]; под общ. ред. А.М. Карминского. – Москва: Финансы и статистика, 1998. – 256 с. 
  11. Орлов, А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. – Москва: Наука, 1979. – 296 с. 
  12. Уайт, О.У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ. - Москва: Прогресс, 1978. – 302 с.
  13. Компьютерно-интегрированные производства и CALS -технологии в машиностроении. - Москва: Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности, 1999. – 510 с.
  14. Любавин, А.А. Особенности современной методологии внедрения контроллинга в России/ А.А. Любавин // Контроллинг. - 2002. - №1. – C. 32-38.
  15. Карпачев, И. Налево пойдешь/ И.Карпачев // Enterprise partner: корпоративные системы. - 2000. - №10. – C. 22-24.
  16. Орлов, А.И. Эконометрическая поддержка контроллинга / А.И. Орлов // Контроллинг. - 2002. - №1. – С. 42-53.
  17. Гуськова Е.А. Информационные системы управления предприятием в решении задач контроллинга/ Е.А. Гуськова, А.И. Орлов // Контроллинг. - 2003. - № 1. – С. 29-33.

Информация о работе Технологии реализации контроллинга на современном предприятии