Технологии реализации контроллинга на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ технологий реализации контроллинга на современном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть концепции контроллинга в разных странах, цели, задачи и инструменты.
Проанализировать экономическую, управленческую и информационную подсистемы контроллинга и их взаимодействие.
Изучить технологии реализации контроллинга, применение информационных систем управления предприятием в контроллинге.
Предложить процедуру внедрения систем контроллинга на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЛИНГА………………………………..5
Сущность и концепции контроллинга……………………………………5
Цели и задачи контроллинга………………………………………………8
Инструментарий контроллинга……………………………………………9
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………13
Экономическая подсистема контроллинга……………………………...13
Подсистема управления…………………………………………………..16
Информационная подсистема контроллинга…………………………....20
Информационные системы управления предприятием и контроллинг.27
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПОМОЩИ КОНТРОЛЛИНГА………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Работа содержит 1 файл

Контроллинг.doc

— 887.50 Кб (Скачать)
 

 

      

     Место ИСУП в системе  контроллинга

     Цель  информационной поддержки контроллинга – обеспечить руководство информацией  о текущем состоянии дел предприятия  и спрогнозировать последствия  изменений внутренней или внешней среды [9, с.44]. Основные задачи контроллинга согласно [10, с.19] представлены в табл.5[10, с.20, табл.2].

     Таблица 5. Основные задачи контроллинга

Виды  контроллинга Основные решаемые задачи
Контроллинг в системе управления Целевая задача стратегического контроллинга – обеспечение продолжительного успешного функционирования организации. Основная задача оперативного контроллинга – обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия
Финансовый  контроллинг Поддержание рентабельности и обеспечение ликвидности предприятия
Контроллинг на производстве Информационное  обеспечение процессов производства и управления
Контроллинг маркетинга Информационная  поддержка эффективного менеджмента  по удовлетворению потребностей клиентов
Контроллинг обеспечения ресурсами Информационная  обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов, анализ закупаемых ресурсов, расчет эффективности работы отдела снабжения
Контроллинг в области логистики Текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортировки материальных ресурсов
 

 

     Сравним (в соответствии с табл. 6) [10, c.23, табл.3] основные задачи, которые решают ИСУП и контроллинг (см. табл. 4 и табл. 5).

     Таблица 6. Сравнение задач ИСУП и контроллинга

Задачи  ИСУП, решаемые для: Задачи контроллинга, решаемые
Руководства предприятия Контроллингом в системе управления
Финансово-бухгалтерских  служб Финансовым  контроллингом
Управления  производством Контроллингом на производстве
Служб маркетинга Контроллингом маркетинга
Служб сбыта и снабжения Контроллингом обеспечения ресурсами
Служб складского учета Контроллингом в области логистики
 

 

     Из  табл. 6 видно, что задачи ИСУП, решаемые для каждого уровня управления и службы предприятия, соответствуют задачам, решаемым контроллингом в той или иной сфере деятельности предприятия (а именно, контроллингом в системе управления, финансовым контроллингом и т.д.). 

     Если  рассматривать структуру ИСУП, то можно выделить 5 основных модулей, которые присутствуют в каждой информационной системе. Это финансово-экономическое управление, бухгалтерия и кадры, склад, производство, торговля (сбыт).

      

     Перспективы совместного развития ИСУП и контроллинга 

     Для того, чтобы заглянуть в будущее, попробуем сначала вернуться  в прошлое. 

     Как известно, развитие методов управления промышленными предприятиями в начале ХХ века связывают прежде всего с именами Г. Форда, Ф. Тейлора, Г. Гантта, А. Файоля, Ю. Гастева и др. Именно А. Файоль разделил действия администрации на ряд функций, к которым отнес прогнозирование и планирование, создание организационных структур, руководство командой, координацию действий менеджеров и контроль. 

     Модель  управления запасами, приводящая к «формуле квадратного корня» для оптимального размера заказа, предложена Ф. Харрисом в 1915 г., но получила известность после публикации широко известной работы Р. Вильсона в 1934 г., а потому часто называется моделью Вильсона [11, с.224-225]. Мощный толчок теория управления запасами получила в 1951 г. благодаря работам К. Эрроу (будущего нобелевского лауреата по экономике), Т. Харриса, Дж. Маршака. В 1952 г. были опубликованы работы А. Дворецкого, Дж. Кифера, Дж. Вольфовитца. На русском языке теория управления запасами рассматривалась в работах Е.В. Булинской, Дж. Букана, Э. Кенингсберга, Ю.И. Рыжикова, В.А. Лотоцкого, А.И. Орлова [9, гл.5], А.А. Колобова, И.Н. Омельченко и многих других. 

     Необходимо  отметить работы по созданию ИСУП, выполненные  в киевском институте кибернетики  АН УССР, созданном Б.В. Гнеденко в 1950-х  годах (в 1961 г. этот институт возглавил В.М.Глушков). В начале 60-х в США начались работы по автоматизации управления запасами. Конец 60-х связан с работами О.Уайта, который при развитии систем автоматизации промышленных предприятий предлагал рассматривать в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые подразделения. В публикациях О.Уайта были сформулированы алгоритмы планирования, сегодня известные как MRP — планирование потребностей в материалах — в конце 60-х годов, и MRP II — планирование ресурсов производства — в конце 70-х — начале 80-х гг. [12, c.24]. 

     Отнюдь  не все современные концепции  управления возникали в США. Так, метод планирования и управления Just-in-time точно вовремя») появился на предприятиях японского автомобильного концерна в 50-х годах, а методы OPT— оптимизированная технология производства созданы в Израиле в 70-х годах. Концепция компьютеризированного интегрированного производства CIM возникла в начале 80-х годов и связана с интеграцией гибкого производства и систем управления им. Методы CALS — компьютерная поддержка процесса поставок и логистики возникли в 80-х годах в военном ведомстве США для повышения эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, организации производства, поставок и эксплуатации военной техники. [13, c.12]. Система ERP – планирование ресурсов корпорации предложена аналитической фирмой Gartner Groupне так давно, в начале 90-х, и уже подтвердила свою жизнеспособность. Системы CRM – управление взаимоотношениями с клиентами  стали нужными на высококонкурентном рынке, где в фокусе оказался не продукт, а клиент. Многое было сделано в СССР и в России, прежде всего в Институте проблем управления, Центральном экономико-математическом институте, ВНИИ системных исследований и Вычислительном центре РАН. 

     В настоящее время постепенно акцент в планировании ресурсов предприятий (на основе ERP-систем) смещается к поддержке и реализации процессов управления цепью поставок (SCM–систем), управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM-систем) и электронного бизнеса (e-commerce систем). 

     На  основе анализа тенденций развития рынка программного обеспечения для автоматизации процесса управления предприятиями можно сделать вывод о его динамичном развитии и усложнении круга задач, требующих автоматизации. Вначале руководители предприятий чаще всего ставили простейшие задачи, в частности, задачу автоматизации процесса работы бухгалтерии. С развитием компаний, усложнением бизнес-процессов возникала потребность не только в «посмертном бухгалтерском учете», но и в управлении материально-техническим снабжением (логистическими процессами), работой с дебиторами и кредиторами и многими другими видами деятельности, направленными на решение задач, которые ставит перед предприятием внутренняя и внешняя среда. Для удовлетворения этих потребностей менеджмента стали использовать корпоративные информационные системы управления – решения, охватывающие деятельность всего предприятия. 

     Таким образом, в результате «эволюции» ИСУП превратилась из компьютерной бухгалтерии  и автоматизированной системы управления запасами в комплексную систему управления всего предприятия. 

     В настоящее время на рынке представлено большое количество типовых ИСУП - от локальных (стоимостью до 50 тыс. долл. США) до крупных интегрированных (стоимостью от 500 тыс. долл. США и выше). Типовые решения этих ИСУП «привязываются» фирмами-поставщиками к условиям конкретных предприятий. 

     Отметим, что в настоящее время основная часть ИСУП разрабатывается не на основе типовых решений, а в единичном  экземпляре для каждого отдельного предприятия. Это делается соответствующими подразделениями предприятий с целью наиболее полного учета особенностей конкретных предприятий [14, с.28-41].  

     Основные  типы ИСУП, используемые в контроллинге.

     Локальные системы. Как правило, предназначены для автоматизации деятельности по одному - двум направлениям. Зачастую могут быть так называемым "коробочным" продуктом. Стоимость таких решений лежит в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов США.

     Финансово-управленческие системы. Такие решения обладают гораздо большими функциональными возможностями по сравнению с локальными. Однако их отличительная черта - это отсутствие модулей, посвященных производственным процессам. Сроки внедрения таких систем могут доходить до года, а стоимость – от 50 тыс. долл. до 200 тыс. долл. США.

     Средние интегрированные  системы. Эти системы предназначены для управления производственным предприятием и интегрированного планирования производственного процесса. Они характеризуются наличием специализированных функций. Такие системы наиболее конкурентоспособны на отечественном рынке в своей области специализации с крупными западными системами, при этом их стоимость существенно (на порядок и более) ниже, чем крупных.

     Крупные интегрированные  системы. На сегодняшний день это наиболее функционально развитые и соответственно наиболее сложные и дорогие системы, в которых реализуются стандарты управления MRPII и ERP. Сроки внедрения подобных систем с учетом автоматизации управления производством могут составлять несколько лет, а стоимость лежит в пределах от нескольких сот тысяч до нескольких десятков миллионов долларов. Следует отметить, что данные системы предназначены в первую очередь для повышения эффективности управления крупными предприятиями и корпорациями. Требования бухгалтерского или кадрового учета отходят в этом случае на второй план.

     Конструкторы – это коммерческое программное средство, комплекс программных средств или специализированная среда программирования для относительно быстрого (по сравнению с универсальными средствами программирования) создания деловых приложений. Естественно, при этом опираются на лежащий в основе конструктора инвариант методологии и технологии функционирования.

     Специализированные  решения – предназначены в основном для получения корпоративной консолидированной отчетности, планирования, бюджетирования, анализа данных по технологии OLAP (on-line analytical processing - оперативный анализ данныха точнее, многомерный оперативный анализ данных для поддержки принятия решений).[15, c.22-24] 

     Эконометрические  методы в ИСУП

     Анализ  реальных потребностей предприятий  показал, что для создания полноценной  системы, которая обеспечивала бы не только учетные функции, но и возможности  прогнозирования, анализа сценариев, поддержки принятия управленческих решений, - типового набора функций ERP-систем недостаточно. Решение данного класса задач требует применения аналитических систем и методов, прежде всего эконометрических, включения этих систем и методов в ИСУП.  

     Эконометрические  методы представляют собой важную часть научного инструментария контроллера, а их компьютерная реализация - важную часть информационной поддержки контроллинга. При практическом использовании эконометрических методов в работе контроллера необходимо применять соответствующие программные системы. Могут быть полезны и общие статистические системы типа ДИСАН, ППАНД, SPSS, Statgraphics, Statistica, ADDA, и более специализированные Statcon, SPC, NADIS, REST (по статистике интервальных данных), Matrixer и многие другие [16, с.42-53].

     ИСУП в решении задач контроллинга. Подводя итоги, прежде всего отметим, что ИСУП в решении задач контроллинга играют бесспорно важную роль. С целью информационной поддержки контроллинга специальный модуль «Контроллинг» должен быть включен в состав ИСУП. Это необходимо для того, чтобы система обеспечивала не только компьютерную поддержку контроллинга, предоставляла менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию обо всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Но и стала бы системой, несущей в себе информацию о полном рыночном цикле – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия [17, с. 32].  
 
 

Информация о работе Технологии реализации контроллинга на современном предприятии