Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа
Цель: анализ технологий реализации контроллинга на современном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть концепции контроллинга в разных странах, цели, задачи и инструменты.
Проанализировать экономическую, управленческую и информационную подсистемы контроллинга и их взаимодействие.
Изучить технологии реализации контроллинга, применение информационных систем управления предприятием в контроллинге.
Предложить процедуру внедрения систем контроллинга на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЛИНГА………………………………..5
Сущность и концепции контроллинга……………………………………5
Цели и задачи контроллинга………………………………………………8
Инструментарий контроллинга……………………………………………9
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………13
Экономическая подсистема контроллинга……………………………...13
Подсистема управления…………………………………………………..16
Информационная подсистема контроллинга…………………………....20
Информационные системы управления предприятием и контроллинг.27
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПОМОЩИ КОНТРОЛЛИНГА………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46
Предприятия,
внедрившие и применяющие инструментарий
контроллинга, получают значительный
экономический эффект за счет упрощения
процедур планирования, принятия решений
и поступления своевременной информации
о собственной деятельности.[4, с. 45-51]
Рис.3
Типология инструментов контроллинга
по периоду действия
2.1 Экономическая подсистема контроллинга
Цель функционирования экономической системы - увеличение прибыли. Сложная система представляет собой совокупность подсистем, для выявления которых чаще всего используется структурная декомпозиция. В соответствии с международной практикой выделяют следующие функциональные области: маркетинг, НИОКР, снабжение, производство, сбыт, финансы, персонал. Функциональные области характеризуют предметную область, которая, в свою очередь, описывается перечнем объектов, их свойствами и методами, связями.
Внешняя модель системы S описывается следующим образом, по стандарту IDEF0 (Рис.4)[5, с. 43, рис. 7]:
Рис.4 Процесс по стандарту IDEF0
Внутренняя модель системы S описывает свойства, поведение и связи между объектами и выглядит следующим образом (Рис.5)[5, с. 41,рис.6]:
Рис.5 Функциональная модель предметной области
Количественная
Структурный системный
анализ используется для определения
бизнес-структуры
Структура системы управления экономической системой представляет собой комплекс иерархических функциональных моделей и характеризует организационную структуру.
Организационная структура - логическое соотношение уровней управления и функциональных областей (бизнес-структуры), организованное таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
В литературе систему управления затратами называют оперативным контроллингом. Система управления затратами должна обеспечивать учет, контроль, планирование, анализ и регулирование затрат с целью снижения непроизводительных издержек. Бизнес-структура описывается перечнем функций и объектов предметной области. Предметная область системы управления затратами представляет собой совокупность функциональных областей: снабжение, сбыт, производство, персонал.
При несвоевременном снабжении возникают затраты, связанные с хранением запасов. В процессе производства осуществляются прямые затраты. Сбыт вызывает затраты на хранение и доставку запасов готовой продукции. Персонал является источником организационных расходов (накладных затрат). Таким образом, предметная область охватывает экономические элементы - носители затрат: материалы, комплектующие, топливо и энергия, полуфабрикаты, основные средства, персонал. Субъектами затрат выступают центры затрат и изделия. Собственно затрата определяется бухгалтерской проводкой, суммой, датой возникновения, местом возникновения и носителем.
Основная задача контроллинга - выбор наиболее эффективной структуры системы управления. Эффективность может определяться, например, минимальным рассогласованием между желаемым и фактическим значениями показателей системы, показателями качества принимаемых решений и прочими.
Модель системы управления затратами иерархическая и имеет три уровня: уровень предприятия в целом, уровень подразделений (центров затрат), уровень изделий. Цели различных уровней иерархии могут не совпадать.
1. На уровне предприятия наиболее часто используется целевая функция минимизации затрат, которая имеет аналог - максимизацию маржинальной прибыли.
2. На уровне подразделений наблюдается большой разброс целей. Производственные подразделения ориентируются на оптимальную загрузку производственных мощностей, оптимальное использование ресурсов, минимальную долю накладных затрат. Вспомогательные подразделения увеличивают собственную рентабельность, снижая долю накладных затрат. Административные подразделения, являясь источником накладных затрат, могут иметь самые разнообразные цели - от социальных до организационных. Плохо формализуемые цели могут быть описаны когнитивным графом.
3. На уровне изделий используется целевая функция максимизации рентабельности, показателя затраты-качество и др.
Цели различных уровней иерархии могут быть согласованы путем использования метода анализа иерархий (в статике) или с использованием теории игр (в динамике).
Выбор соответствующих
моделей и согласование их входных
и выходных данных, определение последовательности
реализации, выбор критерия эффективности
использования моделей все это задачи
контроллинга. Перечень моделей (функций),
входные и выходные данные, управление
(критерий эффективности) и ресурсы (математическое,
информационное и организационное обеспечение)
составляют структуру системы управления.[4,
с. 93-101]
2.2 Подсистема управления
Различают системный, процессный и ситуационный подходы к управлению экономической системой. Системный подход воздействует на составляющие системы с целью изменения структуры для обеспечения оптимальных результатов функционирования. Процессный подход рассматривает функции управления: учет, контроль, анализ, регулирование, планирование. Ситуационный подход основан на использовании различных методов воздействия на значения экономических показателей в зависимости от конкретных ситуаций.
Контроллинг представляет
собой обратную связь в контуре
управления за счет выбора организационного,
математического и
Повышение качества управления обеспечивается выбором системы управления. В литературных источниках зачастую стираются различия между системой управления предприятием и контроллингом. Контроллинг - это система управления управлением и основывается на экономической системе, системе управления и автоматизированной системе управления. При отсутствии хотя бы одной составляющей система управления не является контроллингом. Контроллинг - это методология управления, совокупность организационных, математических и информационных моделей, обеспечивающих наиболее оптимальное управление системой.
Стратегический и
оперативный контроллинг могут
различаться используемыми
Функции управления | Управление | Контроллинг |
Учет | Учет значений экономических показателей | Формирование словаря (тезауруса) понятий в рамках единого информационного пространства |
Контроль | Контроль рассогласований значений экономических показателей | Выбор наиболее подходящих методов контроля, анализа и регулирования значений экономических показателей |
Анализ | Анализ причины рассогласований, оценка влияния факторов | Использование моделей для оценки качества управления |
Регулирование | Использование математических моделей для снижения рассогласований | Использование математических моделей для улучшения показателей качества принимаемых решений |
Планирование | Использование математических моделей для планирования значений экономических показателей | Планирование внедрения системы управления на предприятии |
Таблица 3. Особенности функций управления
В зависимости от
целей управления, изменяются инструменты
контроллинга: организационные модели,
математические и информационные модели,
комплект которых для каждой конкретной
экономической системы будет различаться.
Функциональная область экономической
системы накладывает ограничения на систему
управления, а обе перечисленные системы
ограничивают выбор инструментов контроллинга
(рис. 6)[6, с.24, рис.2].
Pис 6 .Сравнение подсистемы управления и контроллинга.
Таким образом, эффективность системы контроллинга определяется эффективностью управления, контроллинг действительно является обратной связью по управлению. Например, для планирования производственной программы могут использоваться различные способы, в частности, линейное и нелинейное программирование, статистические методы и др. В зависимости от ситуации, контроллинг позволяет для конкретной экономической системы выбрать наиболее подходящий по показателям качества принимаемых решений метод, согласующийся с целями управления.[6, с.23-29]
В результате внедрения
системы контроллинга на предприятии
могут быть сформированы альтернативные
варианты методов управления. Выбор подходящей
модели управления и является принятием
решения в системе контроллинга.
Моделирование организационной структуры
Функциональная
Сложность структуры
системы управления затратами заключается
в том, что одни и те же функции
выполняются в различных
Количество однородных подразделений определяется спецификой и масштабом предприятия. Процесс декомпозиции заканчивается определением элементарных (неделимых) задач, назначаются исполнители. Помимо исполнителей, задаются сроки реализации задач и требуемые ресурсы. Соотнесение исполнителей по уровням управления и функциональным областям представляет собой организационную структуру.
Следует отметить важность декомпозиции задач учета, поскольку именно реализация задач учета обеспечивает формирование информационной базы управления затратами. Информационная база обычно изображается с помощью диаграммы потоков данных, которая содержит не только функции, но и объекты (технология DFD).[5, с. 72]
Преимущество диаграммы
потоков данных для отображения организационной
структуры заключается в том, что появляется
возможность выявить исполнителей однотипных,
но различающихся по носителям информации,
задач. Например, ввод данных о сотрудниках
осуществляется представителем отдела
кадров, а информация о материалах заполняется
работником склада. Таким образом, с использованием
методологии IDEF0 удобно задаваться перечнем
задач разного рода в процессе формирования
организационной структуры. С помощью
диаграммы потоков данных однородные
задачи распределяют по объектам. Тем
самым, определяются исполнители, действия
которых каким-то образом должны быть
согласованы, например, по времени (последовательности).
Информация о работе Технологии реализации контроллинга на современном предприятии